Все новости
ЗАБОР
29 Ноября 2020, 20:36

Летающие чайники. Часть вторая

С СЕДЬМОГО НЕБА НА СЕДЬМОЕ ДНО В наше время, когда только появилась мода на НЛО или ЛТ, их сразу же начали изучать. Отслеживать и опознавать. Особенно в системе тогдашней ПВО. Тогда же в «Литературной газете» мне довелось прочитать интервью на эту тему командующего силами ПВО страны.

Так вот, по его словам, все НЛО, с какими пришлось столкнуться военным экспертам тех лет, были так или иначе опознаны. И в основном как артефакты – образования, не свойственные предполагаемому объекту. При этом было отработано большинство из причин их возникновения. За исключением, пожалуй, той, какая напрямую связана с человеческим фактором. С человеческой – индивидуальной и коллективной – психологией. Или патопсихологией. С нормальной или ненормальной психикой. С психиатрией. И это более чем странно! Ибо наука сделала несравнимо больше научных открытий, изучая прежде всего самого человека как микрокосмос.
Тогда еще, в наше время, все НЛО однозначно локализовались в космосе. Тем паче – ЛТ. В безразмерном космическом пространстве. Где-нибудь там, в области запредельного седьмого неба. Теперь же их локализация явно сместилась на запредельное седьмое дно. Вдруг появилось множество самых новых, почти неопровержимых «аргументов и фактов» о базировании НЛО под водой. В глубинах морей и океанов. Мариинских впадин и Бермудских треугольников. Причем все подобные «свидетели» – вполне дееспособные, серьезные люди. Не какие-нибудь там самозваные уфологи, а ответственные командиры надводных и подводных кораблей. Атомных субмарин. Разведчики и контрразведчики морской и воздушной разведки. Равно как и приданные им ученые-эксперты…
Правда, в большинстве их свидетельских показаний звучит постоянная почти извинительная оговорка, что им так и не удалось получить здесь каких-либо существенных вещественных доказательств типа фотосъемок или радиолокаций. Конечно, есть ныне способы противорадиолокационной защиты. Но как все эти явно видимые человеческому глазу видения остаются невидимыми фотопленке? Неясно. Тем более что фотопленка другой раз куда чувствительнее глаза. К тому же, есть утверждения, что отдельные ЛТ кое-кому из уфологов удалось-таки застать врасплох и запечатлеть! На той же самой фотопленке.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР
И самое странное – опять ни единого слова, разве что вскользь, о том же человеческом факторе. Об обманах восприятий – зрения, слуха. О причудах нашего воображения. О наших причудливых миражах и наваждениях. О видениях наяву – привидениях, призраках, духах и прочих потусторонних невидимках. О наплывах иллюзий. Галлюцинаций. О голосах сверху. О звонках снизу. Или стуках. Особенно при больном или обостренном воображении. Да мало ли… Начитался ужастиков, и крыша поехала. Или полетела…
А ведь в условиях, скажем, патрульных полетов вооруженных атомными бомбами бомбардировщиков или автономных походов атомных субмарин крыша и впрямь может поехать. Когда люди находятся в состоянии крайнего напряжения всех своих физических и духовных сил. Когда они работают в почти экстремальных условиях. На грани жизни и смерти! В атмосфере изолированных помещений. Кислородного голодания. Вредоносных испарений. Интенсивного лучевого смога. Мерцающих магнитных полей. Когда любая психика может зависнуть. Дать сбой, срыв! Тем более что все мы ныне начитаны, насмотрены, наслышаны, настроены на существование даже не столько НЛО, сколько летающих тарелок! Или ныряющих чайников. Ведь только об этом говорят и пишут. Вещают и показывают. Появляется все больше круто закрученных религиозных, мистических, фантастических романов. Записок ясновидящих. Писем сумасшедших. Мемуаров алкоголиков и наркоманов. И подобного же рода кинофильмов. Телесериалов. Блокбастеров. Вроде тех же «Звездных войн».
СИНДРОМ ПРИСУТСТВИЯ
А что же современная наука? Лично мне известно, что канадские нейрохирурги и психоневрологи, занимаясь проблемой височной эпилепсии, столкнулись вдруг с загадочным явлением – с так называемым «синдром присутствия».
Испытуемого помещали в тщательно изолированную темную звуконепроницаемую одиночку и подвергали воздействию электромагнитного поля. По сути, бомбили его мозг электромагнитными квантами. И испытуемый начинал вдруг ощущать, что в своей изолированной одиночке он далеко не одинок! Кто-то присутствует еще. Словно витает над его головой или стоит рядом. За спиной. Сзади. Почти дыша ему в затылок. И он начинает беспокоиться. Ему становится не по себе. Тревожно. Страшно. У него обостряется восприятие. Разыгрывается воображение. А у страха, как известно, глаза велики. И вот уже он видит! Даже в полной темноте. Видит, к примеру, ту же самую невидимую черную кошку. В той же самой темной комнате. Даже ловит ее. И излавливает! Даже если там ее нет и никогда не было.
Кстати, в условиях этого опыта «синдром присутствия» быстрее и явственнее проявляется у больных и слабовольных, легко внушаемых, склонных к мистическим, религиозным или даже научно-фантастическим представлениям людей («философская интоксикация»). И не зря эпилепсию искони называли «священной болезнью избранных», потому что для нее как раз и характерны такие психические расстройства, как внезапные озарения, голоса сверху или снизу, звонки или стуки – знаки с того света, божественные откровения, яркие зрительные и слуховые обманы, иллюзии, галлюцинации…
ЛЕТАЮЩИЕ ЧЕРТИ
О чертях нам известно давно. Но в препарированном – засушенном или заспиртованном – виде мы их не видели. Разве что в нарисованном. На гравюрах Гойи. «Сон разума рождает чудовищ». Впрочем, наука всегда считала чертей плодом человеческого воображения. Как утверждал поэт: «То, что происходит в голове, гораздо интереснее того, что происходит за ее пределами».
В свое время мой наставник в психиатрии профессор А. С. Познанский предложил провести анализ историй болезней больных, перенесших алкогольный психоз в виде делирия или белой горячки. «Интересно, что происходит в головах этих делириков?»
Дело в том, что алкогольный делирий сопровождается глубоким изменением сознания с выраженным расстройством восприятий. С наплывом зрительных и слуховых галлюцинаций. И даже после выхода из делирия все эти видения и слухи еще долго остаются в памяти делирика, воспринимаясь им как нечто реальное. Бывшее с ним в реальности. Впрочем, такое случается и с вполне здоровыми людьми, когда они, к примеру, не могут отделить приснившееся от действительного. И даже через годы сомневаются – случилось ли все это с ними в жизни или когда-то просто привиделось. Приснилось.
Так вот, беседуя с больными, перенесшими острый алкогольный делирий, я интересовался характером их видений. В наше время делирикам чаще виделись черти с ведьмами, нежели пришельцы с выходцами. Летающие ступы с пестами и метлами, нежели тарелки с чайниками. И, что интересно, привидевшиеся черти были именно такими, какими они представлялись им с детства. О каких они читали в сказках. Или слышали от сказочников. Или даже видели малеванными на лубках. Причем у всех этих чертей были самые разнообразные зооморфные и антропоморфные черты – рога, шерсть, клыки, копыта, когти, хвосты. Костисто-кожистые крылья. Почти человеческие лица и тела. Но в подобных чертей ныне уже мало кто верит. И не потому ли ныне потребовались новые сказки, отвечающие более «просвещенному» времени? Новая мифология. Неомифология.
НИКТО НЕ ХОТЕЛ БЫТЬ ЧАЙНИКОМ
Словом, все это, хотя и косвенно, подтверждает то, что черти – и впрямь лишь плоды человеческого воображения. И что у каждого из нас имеется свой собственный, ручной, почти карманный черт, див, бес, шайтан, ариман, сатана… Дьявол, Азазель, Велиар, Вельзевул, Асмодей, Люцифер… Какими они были у Данте, Гете, Байрона, Лермонтова, Бодлера, Булгакова… А это значит, что черти и обитают не где-нибудь там – в огненном аду, а скорее здесь – в нашем воспаленном мозгу. В нашей нередко больной душе. Как та же идея фикс. И даже в здоровой психике. «Мы ад и рай в душе от века носим». И это еще тысячу лет тому назад понимал поэт, когда восклицал:
«Ад и рай – в небесах!» – утверждают ханжи.
Я в себя заглянул, убедился во лжи…
Ад и рай – не круги во дворце мирозданья,
Ад и рай – это две половинки души.
И сдается мне, что все эти пришельцы из космоса или выходцы с океанского дна со своими летающими тарелками или ныряющими чайниками, какие поначалу базировались на седьмом небе, а теперь базируются на седьмом дне, когда-нибудь с помощью науки навсегда перебазируются в наши головы. На дно нашего бездонного подсознания. Нашей темной души. Психики. Где им и подобает базироваться.
Разумеется, скучно жить без веры в чудеса. Без тех же сказочных чертей-искусителей. Или без ангелов-хранителей. Без огненных гениев. Без снежного человека. Без Лохнесского чудовища. Без чудовищных иргизлинских птеродактилей. Без пришельцев и выходцев. В скучном мире этих зануд материалистов. Или тех же ученых, какие чаще являются могильщиками чудес, чем их повивальными бабками. Так что пусть чудеса будут. Не запрещать же их! Тем более что иногда они сбываются. И вдруг становятся чудесной реальностью. Элементарной действительностью. Так почему бы не летать или не нырять во сне или наяву? На тех же летающих-ныряющих тарелках. Или даже на чайниках. Лишь бы, как говорится, на здоровье! Но объявлять всякое чудо правдой – истиной в самой последней инстанции – ни к чему хорошему, кроме заблуждения ума и помрачнения души, не приведет. Тем более что всем хочется верить в чудо! Но никто при этом не хочет прослыть чайником. Даже самым что ни на есть чудесным. Летающим, ныряющим, плавающим…
Георгий КАЦЕРИК
Часть первая
Читайте нас: