Все новости
ВОЯЖ
20 Декабря 2020, 17:56

Моя Америка. Часть вторая

ПОПРОШАЙКИ После московских попрошаек и их пресловутого «Люди добрые, помогите, кто сколько может!» их американские коллеги создают впечатление наглых и высокомерных людей. Они не просят – они практически требуют денег. Попрошайки, «работавшие» на Манхеттене, одеты неплохо и в целом выглядят более-менее опрятно. Как-то в Центральном парке у меня состоялся диалог с одним из этих нахалов. Я сказала, что не дам ему денег.

Он очень удивился моей категоричности и спросил: «Почему?». Я ответила, что просто не хочу. Тогда этот мужчина спросил, откуда я. Я ответила, что из России. Почему-то мой собеседник заметно погрустнел и подытожил: «Тогда понятно».
ЧТО НУЖНО НЕПРЕМЕННО УВИДЕЬ В НЬЮ-ЙОРКЕ
Достопримечательности перечислены во всех справочниках. Но самое главное, чего нет в справочниках, так это банального совета: проще всего узнать страну через ежедневное общение с людьми и прогулки по улицам города – словом, наблюдать саму жизнь. Огромное разнообразие типов внешности местных жителей создает впечатление, что Нью-Йорк – и вправду столица мира.
В Нью-Йорке мне вспомнился рассказ Максима Горького «Город желтого дьявола». Рассказ датирован 1906 годом, в нем Нью-Йорк и главная его ценность – статуя Свободы – описывались с позиции критики всего буржуазного, что и отразилось в названии рассказа. Я не знаю, каким был Нью-Йорк начала XX века, но то, что я увидела в начале XXI века, мне понравилось. Хотя, наверное, в данном случае сыграла роль моя «установка на позитив»: я хотела увидеть новый мир без его отрицательных сторон.
МУЗЕИ
Одним из самых больших потрясений в Нью-Йорке для меня стали музеи, подобные вселенным. Вы можете ходить по их залам дни напролет. Потрясает не только богатство экспозиций, но и возможности, которыми располагают американцы для сохранения бесценных реликвий прошлого. Каждый посетитель может стать членом музея (правда, за определенный приличный взнос), участвовать в экспедициях и быть свидетелем внутренней работы музея. Членство дает много льгот и привилегий, включая бесплатный вход в музей, бесплатную подписку на свои журналы, скидки в магазинах музея, эксклюзивные приглашения на особые мероприятия. Такая открытость позволяет как привлекать финансовые ресурсы, так и поддерживать интерес граждан через личное участие в проектах музея.
Оплата посещения некоторых музеев колеблется: есть фиксированная цена (7-25 долларов), но можно самостоятельно решить, сколько вы готовы заплатить за посещение (минимум – 1 доллар). Поэтому в некоторых музеях цена указывается как «рекомендуемая плата». Но, как правило, люди предпочитают платить полную стоимость – им как-то неудобно проявлять свою «неуспешность».
Обращает внимание большое количество среди посетителей самих американцев, особенно детей, – в местных музеях есть возможность самостоятельного изучения каких-либо объектов детьми.
Поражает и внимание к людям с ограниченными возможностями. В планах музеев, как правило, указывается также, с какой улицы наиболее удобно осуществить доступ в музей людям с ограниченными возможностями, а в залах можно получить инфракрасные слуховые аппараты…
Практически каждый музей имеет свой сайт, и, прежде чем отправляться в музей, которых в Нью-Йорке более 150, лучше определиться, какой из них вы хотите посетить, с помощью виртуальной экскурсии. Также с помощью Интернета вы можете зарегистрировать членство в музеях или выбрать себе что-то в виртуальном магазине.
Метрополитен-музей, или попросту Мет (The Metropolitan Museum of Art), – один из самых крупных музеев США. Это единственное крупное здание, расположенное на территории Центрального парка. В музее собрано более трех миллионов экспонатов самых разных эпох – одним из наиболее впечатляющих является Ассирийский зал, в котором можно увидеть огромных крылатых быков, охранявших 3000 лет назад вход в тронный зал.
Недалеко от Мета расположен знаменитый Американский музей естествознания (American Museum of Natural History). Это тоже очень интересный музей, в нем существуют специальные бесплатные программы для посетителей, которые включают в себя широкий выбор лекций, представлений, семинаров и специальных мероприятий для всех возрастов на темы истории мировых культур, рассказы о современных научных теориях и исследованиях.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ПАРК
В самом центре огромного мегаполиса, на Манхеттене, существует настоящий парк, ухоженный и красивый. Речь, конечно же, идет о Центральном парке (Central Park). В самом центре многомиллионного города вы можете побродить по дорожкам парка, которые пролегают по рощицам и лужайкам, близ озер и скал. Это приятное место для прогулок и пробежек, катаний на роликовых коньках или просто завтрака на траве. Это излюбленное место как самих ньюйоркцев, так и многочисленных туристов со всего мира; кроме того, в течение дня сюда постоянно приезжают новобрачные. Красивейшие фонтаны освежают затейливые клумбы с цветами непривычно ярких расцветок. Запах роз, кажется, преследует вас повсюду. Цветущие магнолии на фоне небоскребов выглядят настолько неожиданно и нереально прекрасно, что кажется, будто у этой картины обязательно должна быть рама.
БРАЙТОН-БИЧ
В середине 90-х, когда я еще училась в московской аспирантуре, в общежитии Российской академии наук, в котором я тогда жила, по рукам ходили только что вышедшие три томика Сергея Довлатова. Спустя каких-то десять лет, попав сюда, я поразилась тому, что Брайтон-Бич, который описал Довлатов, и вправду существует! Увидеть, что в самом сердце Америки действительно существует эдакая Дерибасовская, где разговоры звучат как на Привозе, – это и в самом деле потрясает. Продавец в продуктовой лавке с характерной интонацией произносит: «Да шо же такое, только что никого тут не стояло, а теперь уже вон как набежало». И зачем ездить сюда нашим юмористам? Тут все говорят так, что никакие юмористы не нужны.
…На самом деле, на Брайтон-Бич в тот день я попала довольно случайно. Я запуталась в карте метро и вместо Чайна-таун оказалась на Брайтон-Бич. Но с упорством первопроходца я не желала отказываться от намеченного плана: я хотела сегодня вечером посмотреть именно китайский квартал. Когда я сама не смогла разобраться в схеме метро для возвращения в исходную точку, я подошла к сидящему на скамейке мужчине и попросила о помощи. Мужчина посмотрел на меня и, улыбаясь от души, заговорил по-русски. Почему-то именно в Америке я была рада встрече со своим соотечественником. Этот мужчина, живя в Америке, так и не научился говорить по-английски – в общем, все как у Довлатова, помните? Что-то вроде: «Мы уже тут десять лет живем. А эти полицейские никак по-русски говорить не научатся». Михаил когда-то приехал сюда по турпутевке из Донецка и решил остаться, у него нашлись какие-то связи на Брайтоне. Он неплохо устроился, работает краснодеревщиком, зарабатывает две тысячи долларов в неделю, делая мебель на заказ. Его шеф – тоже из Донецка; в общем, жизнь у Михаила складывается таким образом, что английский ему вроде как и не нужен. Говорили бы уж эти американцы по-русски, так совсем все было бы хорошо, шутит Михаил.
Любимое место жителей этого района – самая длинная в Нью-Йорке деревянная прогулочная эспланада, которая растянулась вдоль Атлантического океана на пять километров. По вечерам местные жители принимают здесь воздушные ванны, совершают променад, чинно раскланиваются со знакомыми.
Интересно, что если на Брайтоне живут в основном переселенцы «первой волны», то уже их дети предпочитают отсюда уезжать. Наиболее успешные стремятся или на Манхеттен, или в пригород. Если аренда скромной квартирки на Манхеттене может стоить более двух тысяч долларов в месяц, то покупка дома в пригороде – это уже шаг, с точки зрения финансов, серьезный и ответственный.
Писать про Брайтон после Довлатова на самом деле не имеет особого смысла. Могу только добавить, что на Брайтон-Бич нужно приезжать утром, днем и вечером. Каждый раз вы увидите что-то новое в жизни этого местечка.

МАНХЭТТЕН
Это не только самое красивое место в Нью-Йорке – это больше чем просто красота, это суть Нью-Йорка, его сердце.
Именно здесь находится главный символ страны – статуя Свободы. Этот сорокашестиметровый монумент прибыл в Америку в 1885 году из революционной Франции как дар французского народа, который увидел в движении американцев за свою независимость реализацию идеалов Французской революции. Как это обычно и бывает, этот символ на американской земле был воспринят иначе. Статуя Свободы стала воплощением «свободы по-американски», символом страны, открытой для людей со всего света. На пьедестале высечены слова, которые знает каждый эмигрант, попавший в Америку: «Отдайте мне своих усталых, бедных и страждущих, отдайте мне угнетенных, мечтающих о свободе, пошлите ко мне всех лишенных родины, всех потерпевших крушение. Я поднимаю свой факел, чтобы осветить им златые врата!». А на улицах города улыбчивые люди раздают руководства для потенциальных эмигрантов: куда обращаться, и что необходимо, чтобы получить возможность стать американцем.
К статуе Свободы вы можете попасть, пройдясь пешком по Уолл-стрит (Wall Street). Лучше сделать это незадолго до начала рабочего дня. Это та самая знаменитая улица, на которой можно почувствовать себя, как на съемках фильма о том, как делаются деньги. Недалеко от знаменитой Нью-йоркской фондовой биржи вы увидите позолоченную статую быка внушительных размеров. Местами она как будто натерта до блеска: туристы со всего мира стараются прикоснуться к золотому тельцу, чтобы и им улыбнулась финансовая удача.
И еще. В Нью-Йорке вы можете испытать изумительное чувство свободы и попробовать одеться так, как давно хотелось, и здесь никто не будет сверлить тебя взглядом: если ты не нарушаешь чужих границ, ты волен быть самим собой. Когда идешь по улице или едешь в метро, легко можно рядом с одной девушкой в коротких шортиках и топике увидеть другую – в теплом пальто и в высоких сапогах. Можно сказать, что у ньюйоркцев есть свой стиль, который я охарактеризовала бы все тем же словом – свобода. Складывается ощущение, что здесь ты можешь быть такой, какой невозможно почувствовать себя в других городах…
Но для меня ясно одно: родину в чемодане не увезешь, как бы банально это ни звучало.
Шаура ШАКУРОВА
Читайте нас: