Все новости
ВЕРНИСАЖ
11 Октября 2023, 11:57

Восточные мотивы Зулейхи Мамадовой

В прошедший четверг, 5 октября, в Центральной районной библиотеке г. Благовещенска, состоялось открытие выставки картин «Восточные мотивы» самодеятельной художницы Зулейхи Мамадовой-Ягмуровой. Открылась выставка песней «Арабское танго» в исполнении Батыра Закирова.

– Я рада приветствовать вас в Центральной районной библиотеке на презентации выставки картин «Восточные мотивы» нашей благовещенской самодеятельной художницы Зулейхи Мамадовой-Ягмуровой. Сегодня не только день открытия нового имени в изобразительном искусстве в Благовещенске, но и день удивлений, – отметила ведущая мероприятия Эльфия Габитова. – Творения Зулейхи – это не просто натюрморты, пейзажи, портреты, а все они исполнены в философском плане. В её творениях очень много ярких красок, что положительно влияет на настроение. От ее картин веет умиротворением, тишиной, прозрачным, насыщенным запахом трав и полевых цветов. Примечательно, что открытие выставки происходит в Год педагога и наставника, в праздник Дня учителя. Уважаемые педагоги, ветераны педагогического труда, с Днем учителя! А наша Зулейха Мусаевна учительница, долгое время проработавшая с детьми.

Сегодня здесь представлена лишь третья часть из ста созданных ею картин. Одни картины подарены друзьям и родственникам, другие находятся в частных коллекциях в США, Казахстане, Украине, Узбекистане, Белоруссии, Польше, Таджикистане, России.

Удивительна как судьба самой Зулейхи, так и ее творчество. Родилась в 1953 году далеко отсюда, в Чимкентской области, на самом юге Казахстана, граничащем с Узбекистаном, в большой семье репрессированных иранцев народности фарси. После окончания средней школы поступила в Ташкентский государственный педагогический институт, работала в школе-интернате. С детства любила рисовать. Был шанс учиться в академии искусств, но рисование у мусульман считалось большим грехом. Отец Зулейхи отговорил свою дочь от греховных мыслей и посоветовал учиться на педагога.

С 1994 живет в Башкирии, в Уфе и Благовещенске.

Зулейха – художник-самоучка, наивист. Пишет лишь в последние 7 лет картины любой сложности как карандашами на бумаге, так и масляными, акриловыми красками на холсте. Каждая деталь картины имеет символическое значение.

Картина «А у нас во дворе», или «Просто Ирисы» отправлена в Альбом Всемирного флешмоба #рисуютвсе#. Также Зулейха по приглашению отправила несколько своих картин на рассмотрение независимой комиссии в Союз современных русских художников.

На вопрос «как же вы создаете свои картины?», Зулейха Мусаевна ответила, что появляется сначала какая-либо тема, затем идея ее написания, которая в голове созревает, будоражит душу, волнует сердце.

Каждую картину можно долго рассматривать и долго о ней рассказывать.

Вот «Сельская учительница». Эта одна из любимых картин Зулейхи. Приближается праздник Новый год. За окном беззаботно играют ребятишки. Пожилая учительница стоит в ожидании исполнения желаний, мирного неба, всем здравия и спокойствия.

Восточная миниатюра «В саду». На Востоке, по обычаю, очень оберегали женщин от посторонних глаз (сейчас очень редко). Считалось, что женщину или девушку легко сглазить. Поэтому каждый мусульманин огораживал свой дом, сад каменным или глиняным, кто богатый кирпичным дувалом (стена, ограждение). Высотой минимум 2 метра. Их лица могли видеть только близкие родственники из мужчин. Брат, отец, сын, дед, муж. Нельзя было посторонним мужчинам прикасаться, смотреть в лицо. Девушек воспитывали с верностью к семье, и женщина не заботилась о достатке в доме. Это должен делать тот, кому Бог (Аллах) дал больше физической силы. Домашние заботы – еда, уборка, стирка, забота о семье, детях, муже забирают много сил у женщин. А в современном мире ещё надо принести домой деньги. Кроме домашних хлопот ещё надо на работе до 8-ми, а то и более часов поработать и плюс, придя домой, выполнять обязанности жены, мамы, бабушки. И никто не задумывается, почему женщина создана слабее физически в разы. А потому, чтобы о ней заботились, оберегали. Восток дело тонкое, там всё продумано.

