Все новости
ВЕРНИСАЖ
4 Марта , 16:00

Белые снега России

В Уфе, в рамках проекта «Открытые фонды», в выставочном зале «Ижад» завершилась выставка «Белые снега России», экспозиция которой составила 37 избранных живописных произведений 25 художников Республики Башкортостан из собрания Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова.

фото автора
Фото:фото автора

Тема русской зимы привлекала живописцев разных поколений. Через это прекрасное время года каждый автор мог раскрыть не только красоту определённого мотива или состояние природы, но и разнообразные оттенки своих чувств, мыслей, показать индивидуальную манеру письма.

В экспозицию вошли произведения старейших мастеров, стоявших у самых истоков изобразительного искусства Башкортостана. Многие из них получили художественное образование в стенах Уфимского техникума искусств (ныне – Уфимское училище искусств), по окончании которого занимались преподавательской и творческой деятельностью, активно участвуя на зональных, республиканских, региональных, всероссийских и международных выставках.

Уроженец Сызрани, воспитанник Казанской художественной школы, Иван Урядов, в своей пейзажной живописи продолжил её реалистические традиции. Переходное состояние природы в тончайших цветовых оттенках наступившей зимы переданы в его этюдах «Ранний снег» (1949) и «Редкие гости» (1961).

Величественную красоту старинного южно-уральского города Миньяр представил в своей живописной композиции «Север. Сороки» (1964) блестящий мастер пейзажной живописи Борис Домашников. В небольшом по формату произведении художнику удалось передать мощные объёмы скал, у подножия которых расположились приземистые домики, причаленные к берегу лодки, снующие по узкой дороге машины. Сдерживает суровость гор скромный зимний мотив, с редкой растительностью, любопытными сороками на изгороди и наблюдательной собакой. Импрессионистическая манера письма характерна для его живописного этюда «Берёзы и грачи» (1972). В сравнении с ранним полотном «Зима на окраине» (1957) лирическое раскрытие темы провинциальных окраин передаётся через реалистическое отображение действительности, с чётким композиционным построением ближнего и дальнего планов, описательским характером, тщательной живописной прописанностью.

Зимняя тема представлена эмоциональными и страстными по живописи произведениями Александра Бурзянцева, получившего художественное образование в Пензенском художественном училище у И.С. Горюшкина-Сорокопудова (1873–1954) – ученика И.Е. Репина по Санкт-Петербургской Императорской Академии Художеств. Воспитывая в своих учениках импровизатора и живописца, Иван Силыч наставлял: «Смотри больше на холст, чем на натуру, берёза растёт там, где это надо художнику, и помни, что и в тени есть цвет».

фото автора
фото автора
фото автора
фото автора
Фото:фото автора

В раннем пейзаже «Белый снег» (1966), на основе натурных зарисовок, созданных Бурзянцевым во время пленэрных поездок по уральским городам, живописец мастерски передаёт высокие заснеженные холмы с небольшими, разделёнными деревянным частоколом поселениями, словно белоснежное лоскутное одеяло, укрывшее землю. На переднем плане — церковь с ярко-синим куполом и резвящаяся на катке молодёжь. Пластичность рисунка и контрастное напряжение цвета выдержаны в традициях «сурового стиля» 1960-х.

Романтика зимней Уфы и её окрестностей замечательно воспета в монументальных полотнах «Сутолока» (1984) и «Уральский пейзаж» (1988). Смело и энергично, широкой кистью мастер лепит фактуру снега, под тяжестью которого сгибаются до земли ветви старого дерева. Будто через распахнутое окно мы наблюдаем эту завораживающую красоту. Поражает динамика композиции. Наш взгляд, начиная свой путь с незамерзшей реки, проскальзывает в глубину полотна, через заснеженные кусты, устремляясь к белокаменному храму. В другой работе восхищает цветовое сочетание голубого снега и сохранившихся на ветвях багрово-охристых осенних листьев. Таинственность и сказочность сюжету придают силуэт лесного животного, затерявшегося среди заснеженных зарослей, и жанровая сценка, вписанная в пространство освещённой солнцем поляны.

Александр Данилович был всесторонне образованным человеком: любил классическую музыку, обожал поэзию Александра Пушкина и Сергея Есенина, прозу Сергея Тимофеевича Аксакова. Так, в живописном произведении «Буран» (1990), созданном по мотивам одноимённого очерка писателя, художник передал всю силу мощи природного явления и неравную борьбу людей с разбушевавшейся стихией.

В камерном этюде «Зима» (1986) выпускника Вильнюсского Художественного института Анатолия Платонова — великолепного рисовальщика и колориста — прослеживается литовская школа рисунка и живописи, основанная на академических традициях. Небольшая композиция «Торжок» (1973) относится к серии этюдов, созданных в результате путешествия художника по средней полосе России, где живописца впечатлила древняя архитектура провинциальных городов. Тонким лириком выступает Анатолий Иванович в передаче серо-охристых пастельных оттенков зимнего неба над белоснежными крышами деревянных строений в «Пейзаже с сороками» (1973).

Признанный мастер индустриального пейзажа, театральный художник, график Александр Пантелеев не случайно свою живопись называл «косоугольной». Он «почти не рисовал с натуры, а конструировал обобщённые символы из предметов и мотивов природы, зачастую представляя их драматически тревожными». К вологодскому периоду творчества относится его монументальное полотно «Зимняя охота» (1980), наполненное покоем и умиротворением. Геометрические кристаллы белого снега, на фоне фиолетово-розовых елей, острыми пиками устремлённых ввысь, чередование горизонталей и вертикалей переднего и заднего планов, создают особую, холодную красоту северного сюжета, динамику и ритм композиции.

Евгений Фоминов, зачисленный сразу на 3-й курс Уфимского театрально-художественного училища, представлен зимним этюдом «Дали за Белой» (1965). Живописец великолепно передаёт широкие пласты белого снега, светотеневые и цветовые соотношения горизонта к водной глади.

Значительный след в изобразительном искусстве Башкирии оставил художник-шестидесятник Виктор Позднов. Круг его жанровых интересов разнообразен: пейзажи и портреты, тематические картины и натюрморты. Как и его коллега по кисти, А. Д. Бурзянцев, художественное образование Виктор Андреевич получил в Пензенском художественном училище им. К. А. Савицкого, у И.С. Горюшкина-Сорокопудова.

В монументальном полотне «Старое село на Южном Урале» (1968, 1999) пейзаж неразрывно связан с жизнью и деятельностью человека. Живописная манера художника, основанная на одном из течений постимпрессионизма — «пуантилизме», выработала свою технику. Его плотные, разнообразные мазки, сливаясь воедино, рождают богатейшие цветовые нюансы. Панорамность, многоплановость композиции, введение архитектурных объектов и жанровых сцен, нарядная декоративность живописи обогащают его сюжеты, сохраняя в них тонкий лиризм и повествовательность.

Необыкновенной точности в передаче зимнего снега смог добиться художник-фронтовик Алексей Храмов. Его лирическое полотно «Башкирская деревня» (1972) воспевает скромную красоту уральской природы. Жемчужная белизна снега ещё более усиливается на фоне серого неба и вереницы деревянных изб.

Выпускник Уфимского техникума искусств и Московского художественного института им. В. И. Сурикова Рашит Нурмухаметов — автор жанровых и исторических полотен, целой галереи портретных образов. Но есть в его творчестве и пейзажи, большая часть которых является подготовительной работой к основным произведениям, и хотя сам художник не считал их главными, выполнены они мастерски, с глубоким знанием тональной разработки цвета и света. Таковы его живописные этюды «Февральский ветер» (1970-е) и «По перволедью» (1979).

Поэтом родной земли был и башкирский пейзажист Владислав Меос. В своём монографическом очерке «Светлый снег памяти» (Уфа, 2002) художник писал: «…зима чарует наш взор, околдовывает душу». Учёба в Уфе и в Ленинграде дала хорошую школу будущему живописцу. Многому научили молодого художника на пути его творческого становления известные педагоги по Уфимским изостудиям — Геннадий Огородов и Порфирий Лебедев.

