За последние тридцать лет в республиканских средствах массовой информации осенью появлялись сообщения о визуальном изменении (мутации) грибов в некоторых местах в окрестности Уфы, в частности в лесах около Максимовки, Нагаево. Сообщалось о случаях отравлений с тяжелым, иногда смертельным исходом.
В этих случаях часто съедобный опенок путали с самым ядовитым грибом – бледной поганкой. Бледная поганка и ее ближайшие родственники мухоморы отличаются от опенка тем, что имеют в основании ножки некоторое подобие чашечки, «цветка». Ножка как бы выходит из этого «цветка». Расцветка шляпок бледной поганки очень разнообразна: она то чисто белая, то бледно-зеленая, желтовато-коричневая или коричневато-зеленая. В случае преобладания коричневых оттенков гриб можно перепутать с бледной поганкой, ведь часто настоящий опенок имеет утолщение на конце ножки. Мухомор ярко окрашен, его трудно перепутать с чем-либо. Но в случае с бледной поганкой присутствие «цветка» становится едва ли не единственной отличительной особенностью. Кольцо под шляпкой присутствует и у опенка, и у бледной поганки.
Автор относился к сообщениям о внешней мутации без особого внимания, объясняя случаи отравлений невнимательностью самих грибников, пока не увидел в сентябре 2009 года в лесу около Максимовки, в Вотикеево, мухоморы с видоизмененным «цветком». Теперь становится опасно собирать опенки, не растущие непосредственно на сухих деревьях. Ведь в случае подобной мутации «цветка» бледная поганка становится очень похожей на опенок.
Все бледные поганки вызывают симптомы отравления не сразу, а через 6–12 часов после принятия в пищу, когда яд попал в кровь и спасти человека уже нельзя.
В литературе приводятся различные рекомендации, как не взять случайно бледную поганку. Самая радикальная мера – это вообще не собирать пластинчатые грибы. Эта мера имеет смысл в местах сильного химического загрязнения, в нашем случае это места, приближенные к Северной промзоне, например окрестности Максимовки. В таких местах возможны мутации грибов. К сожалению, механизмы мутаций очень плохо изучены или не изучены вовсе. Еще одна мера – собирать опенки, которые растут только на видимой гниющей древесине: пнях, стволах… Часто опенки растут на скрытых гниющих частях древесины, увидеть их невозможно, кажется, что грибы вылезают непосредственно из земли. Такие грибы лучше не собирать, особенно на неблагополучных в плане экологии территориях.
Есть и другие примеры ядовитых пластинчатых грибов. В середине лета в лесах средней полосы России встречается довольно крупный гриб наподобие лесного шампиньона – это ядовитая энтолома. Ее высота 6–12 см, шляпка выпуклая, гладкая, белесоватая, в поперечнике 5–17 см, ножка такого же цвета диаметром 1–2 см. Пластинки у этого гриба толстые, жестковатые, сначала грязновато-желтые, а затем темно-розовые. Пленчатого кольца на ножке нет, что позволяет грибнику безошибочно отличить съедобный лесной шампиньон от ядовитой энтоломы, по токсичности лишь немного уступающей бледной поганке. Имеются отдельные свидетельства произрастания энтоломы на территории Башкортостана.
Часто встречаются на территории Башкортостана различные виды ядовитых ложных опенков, отличающиеся от съедобных отсутствием кольца на ножке. Много видов и ядовитых паутинников. Они не похожи ни на какие съедобные грибы, но население часто собирает неопознанные грибы, что недопустимо.