Все новости
ЛАЙФХАКИ
14 Января 2020, 14:26

Ребенок – отражение родителей

Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя…Английская пословица Дети – это наши зеркала. Когда они живут в атмосфере любви, они отражают ее. Когда же любви нет, им нечего отражать.Энтони де Мелло Одним из направлений в нравственном развитии ребенка является воспитание культуры поведения. Основным принципом формирования культуры поведения ребенка дошкольного возраста является воспитание его в коллективе и через коллектив. И начинается этот процесс в детском саду, где воспитанникам прививают умение совместно и дружно играть и трудиться, проявлять сочувствие друг к другу, ответственность за участие в общем деле, оказывать взаимную помощь, быть дисциплинированным.

Понятие «культура поведения дошкольника» можно определить как совокупность устойчивых форм повседневного поведения в быту в общении, в различных видах деятельности.
Объектом изучения этики служат мораль и нравственность, то есть это учение о том, как нужно вести себя в обществе друзей и близких. Немаловажное значение в воспитании ребенка в семье имеет родительский пример. Дети перенимают у родителей стиль поведения, манеры, мотивы, отношения и убеждения посредством подражания и идентификации. Эти процессы не предполагают, что родители целенаправленно обучают ребенка или пытаются влиять на его поведение, и не связаны с тем, что ребенок сознательно обучается. Фактически ребенок зачастую подражает не лучшему поведению родителей.
Что же тогда воспитывает наших детишек на самом деле и оказывает на них формирующее действие? Составляющих, конечно же, много, но только одна из них полностью зависит от родителей. Здесь говорится о примере подражания, которым для всех детей служат их мамы и папы, и это не зависит от их профессии и положения (начальники они или технички с дворниками, состоятельные или относятся к среднему классу).
Не случайно, что слово «воспитывать» чем-то похоже на слово «впитывать». Дети, когда общаются с родителями, впитывают в себя наподобие губки все их ценности, взгляды, привычки и так далее. Для всех детей, без исключения, родители являются примером, и все дети перенимают на себя все привычки родителей, при этом совершенно не делят их как плохие и хорошие. Именно это является основной и самой значимой частью процесса воспитания.
Постарайтесь вспомнить свое собственное детство. Как вы сами относились к своим родителям? Что побуждало в вас стремление стать на них похожими? А может быть, наоборот, какие-то из действий ваших родителей побуждали в вас желание искать в ком-то другом примеры для подражания?
Опираться на опыт из собственного детства никогда не помешает родителям в воспитании собственного ребенка. Ведь в ребенке ваши гены, а значит и шанс, что методы воспитания, с помощью которых ваши родители вложили в вашу душу и сердце все доброе и хорошее, что там есть и сейчас, вполне сработают и еще раз!
Задумайтесь! Вы – уже пример, и ваше чадо просто копирует вас.
Существует множество русских народных пословиц, указывающих на то, что люди с давних времен придавали особое значение влиянию поведения родителей на формирование характера ребенка. Это такие, как "Яблоко от яблони далеко не падает", "Какой дуб, таков и клин", "Каковы корешки, такие и вершки" и "Какое семя, такое и племя". Видимо поэтому немногие удивляются тому, когда в семьи родителей-алкоголиков или родителей-преступников вырастают трудные подростки.
Поэтому главным условием воспитания ребенка гармоничным, интересным и интеллигентным человеком является достойный пример для подражания самих родителей.
А.С. Макаренко писал, обращаясь к родителям:
«Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут».
Воспоминания детства и отношения с родителями сопровождают нас всю жизнь, некоторым из них мы следуем, а другие отвергаем, считая, что поведение и жизненный опыт старшего поколения для нас неприемлемы. Но родительский пример поведения и их манера общения с нами сохраняется в нашем сознании и проявляются с особенной силой, когда мы сами становимся родителями.
Чтобы оставить в памяти детей яркие впечатления и воспитать их счастливыми людьми, следите за своими поступками. Ни в коем случае не лгите, не ругайтесь и не совершайте неблаговидных поступков, даже если для них у вас есть свое оправдание. Ребенок не должен думать, что он может совершать плохие поступки, если на то имеются веские причины. Влияние взрослых на сознание ребенка настолько велико, что старшему поколению не остается ничего иного, как контролировать в его присутствии свои слова и эмоции, ведь, как известно, малышу проще перенять дурные привычки, чем настроиться на их исправление.
В результате получается, что, воспитывая своего ребенка, хороший родитель воспитывает, прежде всего, себя. В такой ситуации только родители своим положительным примером смогут стать для малыша не просто примером для подражания, а настоящим авторитетом в его глазах.
