Все новости
ВЕРНИСАЖ
22 Июля 2020, 17:58

«Автомобильный рай» в Черниковке

Жара как аргумент. Лето имеет свойство просто быть! Тоскливо ползёт транспорт по Первомайской улице и обязательно в полдень. Он «раскалён до красна» на солнцепёке, ему не до нежностей с пассажирами… имеется в виду, ему, транспорту – троллейбусу, автобусу сложно держать себя в рамках необходимого этикета. По случаю чрезмерно солнечной погоды-непогоды может заехать куда-нибудь не туда или, наоборот, остановиться, где ему не положено.

Или вовсе тормознуть на зелёный свет светофора, выдохнув устало: «Как же всё опротивело!». Но не в этот раз! Хотя взбрыкнуть-то он взбрыкнул: изменил свой привычный маршрут. С Первомайской улицы, поднимаясь ко Дворцу им. Орджоникидзе, повернул свои резиновые колёса неожиданно на улицу Мира, что по правую сторону. И дальше пополз вниз, отчего-то радостно подпрыгивая. И кочек, вроде как, и колдобин на пути нет, а он знай своё – подпрыгивает! И масло в моторе ни с того ни с сего быстрее стало переливаться, бурлить радостно… Поршни и шатуны звонче зашуршали… непривычно бодро.
Оказывается, есть в Черниковке этакое место, и при том необычное, о котором, к сожалению, не все черниковцы знают. Несправедливое, досадное с их стороны упущение. Спрашивается, как отдельные граждане-северяне Уфы могут не знать о существовании музея ретро-автомобилей? А что уж говорить про остальную часть города. Невежды, одним словом! Сам музей… хотя это слишком скромно сказано – скорее целый город «живой» техники, огромный паркинг, что находится на углу улицы Мира и Максима Горького. Где-то там внизу, отталкиваясь от улицы Мира, помнится, был учебно-производственный комбинат для школьников старших классов. Но то ушло и быльём поросло. Не зря, наверное, в парк машин «Ретро гаражъ» ПСК-6 все дороги… из Рима ведут туда. Ну, предположительно ведут… могут вести! Почему бы не сделать эту смелую трактовку, ибо почитай так оно и есть. Сколько подобных музеев по России? С гулькин нос! Есть что-то похожее в Казани, в Москве. А в Башкирии – он вообще единственный, что открылся в феврале прошлого года.
Привлекательные и завлекательные вывески на здании делают своё дело. Мимо проходящий уж наверняка соблазнится, да заглянет туда. И неважно автолюбитель ли, или нет – в любом случае, при виде полной коллекции авто – упадёт в обморок от счастья. Очухается, взглянет на блеск переднего бампера «DeSoto Deluxe Carry-All» – и снова в обморок.
Хотя, пожалуй, начнём по порядку. Попасть в сокровищницу автомобильных богов можно со стороны автостоянки на первом этаже. Ага, перво-наперво – ресепшен администратора. Не без этого. Билетик стоит совсем дёшево – 150 рубликов. Сущие копейки! Рядом другие комнаты, раскрашенные в яркие весёлые цвета… и скамейки разноцветных оттенков. Помимо экскурсий, можно провести в «Ретро-гараже» дни рождения, школьные выпускные, пройти увлекательные квесты. И большей частью – для детишек, которые сюда приходят. Для них сотрудники музея проводят уроки по правилам дорожного движения. На большом экране, висящем на стене (в одной из комнат), показывают учебные фильмы при помощи проектора. Вот кто бы мог подумать! Разве не потрясающая идея со стороны организаторов? И не просто для красного словца, и не чтобы помучить детей «очередной школой», потому как после этих закоулков комнат гость взрослый и маленький гость попадает в огромный импровизированный городок уличного движения. Проезжие части, зебры, светофоры, заправочные станции, мойки, посты ДПС, зелёные газончики и кучка, большая куча детских автомобилей. В том городке, будто круглые сутки, резвятся детишки, катаясь на машинках, при этом соблюдая необходимые правила дорожного движения. И всё достаточно броско и пёстро выглядит, хоть картины рисуй. И глядя на эту лепоту, хочется воскликнуть: «Верните немедленно моё детство! Я здесь хочу задержаться на денёчек! И обедать не буду!..»