«Запретный плод». Вожделения в райских садах. Молодёжь спешит всё познать. Иной раз получает за это горькое разочарование, настолько тяжёлое, что прозревает, страдает, мучается, но взрослеет. Взрослость это и есть изгнание из райских садов. Тут уже уходит наивность и появляется недоверие, осторожность, расчётливость, мудрость. Человек потерял рефлексы, данные природой. И теперь учится на своих ошибках. К сожалению, ошибаются почти все без исключения. До самой старости. Так и жизнь проходит.

Картина «Турчанка и лоза». Комментарий самой художницы:

– За прошедшие годы мною было нарисовано много лиц, – говорит Зулейха. – И я пришла к мысли, что самые красивые глаза – это молодые женские глаза и ещё если они серо-голубые. Рисуя эту картину, я поняла смысл слов: «Я тону в этих глазах...». И правда, они как море, как небо. Но это моё видение. Карие глазки, пусть молодежь не обижается, они тоже прекрасны.

«Девушка Павлин». В ночь на новолуние превращается Птица Счастья (павлин) в сказочно красивую девушку. Только наступит утро, и она опять обернётся птицей. Но сколько она покорит мужских сердец за эту короткую ночь!!! На каждом сброшенном изумрудном пере по огромному рубину, окаймленному в золотой Багет пуха. Обрекает она их на безответную любовь...

«Мелодия курая», написана буквально на днях, краска еще свежая. Слышится сама мелодия курая, топот копыт Акбузата. Выписана каждая былинка цветка курая, каждый мускул скакуна выделен. Ветер колышет ковыль, развевают косы всадницы.

Девушка-кураистка скачет на коне по полям, горам, просторной и красивой земле Башкирии. И доскакав далеко, далеко и оставшись наедине с природой, она заиграет на курае, и полетят чудесные звуки по полям, лесам, горам. И птицы подхватят мелодию и защебечут  птенцы в гнездах. И опять наступит гармония человека, зверей, птиц и природы. Зулейха максимально старалась придать девушке национальную внешность. Курай – музыкальный национальный башкирский инструмент – в футляре на поясе у девушки. А растение цветок в центре, из его ствола вырезают этот инструмент.

А удивления продолжаются. Зулейха знает 8 языков: иранский, афганский, турецкий, азербайджанский, казахский, татарский, башкирский. Понимает корейский, немецкий, польский. Объясняется тем, что жила в Казахстане, куда были сосланы репрессированные семьи многих народностей нашей страны.

Как выяснилось на встрече, Зулейха не только рисует сказки на восточные темы, но и пишет легенды, рассказы, предания. Вот картина «Шёпот Дервиша» (отшельника). А легенда такова (коротко). Высоко в горах Ирана в полуразрушенной келье живёт Дервиш-суфист. Про него вспоминают только тогда, когда кто-то заболевает неизлечимыми болезнями. И вот брат привёз свою больную сестру. И разжег костёр Дервиш, и закружился вокруг костра, постукивая в бубен и пришептывая свои волшебные заклинания. Смысл которых только ему известен. И излечится по воле Аллаха (Бога) и помощью Дервиша женщина от недуга.

Своими впечатлениями о выставке поделилась ведущий библиотекарь Центральной районной библиотеки Ирина Петровна Соловьева.

Друзья, родные и близкие пожелали Зулейхе Мусаевне дальнейших успехов и творческого долголетия, неиссякаемого вдохновения и плодотворной деятельности, а главное – доброго здоровья!

Выставка продолжает работать, 27 октября пройдет ее закрытие. А на закрытии будет разыграна лотерея на право приобретения трех картин «Белочки», «Холодно ли тебе, девица?» и «Красавица планета».

Придем обязательно! 

Автор:Василий АРТЕМЬЕВ, фото автора
Читайте нас в