В представленных этюдах «Первый снег» (1985) и «Первые морозы» (1986) уверенной кистью мастера реалистично передано переходное состояние суровой уральской природы: порывистый ветер, раскачивающий деревья, серое пасмурное небо, ещё непокрытую льдом реку.

фото автора
фото автора
фото автора
фото автора
Фото:фото автора

Представитель трансреалистического творческого направления Ян Крыжевский — художник с непростой судьбой. В 1960–1970-е годы — учёба в Уфимском училище искусств и в Латвийской Академии художеств им. Т. Э. Залькална. В 1980-е — жизнь и творческая работа в Вологде, Ярославле и Ленинграде. С 1991 по 2014 годы — американский период жизни.

Полотно «Уфимские горизонты (Конец Архиерейки)» (1974–1975), представленное в экспозиции, написано незадолго до отъезда из родной Уфы. Широкая панорама картины позволяет зрителю ощутить динамический полёт в пространстве над старой Ахиерейкой с несколькими избами, расположившимися на крутых склонах берега; увидеть размеренную жизнь людей; а вдали — знакомые очертания моста, синие дали и луч солнца, скользнувший по зеркальной глади реки Белой.

Таинственный свет луны в холодном пространстве сюжетного пейзажа  «Охотник и луна» (1998) самобытного художника Хатипа Фазылова проникновенно показывает романтический настрой произведения. Будто всё замерло в этот час, даже охотник, на миг остановивший свой путь, как завороженный, всматривается в эту волшебную красоту природного явления. Всё небо залито фиолетово-охристым сиянием, а снег вдруг превратился в жемчужное покрывало, нежно оберегая землю и горы от холода.

Совместное творчество художников Зуфара Гаянова и Файзрахмана Исмагилова представлено произведением «Соколиная охота» (2007). Историческая тема всегда была популярна в творчестве башкирских мастеров. Здесь, с помощью изобразительного языка, они могли поведать зрителю не только об обычаях древних башкир, об эстетической стороне одного из традиционных промыслов — соколиной охоте, но и показать величественную красоту гор, ширь степей, клубы предрассветного тумана, поглотившие наездников.

Непревзойдённый живописец, монументалист, график и общественный деятель Евгений Винокуров представлен в экспозиции двумя композициями: «Двенадцатое апреля» (2006) и «В Старой Ладоге» (1986).

Ностальгическим звучанием окрашено первое из них. Здесь могут быть и детские воспоминания, и ассоциации, связанные с первым полётом человека в космос, и дань памяти русского писателя С. Т. Аксакова. Смелая, динамичная композиция картины показывает необычный ракурс улицы Благоева (ныне ул. Расулева), с крутым заснеженным холмом у подножия старинного особняка, бумажным корабликом, спустившимся по талой воде. Над сказочными деревьями в серебристо-охристой прозрачной кроне живописно передано высокое небо с кометой, на которую обратили внимание мальчишки. Вдали виден небольшой островок старой Уфы.

В разнообразных градациях синего цвета передан в эпическом полотне образ Старой Ладоги, с её старинными деревянными сооружениями под бездонным небом, бескрайним пространством под снежным покрывалом. Панорамность и конструктивизм в композиции, характерные для творческого метода художника, здесь также сохранены.

Ярким представителем исторической и тематической картины в башкирской живописи был Урал Мухаметшин. Его композиция «Зима в Кандрах» (1985) представляет скромный мотив родного края с сельским домом, скотным двором и повседневными хлопотами хозяев. Художник подробно прописывает каждый кустик и деревце, стог сена, сельский быт, суровую уральскую природу. Его рисунок спокоен и сдержан, живописный язык строг и лаконичен.

Повествовательный рассказ о деревенских буднях ведёт в своём живописном полотне «Зимний дворик» (2019) башкирский художник Ринат Атауллин. Многоплановая композиция, спокойный серебристо-охристый колорит произведения, позволяет зрителю почувствовать ширь пространства, скромную красоту заснеженных лесов и полей, свежесть наступающего утра.

Известный и признанный в нашей республике живописец и график Георгий Прокшин родился в Харькове. В Уфу привезли его родители в 1947 году. Здесь он занимается в изостудии Дома пионеров В. С. Сарапулова, в дальнейшем получает художественное образование в Московской средней художественной школе при институте им. В. И. Сурикова, затем на отделении промышленной графики и упаковки Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшее Строгановское). Многолетняя жизнь в Уфе и многочисленные поездки на натурные этюды вылились в серию работ «Уфимский календарь», посвящённых Уфе, её окрестностям и архитектурным достопримечательностям. «Железная дорога» (2006) — одна из них, представляющая уютный уфимский уголок в зимний период. На холме, на фоне деревянных изб возвышается прекрасный Крестовоздвиженский храм. Спустившиеся на город сумерки окрасили небо в нежный пепельно-розовый цвет, ещё более усилив контраст между жилыми строениями, графическими деревьями и воздушным пространством.

Вагиз Шайхетдинов — родом из Буздякского района Башкирии, выпускник художественно-графического факультета Башкирского государственного педагогического университета. В экспозиции две работы, написанные художником практически в одно и то же время — пейзажи «Мороз и солнце» (2002) и «Окраина Уфы. Сипайловская гора» (2005). Но, если в первой из них художник выступает фотореалистом, тонкой кистью точно изображая действительность, яркое, солнечное освещение, чистое, ясное, голубое небо и чётко падающие тени на снегу. То в следующей композиции лирико-романтическое состояние природы передано благодаря смелой пастозной живописи и тонким цветовым соотношениям белого на белом.

фото автора
фото автора
фото автора
фото автора
фото автора
Фото:фото автора

Стас Лебедев является одним из ярких представителей башкирского авангарда. Необычно воплощена тема народного лубка в его композициях «Белый день» (1978) и «Айгир. Первый снег» (1987). В них есть всё: деревенский пейзаж с домами из красного кирпича; горы и реки, леса и поля; мужик в тулупе, заправляющий лошадей в дорогу; баба с коромыслом, идущая за водой, кот, взобравшийся на крышу дома. Но этот яркий мир образов философски интерпретирован творческой фантазией и воображением автора на основе разнообразных и противоположных друг другу художественных направлений: кубизма и абстракционизма.

Сочная и звучная живопись характерна для пейзажиста и театрального декоратора Ралифа Ахметшина. Родом из Караиделевского района, выпускник Уфимского училища искусств, художник большую часть своего творчества посвятил любимому городу — Уфе. В его «Уфимском мотиве» (2017), также как и во многих пейзажах подобной тематики, звучит живописная ода о прекрасной природе: старых провинциальных улочках и оврагах с деревянными домами, утопающими в белых сугробах, деревьями с ржавой листвой, лазоревым зимним небом над заснеженными холмами, с синими тенями, растянувшимися по снегу. Гармоничное соединение старого и нового вносит эмоциональную окраску в произведение.

Для живописца, графика и художника театра Рамиля Абдрашитова в отображении природы присуще своё видение — чёткое построение композиционных планов, лаконизм цвета, синтез живописных направлений. Так, в его произведении «Морозное утро» (2010) реалистически написанный передний план, с деревенским двором, окружённым изгородью, сельчанином на лошади, живописно перекликается с кубистическими формами кроны деревьев и горного пейзажа на горизонте. Таким образом, автор приглашает зрителя расширить границы своего познания природы.

Своеобразную красоту исторической Уфы воплотила в пейзаже «Надежда на весну» (2009) молодая художница Флоренс Вантеева. Выпускница Уфимского училища искусств и художественно-графического факультета Башкирского государственного педагогического университета, большая поклонница живописи Виктора Суздальцева, чьи уроки помогли ей в творческом становлении, в своих произведениях создала свой мир, наполненный особой философией и гармонией.

Завершается выставка произведениями художников-авангардистов — Мираса Давлетбаева и Сергея Игнатенко. Тема уфимских окраин, воплотившаяся в известных полотнах основоположника башкирской пейзажной живописи А. Э. Тюлькина, продолжает волновать последующие поколения художников. И в каком бы стилистическом направлении они не работали, главная задача авторов — донести до зрителя свои мысли, чувства, настроение, убедить в искренности.

Авторы:Фото автораОльга ПОЛЕНОК
Читайте нас: