У человека известно более трехсот различных функций, которые работают в режиме биологических ритмов. Однако, как правило, мы не замечаем своих ритмов до определенного возраста. В юности, в молодости что стоит нарушать «режим» и резвиться ночами напролет или просиживать над учебниками…
Молодость имеет огромные запасы адаптации, и даже частые нарушения ритма поначалу мало влияют на здоровье. Хотя и сказываются позже. Со временем мы начинаем замечать, что вдруг ни с того ни с сего понизилось настроение, внезапно навалилась непреодолимая усталость, разладились сон, пищеварение. А причина – в возрастном повышении чувствительности организма к нарушениям ритма. Распорядка дня и ночи. Режима питания. Насильственное же нарушение ритмов, особенно постоянное, приводит к всевозможным болезням и недугам.
Человек тяжело привыкает к жизни на новом месте, тем более – в новом для него времени, скажем, после перелета через несколько часовых поясов, особенно если он перемещается с запада на восток.
Чрезмерное творческое напряжение в периоды, неблагоприятные по биоритмам, может привести к полному нервно-психическому истощению. Многие писатели и художники в своих дневниках отмечали крайнее внутреннее опустошение после напряженной творческой работы. Особенно показательны здесь дневники Франца Кафки, письма Томаса Манна, Федора Достоевского. В глубокую депрессию впадали и живописцы – Исаак Левитан, Ван Гог, Гоген; Ив Танги и Чюрленис после напряженной работы временами бывали вообще близки к умственному помешательству. Примеров таких – множество.
В четыре-пять часов утра просыпаются цветки цикория, спустя час – мака. К семи утра раскрываются кувшинки, колокольчики, чуть позже – ромашки. В 15 часов закрываются маки, в 16 – ноготки, в 18 – лютики. В 4 утра вылетают скворцы, трясогузки. Все растения и животные живут в определенных временных ритмах. То же и человек.
Экклезиаст говорит: «Всему свой час, и всякому делу под небесами: время родиться и время умирать. Время насаждать и время вырывать насаждения. Время любить и время избегать объятий. Время собирать и время разбрасывать камни...». Нечто подобное есть и в учениях даосов: «И так, сменяя друг друга, счастье и несчастье вращаются по кругу, и трудно уловить их переходы». Многие страницы тибетских книг, египетской Книги мертвых посвящены ритмам человеческой жизни. Греческий врач Герофил обнаружил, что частота пульса и дыхания заметно меняются у человека в течение дня и ночи. Гиппократ замечал: «Астрономия имеет к медицинскому искусству немалое отношение... Болезни являются всякие при всяких временах года, но некоторые из них проявляются и наиболее обостряются в известные времена года».
Сегодня многие люди знают, что хронические болезни обостряются весной или осенью, при высокой солнечной активности или при полнолунии, когда нередки всплески многих нервных и психических заболеваний. Страдающие лунатизмом «ходят по крышам» именно в периоды полнолуния. Известны климатические колебания с периодом в 1800 лет. Геологические пертурбации земли с миллионолетней периодичностью. Даже средний возраст всех бывших цивилизаций укладывается в 2000-летние циклы. Современная космофизика и космогония в лице многих знаменитых ученых во главе с абсолютным сегодняшним авторитетом в этих областях Стивеном Хокингом (дважды лауреат Нобелевской премии) считают, что само происхождение Вселенной и Человека – своего рода ритмический план Бога. Если Космос подвержен ритмам, стало быть, и человек тоже – совершенно ритмическое существо. Ибо он – лишь частица Космоса.
Биоритмы, являясь неотъемлемым свойством всех живых систем, составляют обязательную основу их жизни и организации. Любое заметное отклонение от природного ритма приводит к нарушениям в работе любого организма. Причем такие программы неукоснительно действуют в организмах, даже изолированных от всякого внешнего воздействия. Известно, что растения, помещенные в полную темноту, повторяют те же ритмические особенности, что и при обычном чередовании дня и ночи.
Вся наша жизнь пронизана ритмами. Душа музыки – ритм. Ритмические движения тела – танец – присущи всем культурам и религиозным культам. Стихотворный ритм, ритмическое чередование смысловых строк и рифм нас завораживает. Великая сила молитв, причитаний, заклинаний, медитаций – в их ритме и интонации. Даже военный марш бодрит!
Для большинства людей можно выделить два временных оптимума работоспособности – от 10 до 12, от 16 до 19 часов. В эти же периоды наблюдается подъем всех физиологических функций: температуры тела, пульса и артериального давления, гормональной активности. Повышается острота чувств. В среднем через каждые полтора часа интенсивной умственной деятельности наступает спад – потеря интереса к делу, апатия, сонливость. Людям творческого, умственного труда следует об этом помнить.
Константин Бальмонт – совершенно уникальный поэт – жил в постоянном «стихотворном ритме», и его литературное наследие составляет около двадцати томов! На рукописях Пушкина имеется множество рисунков, они сделаны, скорее всего, в минуты расслабления. А в творческом возбуждении Пушкин создает чеканные строфы «Онегина», тогда как в расслаблении пишет «Вновь я посетил...», где практически нет даже ритма. Для одних творцов более продуктивна первая половина дня, для других – вторая. Вечер или ночь. Как замечал Бальмонт: «О, ночь, люби меня, я так устал от света дня...».
Биоритмология делит людей на индивидуумов утреннего («жаворонки») и вечернего («совы») типа. Люди утреннего типа рано просыпаются и обладают завидной способностью быстро включаться в работу. «Мне кажется, – писал американский писатель Г. Д. Торо, – что все великое совершается на утренней заре». В Ведах сказано: «На утренней заре пробуждается всякий разум». Основным религиозным символом в Египте было Солнце в образе бога Ра. В язычестве – опять же Солнце – Ярило. В христианстве все деяния и проповеди Христа происходили обычно утром, с восходом Солнца. А вот ислам почему-то выбрал своим главным символом Луну. И ту – неполную. Впрочем, и Солнце, и Луна – понятия относительные, и символика их весьма многообразна.
Для людей вечернего хронотипа пик творческой активности – это вечер и ночь. Афанасий Фет восклицает: «Здравствуй! Тысячу раз мой привет тебе, ночь!». «Жаворонкам» принадлежит русская пословица «Утро вечера мудренее», а «совам» – немецкая «К вечеру лентяи становятся прилежными». Наполеон Бонапарт начинал свой рабочий день в 4 часа утра. По утрам работали Лев Толстой, Бертольд Брехт, Иоганн Вольфганг Гете, Ганс Селье (создатель теории стрессов). Последний писал о себе: «Я, к примеру, чувствую себя отдохнувшим, свежим, настроенным оптимистически по утрам, с течением же дня становлюсь все более усталым и теряю оптимизм. Если же мне надо сделать что-то, требующее от меня значительной энергии и сосредоточенности, я делаю это ранним утром».
Бальзак работал ночами, но потреблял при этом немыслимое количество кофе. Менделеев, Маркс, Моцарт, де Лиль, Гамсун, Пушкин, Лермонтов и многие другие талантливые личности предпочитали работать по ночам. Руже де Лиль за одну ночь сочинил свою бессмертную «Марсельезу». Моцарт тоже за одну ночь написал прекрасную увертюру к «Дон Жуану». Но только у 50% людей можно определить склонность к утренне-дневной или к вечерне-ночной активности. С возрастом же биоритмы могут вообще меняться местами с периодом в три-четыре дня.
Одна из основных единиц отсчета времени – семидневный цикл ритмов. Еще в каменном веке была выработана схема семидневного отрезка как наиболее удобной и биологически оптимальной меры времени. Любопытны космогонические представления енисейских кетов, где все важнейшие параметры мироздания семеричны: 7 небес, 7 морей, 7 стран, 7 народов. Таинственный феномен цифры «семь» присутствует повсеместно. В радуге семь цветов, в музыке семь нот. В создание семидневной недели вложены исторический опыт и народная мудрость – шесть дней работы и день полного отдыха. Понедельник же известен не только снижением работоспособности, но и частотой несчастных случаев на производстве, в быту, на дорогах. Внезапная смерть и большинство самоубийств приходится именно на понедельник. Феномен семидневки объясняется взаимодействием солнца и биосферы. Замечено, что параметры солнечного ветра и магнитного поля Земли скачкообразно меняются каждые семь дней.
Выделяют три вида ритмов активности человека: физической – с периодом в 23 дня, эмоциональной – в 28, и интеллектуальной – в 33 дня. В дни положительных биоритмов человек наиболее уравновешен и защищен, и наоборот – в критические дни отрицательных биоритмов. Расчет критических дней широко применяется во всех развитых странах как для работающих, так и для неработающих – пенсионеров, инвалидов. В соответствии с этими расчетами, меняются планы и графики работ, поездок, совещаний; меняются ритмы приема лекарств и их дозировки, назначаются или отменяются операции...
Совпадение всех трех вышеупомянутых ритмов в их неблагоприятной фазе («гравитационный прилив») в 90% случаев резко увеличивает риск всевозможных драматических событий. Что было отмечено в дни гибели Чкалова, астронавта Федосеенко, летчиков Фрунзе и Гагарина. Или в дни самоубийств Гаршина, Есенина, Маяковского, Фадеева и многих других. В фазе гравитационного прилива резко возрастает и количество людей с инфарктами и инсультами, количество травм, ОРЗ; обостряются хронические болезни. Ясно, что, учитывая эти ритмы, много проще предупредить все эти осложнения в жизни человека
Сезонные биоритмы – явление гораздо более сложное. Так, скажем, к зиме в крови снижается уровень сахара и увеличивается содержание холестерина. Стало быть, лекарства зимой и летом должны быть разными. С декабря гемоглобин крови повышается из-за нарастающей гипоксии. Рожают больше весной. Август и февраль считаются «переломными вехами» фаз сезонных биоритмов. В эти месяцы пожилые и хронически больные должны быть особо внимательны к своему здоровью. Все стрессовые ситуации должны быть сведены к минимуму.
Известно, что у многих творцов подъем творческой активности или ее спад связан с временами года. Для Пушкина это была осень: «И с каждой осенью я расцветаю вновь; здоровью моему полезен русский холод; к привычкам бытия вновь чувствую любовь. Чредой слетает сон, чредой находит голод; легко и радостно играет в сердце кровь. Желания кипят – я снова счастлив, молод... Я снова жизни полн – таков мой организм (извольте мне простить ненужный прозаизм)... И мысли в голове волнуются в отваге, и пальцы просятся к перу, перо к бумаге, минута – и стихи свободно потекут»... Величайший «осенний взрыв» творчества, как известно, произошел у него в сентябре-ноябре 1830 года. В его «Болдинскую осень».
Периодические колебания уровня интеллекта и эмоций известны давно. Волнообразность вдохновения особо выпукло видна на примерах из жизни известных личностей. Так, уже на 11 году жизни Гете увлекался живописью, театром, писал первые стихи. В 17-19 лет он уже чувствовал себя поэтом. Следующий период отдан мистицизму, при снижении творческой активности. К 1776 году начинается волна «бури и натиска», то есть к 26 годам поэт сверхактивен. Им созданы «Берлихинген», «Страдания молодого Вертера», «Фауст». Следующие несколько лет Гете ничего, кроме весьма слабых драм, не пишет. Но уже через три-четыре года создает массу прекрасных вещей. В 29-33 года им написаны «Лесной царь», «Горные вершины», «Тассо», закончен «Эгмонт». Следующие четыре года он занимается сугубо прикладными науками. Новая творческая волна пришла только в 44 года. Подобные взлеты и падения в творчестве прослеживаются и в жизни Шиллера, Байрона, Гейне, Гоголя, Моцарта, Глинки, Рембрандта... Впрочем, состояние вдохновения, потребность в творчестве испытывают все люди. И вовсе не обязательно для этого быть каким-то особенным человеком – достаточно как можно раньше воспитать в себе широту интересов и желание творить.
