Среди тех, кого он портретировал Лев Николаевич Толстой, Сергей Николаевич Булгаков и Павел Александрович Флоренский (картина «Философы»), художник Виктор Михайлович Васнецов, хирург Сергей Сергеевич Юдин, академик Иван Петрович Павлов, художники братья Корины, скульптор Вера Игнатьевна Мухина и многие другие. В своих портретах Нестеров стремился показать не только внешнее сходство с моделью, но и ее внутренний мир, характер и даже обозначить род занятий – скульпторы Мухина и Иван Дмитриевич Шадр изображены в процессе работы над своими творениями, Толстой, Булгаков, Флоренский показаны погруженными в свои думы на фоне чудесных русских пейзажей. С художественной точки зрения, для Нестерова зачастую в портрете одинаковую по важности роль играют как лицо самой модели, так и ее окружение, будь то пейзаж или интерьер, обогащенный деталями, которые помогают нам составить наиболее полное впечатление о личности, изображенной художником. Благодаря этому Нестерову удается в своих работах не только показать сиюминутный момент из жизни портретируемого, а рассказать целую историю, биографию этого человека. Даже когда мы смотрим на портрет не столь известной личности, как, к примеру, Лев Толстой, мы можем представить, что за человек изображен на полотне, какими качествами он обладал и кем он приходился самому Нестерову. Особенно это важно, когда мы, зрители, обращаемся к портретам родственников и близких Михаилу Васильевичу людей – будь то его сестра, дочь или жена.
В семье Нестерова было много женщин, и их портретные образы художник создавал с особой любовью и нежностью. Есть несколько портретов его второй супруги, Екатерины Петровны, изображение первой жены, Марии Ивановны, жизнь которой рано оборвалась во время родов, а также множество портретов дочерей – Ольги и Натальи. Ольга Михайловна была старшим ребенком от первого брака художника. Существует два известных портрета Ольги Нестеровой. На одном она изображена удобно расположившейся в кресле, в уютном интерьере, на фоне бюро, заставленного фотографиями в рамах, на которых, вероятно, мы могли бы видеть членов семьи. Ольга на портрете – красивая молодая женщина, с тонкими чертами лица и изящными руками. Столь же прекрасной она показана на другом портрете, написанном в 1906 году и носящем название «Амазонка». Об этой картине, хранящейся ныне в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, мы поговорим подробнее.
На необычном по формату, очень вытянутом по вертикали полотне перед зрителем предстает высокая стройная женщина, облаченная в амазонку – специальный наряд для верховой езды, – с прутиком в руках, дополняющим ее образ. Ольга, которой в год написания картины было 20 лет, изображена на фоне спокойного и меланхоличного, как и всегда у Нестерова, пейзажа, со словно светящейся гладью воды, лесом вдалеке и с окрашенным в нежнейшие пастельные тона небом. Всё богатство оттенков этого красивого неба отражается на задумчивом и немного печальном лице дочери художника. Сложно поверить, но с ранних лет Ольга была очень болезненной и к 20 годам она перенесла ряд серьезных операций. В 1905 году Ольге Михайловне в Германии делали трепанацию черепа – у нее возникли проблемы со слухом, связанные с предыдущей операцией. Операция прошла успешно и по возвращении в Россию Ольга, как писал Михаил Нестеров в своих воспоминаниях, «после двух операций выглядела отлично, стала весела и бодра, остриглась». Зная эти факты, по-иному начинаешь воспринимать портрет Ольги. Минорное звучание, которым пронизана картина, – это все мысли и чувства Михаила Нестерова, переживавшего за свою дочь и очень любившего ее, это нелегкая, отягощенная болезнями и частыми операциями, жизнь самой девушки, а также это воспоминания о ее трагически ушедшей из жизни матери, первой и горячо любимой жены художника.
«Амазонка» была начата Нестеровым в Уфе, но окончил художник портрет в Киеве, куда он приехал осенью. Основные пейзажные этюды для портрета дочери были выполнены в Башкирии, в окрестностях Уфы. Сергей Николаевич Дурылин, друг Нестерова и автор книги о нем, приводит в своем труде письмо самой Ольги Михайловны, поведавшей автору о работе отца над портретом. Вот что спустя годы вспоминала героиня этого живописного произведения: «Эскиза к нему отец не делал; заранее и отдельно написал этюд пейзажа. Писал он в Уфе на лужайке, в нашем старом саду. Сеансов было много, но сколько именно – не помню. Позировала я под вечер, при заходящем солнце. Иногда короткий сеанс бывал непосредственно после моей поездки верхом. Сама мысль о портрете в амазонке пришла ему, когда я как-то, сойдя с лошади, остановилась в этой позе. Он воскликнул: «Стой, не двигайся, вот так тебя и напишу». Отец был в хорошем, бодром настроении, работал с большим увлечением. В начале сеанса оживленно разговаривал, вспоминая интересные художественные или просто забавные случаи из нашего совместного перед тем путешествия за границу, в Париж, часто справляясь, не устала ли я, не хочу ли отдохнуть. Но постепенно разговор стихал, работа шла сосредоточенно, молча, об усталости натуры уже не справлялся. И только когда я начинала бледнеть от утомления и этим, очевидно, ему мешала, он спохватывался: «Ты почему такая бледная? Ну, ну, еще несколько минут, сейчас кончу». И снова все забывал в своем творческом порыве».
Так и работал Михаил Нестеров над портретом своей дочери – полный вдохновения и любви к своей Ольге. Пожалуй, всё сошлось для того, чтобы произведение получилось великолепным и стало в одном ряду с лучшими и наиболее известными картинами Нестерова, – хрупкое здоровье и недавние тяжелые операции девушки, отразившиеся на ее меланхоличном и задумчивом лице; беспокойство и заботы автора о своем ребенке, которые придали портрету большую долю нежности и любви; необычный и изящный костюм модели, подчеркивающий ее стан и фигуру; и наконец – уголок тихой, немного печальной, башкирской природы с опустившимися на нее сумерками.
В 1907 году Нестеров выставил «Амазонку» на передвижной выставке. Павел Михайлович Третьяков, главный покровитель и собиратель произведений русских художников второй половины XIX века, умер еще в 1898 году, и новая картина Нестерова была приобретена Музеем Александра III. Это первый в России государственный музей русского изобразительного искусства, идея создания которого принадлежала Александру III, а открыт он был уже при его преемнике, Николае II, в 1898 г. Сейчас он известен как Русский музей и, как уже было сказано ранее, «Амазонка», за которую художник получил 2000 рублей, до сих пор находится в его собрании. Портрет дочери стал первым полотном Нестерова, поступившим в коллекцию Русского музея.
Согласно воспоминаниям С.Н. Дурылина, «Амазонка» пользовалась большой популярностью у публики. Активно покупались открытки и фотографии с изображением Ольги Нестеровой в амазонке. По мнению Сергея Дурылина подобный интерес к этой картине можно объяснить тем, что Михаил Васильевич Нестеров в портрете своей дочери показал портрет целого поколения девушек в России начала ХХ века. Для зрителей это было не изображение конкретного человека, а собирательный образ современной молодой женщины – интеллигентной, вдумчивой, отчасти эмансипированной. Сравнивая с серией портретов девушек-воспитанниц Смольного института, созданных во второй половине XVIII века художником Дмитрием Григорьевичем Левицким и также находящихся в Русском музее, Сергей Дурылин так описывает этот характерный образ, который представляется зрителям в облике Ольги Нестеровой: «Эта «девушка в амазонке» могла не быть дочерью Нестерова, но она любила его картины, она читала Блока, она слушала Скрябина, она смотрела Айседору Дункан, точно так же как «Смолянки» Левицкого читали тайком Вольтера, слушали «Тайный брак» Чимарозы, играли на арфе и танцевали балетные пасторали».
Михаил Нестеров силой своего таланта и мастерства, а также глубиной мировоззрения смог создать нечто большее, чем портрет своей дочери. Его произведение было близко многим людям его времени, в нем они узнавали себя, своих возлюбленных, своих дочерей и подруг. В наши дни, даже если бы мы не знали, кто изображен на портрете, мы все равно восхищались бы этим произведением, любовались красотой девушки и пейзажем, сочувствовали ее устремленному, словно внутрь себя, в свои мысли и воспоминания, взгляду. Возможно, в этом и проявляется гений портретиста – в способности не только передать портретное сходство с моделью, но создать помимо этого образ, который будет дорог и понятен как современникам, так и будущим поколениям.
Приятно осознавать, что таким талантом обладал уфимец Михаил Васильевич Нестеров, не побоюсь этого слова, покоривший своим творчеством сердца людей по всей стране. В трех статьях – о «Пустыннике», «Видении отроку Варфоломею» и «Амазонке» – мне хотелось показать лишь малую часть всего наследия Нестерова. На примере этих наиболее известных картин рассказать немного о том, какой он был личностью, как он вдохновенно работал над своими произведениями и какой интерес вызывали его творения, пусть даже не сразу понятые современниками. Михаил Нестеров много путешествовал, он активно работал в разных городах, в Москве и в Киеве, но символично, что свои самые любимые у народа и знаменитые по сей день полотна он создавал в своем родном городе – Уфе, в доме своей семьи, где и открыл в себе впервые любовь к искусству.