Стоит добавить, что череда бесконечных авто в этой части музея и начинается. В зелёной зоне стоят одиноко, но как дополнительный декор к импровизированному детскому мирку: настоящие мотоциклы с коляской, мотороллеры, «Запорожцы» разных марок. В том числе и инвалидка Моргунова «СМЗ С-3А» из комедии. «ГА-67» и «Willy’s» как самые массовые джипы Второй̆ мировой войны. Но самый что ни на есть красавец, что имеется в «городке» детей, – гоночный болид «Lotus» чёрного классического цвета. Яко ястреб в полёте!
Человеку с фоторужьём стоит перевести дыхание, так как ему надлежит теперь нырнуть в другое крыло паркинга, пройдя через обычную дверь. А там… целых два этажа, где он уж точно потеряет сознание от увиденного. Автомобильной техники во «второй серии нашего фильма» гораздо больше. В десятки раз, а потом ещё умножить на двадцать… что ли. Ну, мы не математики, но подсчёт приблизительно таков. Преимущественно стоят они рядком, как солдаты в строю. И возле каждой модели можно зависнуть примерно на час. И первое авто, что нас встречает это… ну, попросту чёрный лебедь. «Ford Model-T», известная как «Жестяная Лиззи», что выпускалась Ford Motor Company c 1908 по 1927 год. Это первое авто, выпускавшиеся миллионными сериями. Считается, что именно Генри Форд посадил Америку «на колёса», сделав автомобиль доступным для американца среднего класса.
Рядышком стоит «Шевроле Капитоль», что чернее черничной ночи, с четырёхцилиндровым двигателем 1927 года выпуска. «Oldsmobile F-31» 1931 года выпуска корпорации General Motors, что основана Рэнсомом Эли Олдсом в 1897 году (и просуществовала она до 2004 года), стоит тоже тут – явно не скучает. Ибо одна компания набралась. Сине-сребристого цвета Packard 7 Passengers Cedan 1932–1934 годов выпуска не может не вызывать умиление, восторг. Так и хочется сесть и прокатиться с ветерком. От сих моделей и гангстерский дух витает, сейчас как вылезет из окошка дуло автомата…
Недалеко от «американцев» припарковался и «немец» – «Opel Super 6» с рядным шестицилиндровым 2.5 литровым двигателем. В рекламных брошюрках, плакатах тех лет писали «Страстный автомобиль».
Что самое обидное, не получится написать про каждое техническое чудо, что имеется здесь в «автомобильном раю», ибо выйдет уже далеко не статья, а целая книга. Так что придётся идти, перешагивать через кого-то, почти живого. Разве автомобили – не люди?
Музей не следует одной автомобильной тематике. У них есть и другие любопытные экземпляры. К примеру, стенд с головными уборами из разных стран мира, начиная с военных фуражек, фуражки английского фараона и заканчивая радужной шапочкой Боба Марли. И все головные уборы не подделка какая-то, о чём собственно свидетельствуют оригинальные этикетки на внутренней их стороне. Имеются стеллажи с огнестрельным оружием: маузеры, ППШ, винтовки Мосина и даже сапёрные лопатки. Достаточно много полок с детскими сувенирными машинками, о которых мечтал любой советский ребёнок. Но, в силу их дороговизны, покупали не всем. Ах, как же подзабыли! Возле стенда с оружием висит газета «Комсомольская Правда» под стеклом, как и положено очень ценному экспонату, ибо она за 1945 год 9 мая, среда. Имеется небольшой комплект часов того ушедшего двадцатого века: «Победа» и «Willys Club» и, как положено, лежат в своих футлярчиках, с ремешками и техническими паспортами. Имеется также небольшое собрание старых-старинных радиоприёмников, телефонов и прочих бытовых безделушек. Создаётся впечатление, глядя на всё это разнообразие, что время здесь замерло. И вообще не имеет власти над человеком. Глянешь направо – годы тридцатые, а налево – годы Великой отечественной войны. И таким образом мелькает перед глазами целое столетие с хвостиком, которое никуда не торопится уходить. Жалко, что только нет (пока) звучащей музыки, что могла бы сопровождать каждую присутствующую здесь веху человека и техники.
Но вернёмся опять к нашим автомобилям. Ну, притягивают они нас ужасно, как мотыльков свет горящей лампочки. «Oldsmobile series 60» 1940 года выпуска приятного вишнёвого цвета соседствует с чёрным как смоль «Cadillac Fleetwood Series 75 Sedan» с восьмицилиндровым двигателем. Щёлкать фотоаппаратом можно целую вечность. «Немец» ярко-красного цвета «Wanderer W22/W40» 1933–1935 годов выпуска с гидравлической тормозной системой. Великолепен, наверное, как никогда, будто только что с конвейера. И рядом наша отечественная модель «ГАЗ М-1», она же знаменитая «Эмка», выпускающаяся с 1936 года по 1942 год. В рамках договора 1929 года Советскому Союзу передали документацию на Ford Model B, которую в США запустили в производство в 1934 году. Поэтому свою следующую модель М1 горьковчане также проектировали по образу Ford. Однако советские конструкторы в значительной степени переработали решения американцев. Так что технически он сильно отличался от американца, хотя внешне был очень похож на него. Такая вот предыстория, что весьма важно знать ненавистникам копирайта.
В двух словах скажем, что, конечно, в «Ретро-гараже» присутствует много военной техники, с которой выезжали на мероприятие, связанное с годовщиной Великой Победы над фашистскими захватчиками. В небезызвестный парк «Победы». Уазики, ГАЗики, американские Willys, 76-мм дивизионная пушка 1942 года (ЗИС-3). Каким-то непонятным чудом оказался у них и пулемётный бронеавтомобиль «Остин-путиловец» Российской империи 1917–1920 годов выпуска. И советский лёгкий бронеавтомобиль «БА-64» периода Второй мировой войны. К прочему и взвод мотоциклов немецких и отечественных. Ну, и самая супергроза врагов – это, разумеется, «Катюша». Уж она им показывала, где раки зимуют!
Также представители музея часто выезжают и на другие различные тусовки, что связаны автомобилестроением хоть немножко. Недавно они выезжали на открытие автокинотеатра «Три шурупа». С 26 по 28 июня 2020 года в городе Уфа, на территории парка им. Н.Ф. Гастелло, по инициативе группы компаний ПСК-6 и музея автомобилей “Ретро Гаражъ”, состоялся первый уфимский фестиваль ретроавтомобилей «Уфимский автосабантуй». Они всегда в безостановочном движении, что весьма немаловажно!
Следует сказать самое наиважнейшее, и попутно выделить это дело жирным шрифтом. Техника, что здесь представлена, имеет законченный вид, все запчасти подлинные, от производителей. И вся эта огромная армада на ходу, хоть сейчас выезжай в город. Коллекция постоянно обновляется, дополняется новыми моделями. Работает в музее большой штат автослесарей, электриков, что являются по сути фанатами своего дела. Иначе нельзя, особенно, когда имеешь дело с автомобильной историей.
«ГАЗ-ААА» – советский грузовой автомобиль повышенной проходимости, 1936–1943 года выпуска. Проходимость его за счёт шести колёс, увеличенного числа ведущих мостов до двух. Таким образом, формула 4х2 превращена в 6х4.
А сколько здесь (на втором этаже) автомобилей «Волга» горьковского завода – это же как полноводная река. «ГАЗ-22» – первая «Волга» в семье Никулиных. У того самого Юрия Никулина, что очень обожал эту марку. Он, между прочим, впервые сел за руль, когда ему было лет за сорок. И принялся за вождение без особого энтузиазма. Он должен был играть Деточкина в комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». Инструктора по вождению актеру наняли, но роль ему так и не досталась. Езда, по воспоминаниям Юрия Владимировича, давалась ему нелегко. На одном из первых занятий он чуть не задавил дворника. Обошлось, к счастью, сломанной метлой. Ездить великий актер все же научился. А вскоре у него появился и первый автомобиль – универсал «Волга ГАЗ-22».
Хороша ГАЗ-13 «Чайка» – советский представительский автомобиль, с восьмицилиндровым двигателем, что запущен в производство с 1959 года. «Чайка» никогда не поступала в свободную продажу и даже не имела установленной розничной цены. Большей частью использовалась она в служебных целях для министров, первых секретарей обкомов и других высших чиновников. Иногда предлагалась «Чайка» населению для обслуживания свадеб. Хотя, что об этом рассказывать – о сём и ребёнок знает! Хороша «Чайка – да не для нас, смертных! Всего выпущено таких моделей 3189, вплоть до 1981 года. Ничем не хуже из представительского класса ГАЗ-14 «Чайка» 1988 года выпуска. Брат-близнец? Да не совсем! Внешним обликом всё же резко отличается от ГАЗ-13, скорее больше похож дизайном на американские модели 70-х годов. «Чайка» второго поколения. Её облик создавал молодой выпускник художественно-промышленного училища В. Мухиной С. Волков. Стоит подчеркнуть, что модели ГАЗ-14 собирались все практически вручную.
