Все новости
ВЕРНИСАЖ
13 Июля 2020, 20:33

Тот, кто повернут к тебе спиной

Чистый лист – это всегда провокация на творчество, на сиюминутное обнажение себя и окружающего мира. Оборотная сторона или побочный эффект – это страх, блок, «синдром чистого листа», когда желаемое не стремится вылезать из недр черепной коробки по каким-то необъяснимым причинам. Пытаясь выписать некий очерк про выставку «Недетский альбом II» Александра Соболева в уфимской галерее Мирас, я сталкиваюсь с такой же проблемой, и потому отпускаю свой разум на волю – пусть он выписывает разнообразные конструкции, над которыми я не совсем волен.

Фантазия – это то, что нам доступно для выстраивания взгляда на мир. Фантазия позволяет нам додумать, принять действительное за желаемое. И когда кто-то повернут к нам спиной, мозг умело может нарисовать угодный образ, который может развалиться, стоит этому кому-то повернуться к нам лицом. То, что нам невидимо, склонно транслироваться у нас в голове в некую систему сигналов, подстегиваемых некими внешними раздражителями, будто шебуршание в темном углу или кромешный мрак ночи. Действительность может отойти на второй план, когда такие спектакли, фильмы и картинки проецируются на наших глазах.
Человек садится и пишет. Берет в руки карандаш или кисти. Просто, без чего-либо видимого, он отображает невидимое. Он пишет о том, что кто-то только что ушел: закрыл дверь, но ушел не до конца, а оставил после себя часть или силуэт, как напоминание или симптом скорого возвращения. Казалось, сложно сочетать несочетаемое, но у творцов как-то все ладно складывается. Система работает почти безотказно, взрываясь внутри ярким фейерверком чувств, эмоций, сложных химических процессов, доставляющих дофамин в рецепторы мозга. Эмоции всегда сложно объяснить печатным словом, скатывающимся в многоуровневые буквенные символы, где только малая часть означает то, что на самом деле чувствовалось.
Я не обладаю полновесными знаниями «амореализма» (термин самого Александра Соболева) или «неопримитивизма», и уж тем более цифра «2» в названии указывает, что я упустил первую часть (если она вообще была), поэтому чувствую себя пущенным в лодку, несущую меня по темным волнам куда-то в неизвестное мне далеко, где я встречу того, кто повернут ко мне спиной. Я буду пугаться, петь, испытывать ироничную улыбку на предмет растяжения, ведь то, о чем я сейчас слагаю свой сказ – уже история в понятиях времени, ведь прошло 10 число месяца июля, когда полотна, наверняка, сняты со стен, чтобы подготовить почву для нового путешествия.
Простота линий, наполнения и формы в целом не означает, что это не заполнено чем-то изысканным. В детских рисунках не менее смысла, чем в работах взрослых особей, подчас ребенок видит мир в понятиях более разносторонних, выхватывая даже то, что проносится на границе глаза. «Недетский альбом» – это взгляд с позиции ребенка, который умудрился посмотреть на мир как взрослый, или наоборот. Подобное смещение различных взглядов, тем, идей рождает удивительное свойство быть инструментом в руках умелого мастера, позволяя мне привести здесь такое заезженное сравнение как «пластилин», из которого выделывается картина мира, столь непохожая на наш реальный.
Сложно признать, но это почти как факт, что каждый день нам нужно придумывать новую форму, высчитывать координаты, исследовать новые горизонты, сказать не «что», а «как», чтобы «зачем» и «почему» превратились в четкий субъективный ответ, когда что-то понимать и не обязательно; важнее ощутить что-то, вытянуть то цепляющее из глубины души. Ну, или повернуться спиной к тому, что сознание не может охватить полностью, пожать плечами и уйти восвояси, оставив лишь силуэт себя в пределах дверного проема.
Одно точно и непреходяще: иногда достаточно не пытаться понять, не напрягать излишне свою мыслительную деятельность, а идти вслед за ощущениями, чувствами и прочей рефлексией, и тогда можно отыскать королевства интересных конструкций, никогда не виденные ранее. Поиск и его результат чуть ли не самое интересное занятие в жизни – никогда не знаешь, к чему придешь и отыщешь ли то необходимое, но он определенно стоит всех усилий, затраченных на его осуществление.
Фотоальбом выставки
Егор ОКУНЕВ