Все новости
ВЕРНИСАЖ
16 Августа 2022, 14:00

Философ и романтик «Леонардо»!

Философ и романтик «Леонардо»!
Философ и романтик «Леонардо»!

Честно говоря, сложно и необычно присутствовать сразу на двух выставках. Если в одном зале галереи Центра народного творчества «Урал» открылась первая персональная выставка художника Лии Ахметгареевой «Рождение души», то в другом были выставлены картины известного башкирского художника Леонарда Абузарова (1947–1985). Выставка, приуроченная к его 75-летнему юбилею. И именно на контрастах этих замечательных художников молодого и более старшего поколения понимаешь, как сложен и многообразен мир творческого человека.

Философ и романтик «Леонардо», как называли его друзья и сокурсники, оставил после себя художественное наследие, ставшее в один ряд с произведениями выдающихся мастеров башкирского изобразительного искусства. Не случайно часть из них хранится в Башкирском государственном художественном музее им. М. Нестерова.

Леонард Билалович Абузаров родился в 1947 году в селе Байкибаш Караидельского района Башкортостана. Художественное образование получил в Уфимском училище искусств. Жил и работал в г. Уфе. При жизни художник не получил большого признания и даже не был членом Союза художников Башкортостана. Успех к Леонарду Абузарову пришел лишь после его смерти.

Первые его персональные выставки состоялись уже после его смерти, в 90-х годах. Они с успехом прошли в галереях «Сангат», «Урал», «Ижад», в доме-музее Аксакова, в Центральной городской библиотеке. Именно с той поры публика и строгие искусствоведы стали открывать для себя его работы.

Герои его картин, чаще всего одинокие люди с отрешенным взглядом и со своей трагической судьбой, брошенные на произвол судьбы животные: «Старый Хасан», «Одинокий Полкан». Глубокая философия заложена в композиции «Жизнь в разрезе», представляющей несколько кадров из жизни людей – от рождения до ухода в иной мир. Грациозный и пластичный «Жонглер» – тоже своеобразный символ оторванности от мира и общества. Реалистичная манера изображения, тема одиночества человека, пытающегося найти спасение от наступающей цивилизации, агрессивной городской среды в слиянии с природой – все это актуально и сегодня, сорок лет спустя.

Леонард Абузаров, с его художественно-аналитическим мировоззрением создал произведения, раскрывающие внутренний мир автора, его душевные переживания, передающиеся зрителю через тот же энергетический импульс. Таково его монументальное полотно «Предстояние», над которым художник работал три года, вынашивая главную мысль своего творения. Глубокая философия заложена в композиции «Жизнь в разрезе» (1973), представляющей несколько кадров из жизни людей – от рождения до ухода в иной мир, с их горестями и радостями, ожиданием и надеждой. Вертикальный формат его работ зрительно увеличивает персонажи, а многоплановость композиции создает ощущение величия и простора («Весна. Разлив», «Девочка и лес» – 1972; «Натюрморт», 1974). Грациозен и пластичен его «Жонглер» (1971). В традициях наивного искусства решена жанровая композиция «Пейзаж с коровой» (1973). Большой интерес представляет камерное живописное произведение «Последний экспресс» (1983). Та же избранная художником вертикальность, многоплановость и сферичность композиции, окрашенной романтикой наступающей ночи и далеких огней большого города.

На открытие выставки пришли его родственники, друзья, коллеги-художники, люди, которые считают его близким по духу. Своими воспоминаниями о том, чем жил художник, как творил и создавал свои работы, поделились заслуженный художник Республики Башкортостан, профессор УГИИ им. З. Исмагилова Амир Мазитов, заслуженный художник Республики Башкортостан Михаил Спиридонов, живописец, график Георгий Карпов, искусствовед Лариса Кудоярова, а также вдова художника Валентина Абузарова.

Авторы:Василий АРТЕМЬЕВМарат САРМАНАЕВ
Читайте нас: