Путь до Белого волка, или Подарок для мамы
Все новости
ВЕРНИСАЖ
12 Декабря 2024, 14:00

Мой Куинджи

Из фотоархива автора
Фото: Из фотоархива автора

Наличие или отсутствие профессионального образования, любовь или отстранённость от художественного творчества не станут оспаривать тот факт, что А. И. Куинджи писал пейзажи, в которых создавал идеальные образы гармонии и красоты.

Объявление в петербургских газетах за 7 марта 1878 года:

«6-я выставка картин Товарищества передвижн. художественных выставок открывается 9 марта, в новом помещении Общества поощрения художников в доме, бывшем Градоначальника, Большая Морская, № 40. Экспоненты: Боголюбов, Бронников, Брюллов, Васнецов, Гунн, Киселёв, М. П. Клодт, М. К. Клодт, Крамской, Куинджи, Литовченко, Маковский, Максимов, Мясоедов, Репин, Савицкий, Шишкин, Ярошенко. Выставка будет открыта ежедневно, от 10 час. утра до 5 час. пополудни. Плата за вход 30 коп».

Из статьи В. Стасова «Передвижная выставка 1878 года» в газете «Новое время» за 29 и 30 марта:

«Наконец, есть ещё на выставке пейзаж, который все хвалят и на который тут же нападают. Это – «Лес» г. Куинджи. И, мне кажется, публика совершенно права. Как эффект багрового солнечного освещения, под вечер, летом – эта картина представляет что-то в самом деле новое и необыкновенное. Может быть, никому ещё не удавалось написать своей кистью такого жгучего, такого раскалённого солнца. Но зато этой одной полоске, удачной и талантливой донельзя, новой и своеобразной, принесена в жертву вся остальная картина».

Впервые я увидела картины Куинджи в Третьяковской галерее. В студенческие годы мы частенько ездили в Москву «разгонять тоску», как тогда говорили. В столице мы посещали музеи, а потом долго делились впечатлениями. Мои однокурсницы не были в восторге от картин этого художника, а я запомнила образ лунной ночи надолго. Когда мне становилось грустно, он всплывал в моём воображении, и грусть исчезала, а я начинала чувствовать умиротворение.

Пролетели годы. В моей жизни произошло столько событий. Куинджи то забывался, то снова вспоминался. В Москву я продолжала ездить, и каждый раз спешила встретиться с философским пейзажем. Конечно, я любовалась картинами и других художников. Однако маэстро Куинджи ни с кем не мог быть сравним для меня.

Счастье, что в экспозиции Башкирского художественного музея имени Михаила Нестерова представлен пейзаж «Терек» кисти Архипа Куинджи. В Уфу прибыла выставка «От академизма к импрессионизму. Пейзаж и портрет второй половины ХIХ – начала ХХ века из собрания Государственной Третьяковской галереи». Выставка разместилась в залах Художественного музея имени Михаила Нестерова.

Это другой счастливый момент. Но в собрании выставки, к сожалению, других картин Архипа Куинджи не оказалось. Счастье, как водится, долгим не бывает. Разочарование быстро нейтрализовалось счастливыми воспоминаниями, поэтому я к ним вернусь.

Этому художнику с рождения были уготованы испытания, те испытания, которые приводят либо к славе, либо к людскому позору. Вряд ли он понимал это в детстве, но в зрелые годы, я уверена, он об этом размышлял. Он стал известным, хотя мне кажется, что сей факт не особенно его прельщал. Он стремился к известности, ведущей к богатству. Он добился этого и распорядился богатством по-своему. И то, что он приблизился к постижению Истины жизни, он понял сердцем, сердцем чутким и трепетным.

Его семья была бедна, поэтому мальчику с детства приходилось много работать. Он то пас гусей, то служил у подрядчика, то подрабатывал у торговца хлебом. Именно хлеботорговец посоветовал Архипу Куинджи поехать в Крым и поступить в ученики к Ивану Айвазовскому. Юноша дошел в Феодосию пешком и пробыл там все лето. Однако Айвазовский так и не оценил талант ученика – поручал ему лишь красить забор и толочь краски.

В 1865 году Архип Куинджи приехал в Санкт-Петербург поступать в Академию художеств. Однако стать вольнослушателем ему удалось только с третьей попытки, когда он написал полотно «Татарская сакля в Крыму».

Мелодии Чайковского, стихи Пушкина, Лермонтова, пейзажи Васильева, Левитана – разве всё это не возвышает нас, не помогает нам стать лучше, чем мы есть? Счастье наше в том, что на свете всегда рождались художники, призванные пробуждать в сердцах все присущие человеку чувства – и гнев, и печаль, и тихую радость, и сострадание, и ненависть, и любовь.

Наш Уфимский художник Михаил Нестеров писал, что перед картиной «Украинская ночь» (1876) всё время «стояла густая толпа совершенно поражённых и восхищённых ею зрителей». Нестеров сопоставлял картину с пушкинской поэзией. «Тем удивительнее это полотно, что в нём замечено рассеянное повсюду прекрасное – то, что простой человек не увидел, а художнику волшебством кисти удалось открыть человеческому глазу». Критики едины в одном: главным выразительным средством в создании мира природы у Куинджи становится глубинность пространства, а новые изобразительные средства приводят к невиданной ещё искусством оригинальной декоративной системе.

Природа представлялась Куинджи столь грандиозной, что человек казался в ней мелким, жалким. Человек должен был найти в ней место, он должен был приблизиться к ней.

Русская философия 1870–1880 охватила разные стороны человеческого творчества – науку, искусство, литературу. Нет сомнения, что повышенное внимание Куинджи к вопросам мироздания, его размышления о месте в нём человека – это своего рода реакция искусства на мировоззренческую проблематику. Куинджи прикоснётся к тайне бытия, к Истине.

Архип Куинджи постиг Истину, соединил искусство и жизнетворчество. Его искусство звало человека к духовному росту, имело жизнеутверждающую силу. Куинджи был из тех, кто, по выражению Репина, до всего доходят своим умом. Его картины не подавляют человека, а, наоборот, возвышают, приближают к Богу. Куинджи в образе природы раскрывает любовь Творца к человеку. Великолепие природы, кажущаяся таинственность под покровом приглушённого света, переданные кистью в руке мастера, отзываются в наших сердцах трепетом и сладкой болью.

В своей литературно-публицистической деятельности я вновь пересеклась с творчеством гениального человека. По приглашению Оргкомитета проекта «Волошинские чтения» я приняла участие в мероприятии и выступила с докладом о жизни и творчестве художника в мае 2019 года, чему была несказанно рада. Мне посчастливилось открыто высказать своё понимание художественного смысла картин замечательного пейзажиста и философа одновременно.

Начало XX века ознаменовалось для Куинджи рядом благотворительных действий. Он поддерживал студенческую кассу вспомоществования для нуждающихся учащихся. По завещанию художника немалые средства, а именно около двух миллионов рублей, были адресованы Обществу поощрения художников.

И, наконец, картина Куинджи  «Христос в Гефсиманском саду» (1901). Критики посчитали картину произведением, в котором прозвучала тема одиночества, обречённости человека, вступившего в конфликт с обществом. Можно ли интерпретировать картину как итог формирования философского пейзажа? Считается, что разгадать смысл его произведений очень сложно, ибо художник не оставляет намёков и подсказок на тайное содержание своих полотен, так как в них якобы нет драматизма. Драматизм постепенно выявляется в зрителе, когда он всматривается в картину. Он появился ниоткуда, Христос в белых одеяниях, горящих фосфоресцирующим светом. Фигура Христа залита лунным светом. Она расположена в центре, на Ней сходятся диагональные линии. Столкновение добра и зла художник передаёт, противопоставляя свет и тень. Христос молча смотрит на нас, и мы не отводим взгляда. Он идёт к нам, и мы чувствуем в сердце Его любовь, эту жизнеутверждающую силу взамен бренности земного бытия.

 

Автор: Ирина БАККЕ
Читайте нас: