Все новости
ВОЯЖ
1 Октября 2020, 15:49

Пещера Салавата Юлаева

Своеобразная красота родного Башкортостана не устаёт меня поражать и вдохновлять. Она вновь меня увлекла, когда я совершал путешествие по северо- восточным районам РБ. По приглашению моего коллеги Рафаса, в начале августа мы с сыном Альбертом утром выехали из Благовещенска в направлении Мечетлинского района. Проезжая через Бирск, Мишкино, Караидель мы выхватывали фотоаппаратом красоты пейзажа, получая яркие и незабываемые впечатления, в течение всей поездки.

Не испортил нашего настроения даже тот случай, когда, проехав через понтонный мост за Караиделью и оказавшись на насыпной дороге, у нашего «Ауди» сломалась поперечная тяга, и зад нашей машины болтался ходуном. Пришлось вернуться обратно в Караидель, самым тихим ходом. Хорошо, что местный мастер Салават быстро и хорошо соединил тягу сваркой, и мы продолжили свой путь.
Хоть дорога и была нелёгкой для иномарки, природа компенсировала все дорожные неурядицы, радуя наш взор всё новыми видами. За каждым поворотом открывались изумительные пейзажи, меняющие ландшафт местности, будто созданный самым искусным творцом, что поддержало наше восхищение до конца пути.
Ближе к вечеру мы доехали до Большеустьекинска. Нас уже ждали друг Рафас с супругой Минзилёй (мастерицей кулинарных дел).
Про неё можно сказать, что от изготовленных ею блюд и лакомств можно язык проглотить. К тому же нас ждала натопленная баня. Мы даже не заметили, как пролетели два дня отдыха, пора было возвращаться домой. Тепло попрощавшись, мы поехали уже по другой дороге через Дуван, Янган-Тау, Малояз, Кургазак, Салаватский район, Сим, Крапочево по Челябинскому тракту до Уфы.
У нас была давнишняя мечта побывать в пещере Салавата. Где она находится, знали только примерно, поэтому попутно расспрашивали местных жителей. Остановились на трассе у пожилого мужчины, который торговал мёдом. Он нам объяснил, как проехать: «Доедите до разветвления дороги, где указатель деревни Юнусово. Слева асфальтный завод. От него свернете налево, проедете до деревни Идрисово, а там до пещеры недалеко. Там еще спросите». Мы так и сделали, но в Идрисово проскочили насыпную дорогу к пещере. Почему-то нет ни одного указателя пещеры, а ведь для республики это уникальный памятник, напоминающий о великом сыне нашего народа.
В конце деревни мы свернули направо и, проезжая берёзовую рощу, оказались на просёлочной дороге, разрыхлённой колеями внедорожников и, выбирая обходные пути, где пробуксовывая, а где задевая низом каменные глыбы, оказались в поле. Нас начали одолевать сомнения, и мы хотели уже вернуться обратно, но на наше счастье вдалеке увидели «Ниву». Мы подъехали к ней. Водитель рассеял наши сомнения: «Вы уже почти у цели. Вот за теми деревьями возьмите правее и в конце поляны уткнётесь в крутой утёс и окажетесь над самой пещерой. Только будьте осторожнее, близко не подъезжайте!» - предупредил он на прощанье.
Когда мы были на месте, ошеломленные от увиденного, мы замерли, аж дух перехватило, потрясённые мощью раскинутых перед нами просторов. Мы стояли завороженные, словно гипнотизированные. Меня вывели из этого состояния слова сына: «Папа, смотри на соседнюю скалу, как утёс козырьком выходит вперёд. Вдруг под нами такая же пустота, давай лучше отойдём на безопасное место». Тогда я в состоянии эйфории взял курай и, выражая нахлынувшие чувства, заиграл мелодию на стихи Салавата Юлаева. Всё окружение, будто подпевая, погрузилась под эту мелодию, а слова, отзываясь эхом, заполняли просторы, и как будто он был рядом с нами и слагал эти строки:
Ай, Урал, ты, мой, Урал,
Все слова я растерял,
Как воспеть тебя, Урал?
Заиграй же, мой курай,
Песню, чтоб вошла в сердца,
И Урал, и весь наш край
Прославляя без конца!..
Потом, взяв фотоаппарат, по завивающейся змейкой тропинке, цепляясь за каменистые кручи, мы начали спускаться и оказались на площадке, где находилась пещера. Тут, напоминая историю о великом сыне башкирского народа, который нашёл здесь последний приют, спасаясь от преследующих его карателей, в воздухе стоял гул, отзываясь тревогой в сердце. Из пещеры появились люди: оказалось, эта семья из Уфы. Они спросили: «А вы слышали мелодию курая? Нам показалось, что это вернулся Салават!» Мы утвердительно кивнули. Они направились на вершину скалы, а мы обследовали пещеру и фотографировались на память.
Если первое впечатление было великолепное, то оно постепенно начало исчезать, потому что везде ярко красовались автографы, выполненные масляными красками или сажей, мелом или губной помадой, оставленные туристами на память: «Тут был Федя!» или «Динар+ Рита= любовь». Мы до глубины души были потрясены и огорчены дикостью людей. Фактически от их «творчества» не осталось живого места на этом уникальном памятнике, который сохранила нам природа. Если все мы так будем поступать, что останется после нас следующим поколениям - только такие «автографы бескультурья». Не обязательно увековечить память о себе таким способом, вот отважный воин Салават написал эти проникновенные строки, и они обречены на бессмертие…
Милая моя земля,
Приковал навек мой взор,
Вечно бы я хвалил тебя!
Вечно воспевал бы любя!
В раздумье мы покинули пещеру. Такой памятник нуждается в защите. Если мы всем миром не сделаем это, как бы поздно не было. Когда мы оказались на вершине, мои мысли внезапно прервались песней Салавата, который пел мой сын на родном языке:
Ай Уралым, Уралым,
КүгӘреп яткан Уралым!
Нурга чумган түбӘсе-
КуккӘ ашкан Уралым!
Сине мактап җырлайым,
Ай Уралым, Уралым!
Это было так неожиданно. И я не удержался и спел в тон ему. Окрепшие духом, окрылённые песней Салавата мы возвращались домой.