На значительной территории располагались 8 жилых поселков из малоэтажных домов, которые спешно возводились в годы войны для расселения эвакуированных граждан. Застройка осуществлялась с нарушением генерального плана, разработанного перед началом войны в институте «Ленгипрогор».
С образованием города Черниковска задачей первостепенной важности вновь оказалась разработка генерального плана его развития и застройки. Одновременно утверждается программа возведения до конца года 25 тысяч квадратных метров жилья. Планы строительства не были выполнены: жители города получили всего лишь 8,5 тысячи «квадратов» жилой площади во вновь отстроенных домах. Не помогло решению поставленной задачи выделение финансовых средств и наличие в городе Черниковске крупного строительного треста № 3, подчиненного Наркомату авиационной промышленности. Не хватало строителей и материалов, но главным препятствием в выполнении правительственного задания стало отсутствие в Уфе готовых приступить к проектированию архитекторов.
Потребовалось вмешательство Москвы. Разработку генерального плана развития Черниковска возложили на институт «Ленгипрогор», и летом 1947 года новый, откорректированный генплан был утвержден. Согласно этому документу, застройку центра Черниковска предложено было начинать вдоль главной улицы, протянувшейся на 4,5 км от Курочкиной горы, с продолжением в западном направлении до реки Белой. В первые годы строительства главная улица Черниковска называлась Новой, повторяя перенесенное с рабочих чертежей наименование. Но когда четко определились контуры застройки и начали вырастать многоэтажные жилые дома, улице присвоили праздничное название Первомайская.
На Первомайской предполагалось выстроить и крупные здания общественного назначения: горсовет, почтамт, гостиницу, кинотеатр, городской театр. Чтобы преодолеть монотонность в оформлении протяженной улицы, проектанты предложили устроить на всем ее протяжении несколько площадей. Самая большая площадь была запланирована как сквер, размещенный посредине улицы и окруженный по периметру жилыми домами повышенной этажности. Эту тенденцию подчеркнули возведением на восточной стороне площади двух восьмиэтажек. Противоположную им сторону площади решено было закрыть монументальным зданием Дворца культуры нефтяников, за которым закрепилось измененное название – Дворец культуры им. Серго Орджоникидзе.
Проект Дворца был утвержден в начале 1950 года. Дворец культуры был выстроен как наиболее крупное по объемному решению сооружение во всей системе застройки. Монументально и торжественно решен его главный фасад в виде протяженной вогнутой дуги, соединившей две улицы-луча. Центральный портик фасада украшают шесть колонн торжественного коринфского ордена. Широкий разворот крыльев фасада воссоединил боковые портики, решенные в едином стиле. Возвышающаяся башенная конструкция колосников над сценой подчеркивает предназначение здания как учреждения культуры и придает силуэту Дворца монументальные характеристики.
Контуры главного фасада повторяют и изогнутые стены фойе Дворца. Большой зрительный зал позволил превратить новое учреждение культуры после его открытия в признанный жителями Черниковска центр духовной жизни. Многочисленные помещения для занятий в кружках, спортивные залы, библиотека привлекали во ДК тысячи людей, стремившихся после работы приобщиться к новым полезным и развивающим занятиям. К тому же архитектурно-художественное решение здания придавало ему притягательную силу. Архитекторы сразу отказались от помпезной торжественности: стены трехэтажного корпуса, открывающиеся к площади, решены более похожими на жилой дом и словно гарантируют обстановку коллективного отдыха в кругу увлеченных творчеством людей.
Несколько десятилетий Дворец культуры имени Орджоникидзе выполнял свое предназначение по организации отдыха и удовлетворению духовных потребностей жителей северного промышленного района Уфы. А в 90-х здание было передано УГНТУ и превращено в один из учебных корпусов вуза. Однако вопрос о сохранении функционального предназначения Дворца культуры нельзя считать закрытым.
Предстоит сказать свое слово и исследователям-краеведам, определив архитекторов, подаривших городу это здание. Согласно архивным документам, в 1950 году при предварительном рассмотрении проекта строительства Дворца названы фамилии архитекторов: С. Маслих и О. Яфа. Во всех печатных изданиях после завершения строительства автором проекта назван Н. Шабаров, который участвовал в застройке Черниковска в качестве главного архитектора проектной мастерской № 1 Министерства нефтяной промышленности восточных районов СССР.