Удивило присутствие в музее трактора «ДТ-20», что выпускался Харьковским тракторным заводом с 1958 по 1969 год. И культового автомобиля (похожий чем-то на наш типичный микроавтобус «пирожок») «Barkas B1000» автопроизводителя ГДР VEB Barkas-Werke, выпускающий свою модель с 1961 по 1991 год.
И, пожалуй, никто мимо не пройдёт американских автомобилей 60–70-х годов, что стоят в уголке особняком. Маслкары – самые «мускульные» железные кони. «Oldsmobile Toronado», с восьмицилиндровым двигателем, что выпускался с 1971 года по 1978 год. И тут же «Cadillac Deville» 1969 года выпуска всем своим импозантным видом говорит: «Посмотри на меня! Сфотографируй меня!». Невольно вспомнился Элвис Пресли с его известной историей о подарке матери розового кадиллака. А ведь она даже не умела водить. В 1955 году Элвис купил свой первый Cadillac. Розовый с белым цветом автомобиль «Cadillac Fleetwood Series 60», который служил для турне Элвиса и его группы «Blue Moon». Но первый вариант авто прослужил им не долго – однажды, во время очередной поездки, у него заклинило тормоза и автомобиль загорелся. Говорят, когда автомобиль горел на обочине, Элвис сидел в стороне и «стеклянными» глазами смотрел на полыхающий остов своей давней мечты. Однако в 1955 году Элвис купил себе второй Кадиллак, правда, изначально машина была синяя и имела черную крышку. Но, подумав, Элвис решил перекрасить ее в розовый цвет, а позднее так же перекрасить крышу в белый. Сосед Пресли, который занимался покраской машины, даже придумал название этому новому цвету – "Elvis Rose". Позднее он подарил розовый Cadillac Fleetwood Series 60 своей матери.
Что у нас дальше из маслкаров? Чёрный «Mercury Monterey» 1959 года выпуска. С шестицилиндровым двигателем. Похоже, именно на такой модели рассекал главный герой Сильвестра Сталлоне в фильме «Кобра». Машина принадлежала Сталлоне и в жизни. Однако, в 1994 году, машину угнали из его гаража. Через пятнадцать лет, после кражи, в 2009 году Сталлоне узнал, что Mercury продан на аукционе некой фирме, обеспечивающей киносъемки автомобилями, и подал на найденного угонщика, оказавшегося коллекционером антиквариата, в суд с требованием выплаты трёх миллионов долларов, которые в итоге Сталлоне и получил. А автомобиль был возвращен актеру. Занятная автомобильная история!
Пора, пожалуй, двигаться к завершению, и как бы нам не хотелось, но рано или поздно, а ставить жирную точку под небольшой статьёй нужно. Время в «Ретро-гараже» пролетает в мгновение ока: может пройти полдня, а тебе, нарезающему круги возле автомобилей, покажется, что всего-навсего прошло минут пятнадцать. И не всё ещё просмотрено, прочитано, сфотографировано. Глядя на техническое пиршество, невозможно не удивляться упорству, фанатичному труду его организаторов, сотрудников музея. Ведь каждая автомобильная запчасть, маломальская деталь достаётся с трудом. Ведь нужно заключить договора с известными автомобильными брендами, в частности с зарубежными. А это достаточно сложно, трудоёмко! Можно сказать, со слезами и потом всё достаётся! И как же здорово, что у нас существует невероятный, немыслимый ретро-автомобильный рай. И не где-нибудь, а у нас в Уфе, в Черниковке.
P.S. Не исключено, что все, кто посетил музей «Ретро-гаражъ», начнут ощущать некие (приятные) искажения реальности. Выйдя на улицу, на свежий воздух, им будет казаться, что мимо проезжающие современные автомобили выглядят уродливо, однообразно и скучно! И этому обнаруженному факту они только несказанно обрадуются.
Автор:Алексей Чугунов
Читайте нас в