Наши мысли и убеждения в сочетании с привычными действиями – это то, что мы передаем своим детям на повседневной основе. Мы служим моделью, на которую они смотрят снизу вверх. И это может иметь как положительные, так и пагубные последствия. Хорошо, когда мы сами служим образцом поведения, которое мы хотели бы видеть в своих детях. Но порой бывает, что вопреки своим самым благим намерениям мы внушаем детям вредные идеи.
Например, в тех случаях, когда мы ощущаем беспокойство и пытаемся оградиться от внушающих тревогу обстоятельств защитным барьером, мы, сами того не желая, приучаем детей бояться незнакомых ситуаций, а не преодолевать их. Напротив, когда мы сами ощущаем подъем и проявляем готовность завоевать весь мир, мы передаем эту мужественную установку и своим детям.
Давайте признаем, у каждого из нас бывают дни "удачные" и "неудачные". Никто из нас несовершенен, и мы не должны требовать этого совершенства от себя. Мы должны, однако, осознавать, что всегда остаемся моделью для наших детей, чтобы мы ни делали.
Наша собственная сущность – ключ к тому, кем станут наши дети.
Если мы хотим, чтобы наши дети были терпеливы, мы на собственном примере должны демонстрировать терпение в житейских делах – и не изредка, а регулярно и последовательно. Если мы хотим, чтобы у наших детей было много друзей, мы сами должны иметь много друзей. Если мы хотим, чтобы они были участливыми и заботливыми к другим, мы сами должны быть образцом заботливости и участия. Ганди сказал: "Мы сами должны быть той переменой, какую хотим видеть в окружающем мире". Поэтому мы сами должны быть тем, кем хотим видеть своих детей. Другого пути нет. Подход "делай то, что я говорю, а не то, что я делаю сам" обречен на провал.
Познав себя и поняв, что дети во всем подражают нам, мы можем при необходимости корректировать свое поведение. Мы должны пристально всмотреться в себя и, не преувеличивая своих достоинств и недостатков, разобраться, что своим поведением сообщаем своим детям. Ирония жизни в том, что даже если мы не готовы измениться к лучшему ради самих себя, мы сделаем это ради детей. Таким образом, дети делают нам еще один неожиданный подарок – они побуждают нас проявлять себя с самой лучшей стороны.
Следует помнить, что ребенок копирует не только поведение родителей, но и их речь.
Требования к качеству вашей речи можно суммировать следующим образом. Она должна быть четкой, грамматически правильной, по возможности, состоять их развернутых предложений, а не отрывочных слов-команд. Важно, чтобы все слова в вашей речи были хорошо различимы по звучанию и понятны ребенку по смыслу. Иногда полезно повторить сказанное, если по той или иной причине ребенок что-то не воспринял, но, ни в коем случае не стоит упрекать его за это. Проявите доброжелательность и терпение, они окупятся сторицей. Полезно переспросить ребенка, понял ли он сказанное вами, или даже попросить его повторить ваши слова, но без грозного: «А ну повтори, что я тебе сказал!».
Не следует говорить слишком громко. Впечатление, что громкая речь лучше «доходит», обманчиво. Вовсе нет. Если кричит или повышает голос ребенок, не пытайтесь перекричать его. Вы достигнете с большим успехом того же результата, если в ответ, наоборот, сами заговорите с ним тихим голосом, может быть, даже на некоторое время перейдите на шепот. Для ребенка это станет своеобразной игрой, и ваша цель будет достигнута без потерь и лишних переживаний. Мало того, шепот воспринимается как интимная, доверительная форма общения, а значит, является своеобразным приглашением перейти от «военного» противостояния к столу «мирных переговоров».
Используйте естественный, природный интерес ребенка к тому, что вы говорите. У маленьких детей он растет с момента появления речи примерно до старшего дошкольного возраста. Конечно, граница не приходится строго на день рождения. Это возраст, когда он в значительной мере зависит от вас и воспринимает без всяких дополнительных условий, без критики. Он с благодарностью принимает любые ответы на свои многочисленные вопросы. Не теряйтесь, если чего-либо не знаете. Важно, чтобы ваша речь оставалась нормативной. Хороший выход из положения – чтение книг ребенку. Они должны соответствовать его возрасту, быть доступны пониманию. Не старайтесь сделать из него чудо-ребенка. Если он усвоит все что ему положено в его возрасте, эти знания и умения станут надежным фундаментом его дальнейшего развития.
Не следует ограничивать ребенка только пассивным слушанием того, что вы читаете. Время от времени полезно прерывать чтение обсуждением услышанного. У детей более развито образное восприятие, и поэтому, очень полезно бывает рассматривать картинки – они являются своеобразной подсказкой. Хорошо известно, что дети могут, глядя на картинку «читать» несложную сказку очень близко к тексту. Это полезно не только для тренировки памяти, но и для тренировки хорошей речи «по образцу».
Важно, чтобы педагогическая задача и методика ее решения соответствовали фактическому уровню развития ребенка, его возрастным возможностям. Если задание слишком простое или слишком сложное, то интерес к нему у ребенка пропадает. Большую роль при проведении занятий с детьми раннего возраста играют предметы, пособия, которые используются в занятии. Они должны быть яркими, привлекательными, вызывающими интерес у детей.
Олеся ШАЙХУЛЛИНА, воспитатель д/с № 11 «Якорек»