При въезде в город вашему вниманию представится уникальный вантовый мост через реку Обь. Его протяжённость более двух километров, его пролёт поддерживается всего одним пилоном, высотой в 150 м! Улицы, словно галереи музея, изобилуют всевозможными арт-объектами: монументы, статуи, топиари, инсталляции, оригинальная архитектура.
Довольно пройтись по одной из центральных улиц города, – по проспекту Ленина, – чтобы в полной мере оценить его архитектурные достоинства. Если начать продвижение от торгово-развлекательного Сити-центра (географический центр Сургута) в восточном направлении, то за получасовую прогулку у вас сложится представление о своеобразной красоте северного города.
Помимо офисных зданий и жилых домов, отделанных разноцветными фасадными панелями, взору открывается просторное транспортное кольцо. В его центре расположен памятник первопроходцам Сибири и основателям города. Он представляет собой четырёхфигурную композицию. Она изображает князя Фёдора Борятинского и воеводу Владимира Аничкова, по царскому указу основавших город в 1594 году, а также казака-плотника и безымянного священника. Размеры памятника внушительны – 15 метров в высоту. На него ушло 40 тонн бронзы.
Пройдя немного дальше на юг, вы непременно обратите внимание на две высотки. Одна – со стенами темно-красной и светло-коричневой окраски и зелеными скатами крыши, выделяющаяся своей величиной среди стоящих рядом домов. И вторая – пятнадцатиэтажный монолит сплошного остекления умиротворяющего тёмно-зелёного цвета, навевающего ассоциации с Изумрудным городом. Вытянувшийся ввысь стеклянный параллелепипед, лаская глаз приятной свежестью, выгодно выделяется на фоне серого неба. Он, кажется и правда сделан из драгоценного камня.
«Изумрудная башня», строго говоря, изумрудная только отчасти. Зеленые панели фасада, словно элементы пазла, смежаются с полупрозрачным стеклом металлически серого цвета. С одной стороны стена башни полностью выполнена в серо-стальном тоне и напоминает чистую и прозрачную гладь лесного озера. В её зеркальной поверхности отражаются, медленно плывущие по небу, пепельные облака с молочными полупросветами. Возникает ощущение, что на стене висит гигантская цифровая плазма, на которой демонстрируется фильм о природе.
Сразу за башней располагается настоящий изумрудный дворец. Он состоит из трёх элементов. Кубической пристройки – вход в здание, двенадцатиэтажного основного корпуса и башни на несколько этажей выше. Её крышу венчает технологическое навершие со спутниковыми антеннами. Благодаря этой башне, вероятно, здание и называют «Свечкой». На настенном билборде указано: ООО «Газпром трансгаз Сургут».
Если в этот момент захотите повернуть домой, вы не сможете этого сделать. Так как сразу за офисом Газпрома обнаружится еще один шедевр современного городского зодчества.
Вдали, на фоне хмурых облаков, отражая их металлическое свечение, сияет, словно горный хрусталь, главный корпус Сургутского Университета, прозванный в народе «Кораблём». Вблизи огромное здание напоминает океанский лайнер, рассекающий асфальтовые волны. Перед его зеркальными стенами простирается широкая площадь, выложенная кругами из кирпича зеленой, голубой и светло-коричневой расцветки. В ее середине высится памятник Кириллу и Мефодию, окруженный газоном и клумбой. А слева по округлому периметру площади под открытым небом располагается выставка военной и гражданской техники. Стоят две пушки времен ВОВ: 76-милиметровая дивизионная и противотанковая, грузовой ЗИС-5, американский Willys MB и ретро-автомобили в превосходном внешнем состоянии, как будто только что с конвейера.
Неподалеку слева возвышается белый и легкий, как лебединое перо, храм святой мученицы Татианы – покровительницы студентов. На фоне осеннего неба его абрис вычерчен тонкой, но чёткой линией. С расстояния он выглядит как ёлочная игрушка. Его золотой купол устремлен ввысь как сфероконический шлем или перевернутый кубок без поддона…
Если вам выпадет случай побывать в этом городе, обязательно посетите музеи Старого Сургута – так называется историко-этнографический комплекс, что находится на берегу реки Саймы в центральной части города.
В пересечении березовых аллей то тут, то там располагаются деревянные домики с палисадниками – реконструкция старых сургутских зданий рубежа XIX–XX веков. Каждый из уютных бревенчатых домов, окрашенных глянцевидным акрилом в насыщенный коричневый цвет морилки, имеет свою тематику.