Солнце во всех религиях, мифах, преданиях и сказках – центральный персонаж и главный бог. Религии Древнего Востока, Греции и Рима, Мексики, Руси и множества других народов начинались с поклонения Солнцу.
Многие процессы на Солнце с трудом поддаются прогнозу. Другие достаточно предсказуемы. Например, солнечные пятна. Их количество меняется каждые 11 с небольшим лет. Когда пятен на Солнце много, в земной биосфере возникают сильнейшие изменения. Отмечается и сезонная их цикличность. Наибольшее число магнитных бурь наблюдается в марте-апреле и сентябре-октябре. Определены и периоды солнечной активности – от двух до шестисот лет. А есть периоды и в 1800 лет. Так, расцвет античности и эпохи Возрождения совпал именно с такими периодами. Для человека самое значимое в подобной 11-летней цикличности – то, что она обусловливает ту же периодичность большинства биологических явлений его жизни. Как и в жизни природы. К примеру, урожаи бывают существенно выше в периоды высокой солнечной активности. Различные эпидемии тесно коррелируют с ней. За 150 лет XVIII-XIX веков из 15 вспышек холеры 12 возникли в периоды максимальной солнечной деятельности. Также совпадают с ее повышением эпидемии чумы, оспы, гриппа. С увеличением активности солнца меняется магнитное поле земли, что сказывается на возбудимости нервной системы. Мозг напрямую реагирует на энергию солнечных магнитных бурь
С циклами солнечной активности точно коррелируют эпизоды развития науки. В солнечно активном 1605 году – создание Кеплером «Новой астрономии». В 1826 году – составление планетарных таблиц. 1639 год – открытия Галилея, Гассенди. 1685 год – открытия Ньютона, Лейбница. 1830 год – открытия Фарадея. 1917 год – Эйнштейна. 1928 год – открытие в квантовой механики. 1957 год – открытия Гейзенберга. Все эти и многие иные открытия следовали друг за другом с периодом в 11 лет и совпадали с солнечной активностью.
В годы активного солнца происходило появление не только всевозможных научных талантов, но и духовных наставников, народных вождей. 441 год – Атилла. 622 год – Магомет. 1365 год – Тамерлан. 1537 год – Лойола. 1605 год – Лжедмитрий. 1626 год – Ришелье. 1649 год – Хмельницкий и Кромвель. 1705 год – Булавин. 1778 год – Вашингтон. 1787 год – Суворов. 1873 год – Шамиль. 1917 год – Ленин. С эпохами максимальной активности солнца совпадают реформации, революции, восстания, войны. 1830 год – революция в Париже. 1848 год – в Германии, Италии, Австрийской империи. 1861 год – в США. 1871 год – Парижская Коммуна. 1905 год – первая Русская революция. 1917 год – Февральская и Октябрьская революции.
В своем стихотворении «Галилею» А. Л. Чижевский опоэтизировал эту удивительно ритмичную закономерность – эту подчиненность любых событий на земле 11-летней солнечной активности: «И вновь, и вновь взошли на Солнце пятна, и омрачились трезвые умы, и пал престол, и были неотвратны голодный мор и ужасы чумы. И вал морской вскипел от колебаний. И норд сверкал, и двигались смерчи. И родились на ниве состязаний фанатики, герои, палачи».
газета «Истоки» от 31 мая 2020 г.