Все новости
ВЕРНИСАЖ
12 Января 2021, 15:14

Дим и Дарья. Продолжение «Летних каникул»

В эти рождественские дни выставочный зал «Ижад» представил уфимцам и гостям города творчество Дима Губайдуллина и Дарьи Данилиной.

Экспозиция выставки представляет творческий тандем двух молодых участников, членов Союза художников России, экспонентов республиканских, региональных, всероссийских и международных выставок, которые заявили о себе своим участием в групповой выставке «Летние каникулы», прошедшей в выставочном зале «Ижад» в 2019 году. На этот раз персональные выставки художников раскрыли более широкий их творческий диапазон – живопись, графику и инсталляцию.
В другом автопортрете, вписанным в жанровый сюжет «Масленица» (2018) – героиня кажется несколько отстраненной от событий, происходящих вокруг нее: хороводы вокруг костра, где сжигают чучело зимы, ликующий от радости малыш… Но застывший взгляд героини направлен в какую-то неведомую даль. О чем ее думы – остается загадкой. Своеобразным акцентом произведения является ярко-оранжевое пламя костра на фоне синего неба, усиливающее декоративность колорита.
Трагическим событиям гражданской войны 1918–1919 годов посвящено живописное полотно «Владимир» (2019). Впечатляет утопающий в сугробах величественный собор, к открытым воротам которого ведет заснеженная тропинка со следами. На заднем плане, в окружении парковых деревьев вырисовывается памятник герою гражданской войны – символу сурового времени, обозначившему варварское уничтожение духовной культуры. Композиция создает ощущение, будто храм вот-вот распадется как карточный домик. Серебристая спокойная гамма способствует тихому созерцанию сюжета.
Сюжетные картины «Вовка» (2013), «Утро Марго», «Самовар» (обе – 2020) – это ностальгия по ушедшим в прошлое элементам старинной архитектуры: резных деревянных наличников, предметов быта. Умело соединив пейзаж и интерьер с портретным образом, Дарья Данилина, мастерски наделяет свои персонажи психологическими характеристиками. Не по-детски смотрит на зрителя дворовый мальчишка в моряцком костюме. Трогателен образ девочки, с прижимающей к груди детской игрушкой, будто на минуту присевшей на ступеньках деревянной лестницы. Лирическому настрою картины вторят комнатные цветы на фоне распахнутого окна, с яркой синевой неба и золотистого солнечного света, озарившего помещение.
Художника завораживают заповедные и исторические места, где все первозданно, мистически загадочно. Своими суровыми очертаниями, напоминающими человеческий профиль, притягивает дух скалы Мамбет. Тайны прошлых веков таят в себе старые, полуразрушенные часовни и монастыри («Отсвет», 2016; «Авзян», 2018).
Тема Великой Отечественной войны 1941–1945 годов также отражена в творчестве Дарьи Данилиной. Так, в портрете «Валя» (2016) раскрывается судьба детей, на чьи маленькие плечи легли тяготы военного времени: боль, разруха, потеря родных и близких. Монохромная живопись еще более усиливает эффект старых черно-белых фотографий.
Следует отметить классический стиль и техническое мастерство Данилиной в линогравюре, раскрывающей непревзойденную красоту уральской природы и древнерусских городов («Лошади», «Свияжск», «Владимир» – 2019).
Два модуля, завершающие выставку, представляют работы Дима Губайдуллина, принявшего эстафету офортного искусства от своего отца, выдающегося графика-эстамписта Камиля Губаевича Губайдуллина (1949–2017).
В крупноформатном произведении «Трибьют» (2020) скупыми, но яркими живописными средствами автор выражает свое почтение, уважение и восхищение перед человеческими достижениями – первый выход человека в Космос. Иногда, детские воспоминания художника уводят его в период, когда в памяти всплывают освещенные городским фонарем вычурные таблички с названиями уфимских улиц («Старый фонарь», 2016).
Через метафору художник выражает свое отношение к действительности, разрушительному процессу, поэтому в его живописи и офорте проблема экологии звучит наиболее остро и актуально («Стена. Крик», 2015; «Старый завод», 2016; «Портрет с окном», 2018; «Кислотный дождь», 2016).
Однако, несмотря на драматический аспект произведений Дима Губайдуллина, в жанровых и импровизированных композициях он может быть более мягок, лиричен и романтичен («Мадонна. В пути», 2015; «Путешествие в ночь», «Ее фантазии» – 2016).
Работая с металлом, будь это офорт или сварная инсталляция, художник постоянно задает себе ряд вопросов, ответить на которые сможет только Время («Отрыв», «Диалог», «Боль», «Разговор», «Вопрос» – 2019; «Куб. Запутанная История», «Куб. Молчание» – 2020).
Еще одна грань графического искусства, в которой успешно работает Губайдуллин, это монотипия из серии «Элементы», представленная работами условно-символического характера на военную тему («Фляжка», «Штык «АК», «Маузер» – 2017).
Совместная выставка двух молодых художников показала единство взглядов на определенные темы. Широкий круг интересов: увлечение историей, философией и культурой, вылившиеся в этапные произведения, позволили зрителю через точку зрения и творческое воображение автора понять их смысл.
Выставка продлится по 24 января. Добро пожаловать!
Ольга ПОЛЕНОК, фото автора