В Уфе открылась выставка «Учитель и ученик»
Все новости
ПРОЗА
29 Июня , 18:00

Когалым

Изображение сгенерировано нейросетью
Изображение сгенерировано нейросетью

В купе уже третьи сутки обитала семья – молодые муж с женой и их сыночек. Счастливые, сразу видно. Ехали откуда-то с черноморского побережья – довольные, загорелые. Оказалось, в Когалым, домой. И дальняя дорога не в тягость. Про этот Когалым рассказывали всякое:

– Америка, да и только. Нигде в России нет таких условий для жизни. А ведь почти Крайний Север. Богато живут люди, достойно.

Даже не верится. Мы-то уже смирились с тем, что достойная жизнь возможна только в столицах, а в провинции все больше «шаг вперед, два шага назад».

Да еще тендеры переняли – вот уж где раздолье. Считая, что этим тоже надо переболеть, уже в эпоху возрождения капитализма, люди затихли в ожидании чего-то смутного, необъяснимого, как будто неизбежного. Эволюции? Революции? Расплаты за грехи? Редко, где слабые попытки протеста против безобразий набирают силу и размах. Получается так, что природа человеческая неисправима еще со времен Адама и Евы. И нравы фактически не меняются – судя по исследованиям человеческих душ и общественных нравов в мировой литературе и науке. Ну, это почти политико-лирическое отступление, без которого можно было бы и обойтись. Наш рассказ просто о жизни простого парня из простой семьи, услышанный в поезде дальнего следования из первых уст, как говорится.

Приятно было наблюдать за попутчиками, за этой молодой, преисполненной радости жизни семьей: как муж и жена тянулись друг к другу, заботились друг о друге и холили и лелеяли своего трехлетнего малыша. Разговорились. Зачастую случайным попутчикам даже легче открывать даже самое сокровенное: то, о чем с близкими молчишь – из деликатности, осторожности, стремления уберечь от лишних огорчений или сожалений. Что прошло, то прошло – и иногда лучше его не ворошить, это прошлое. Пять лет с нуля в Когалыме, где эта пара создала свою семью, обзавелась домом, «крепким тылом», наверняка были для них испытанием.

Муж оказался родом из-под Барнаула, где он до армии окончил техникум связи. Родители живут в сельской местности, и после армии на селе, да в 90-е годы, работы для связиста не было. Покрутился в Барнауле, где нет ни родных, ни знакомых – зацепиться не за что, просить о помощи некого. Услышал от кого-то про Когалым – хвалили, описывали что-то невероятное. Захотелось увидеть своими глазами. Тайком от родителей подался на Север, уж очень отпускать от себя не хотели. Денег – в обрез. В первую же ночь попал в подвал к бомжам. Больше некуда было приткнуться с почти пустым карманом. Это вам не три звезды – ну, может, со знаком «минус». Из собранной в подвале выброшенной мебели бомжи отвели ему кособокий диванчик с валиками по бокам, чаем горячим напоили. Уже жить можно. Сбегал для них за пузырем. Сам не пью!

С утра пошел искать работу. Повезло не сразу. Понимал, что там, где люди работают по вахтам, на трассе, надежная связь – большое дело. Мобильных телефонов тогда еще не было. В третьей конторе, куда обратился уже без особых надежд, выслушали, поняли, приняли во внимание диплом связиста и службу в армии. Предложили работу по специальности. Люди в Когалым приезжали, списавшись и договорившись заранее, по официальному приглашению на работу с предоставлением жилья. Ну, а у него все начиналось даже ниже нулевой отметки. После первых ночей в подвале балок (передвижной домик на полозьях для временного проживания геологов, строителей и т.п.) показался раем. Пока все документы на работу и общежитие оформил, неделю кантовался с бомжами. Так началась жизнь в Когалыме для него.

Через месяц родителям в деревню отписал все, как есть. Простили. Даже подивились, что сын оказался такой решительный и самостоятельный. Не побоялся рвануть на Север и справился с трудностями (о которых он не писал). Но они-то знали, как нелегко начинать все на новом месте. А он еще послушный такой всегда был, молчун!

У нее все и проще, и сложнее. Горькая сиротская доля многократно описана и в прежние времена. Родителей не знала. Хорошо, что кулинарное училище окончила. Тут не сравнишь со студентом кулинарного техникума в исполнении Геннадия Хазанова. Не до смеха, зато есть шанс прокормиться. А в Когалым попала каким-то чудом другая сирота, чуть постарше, из того же кулинарного училища, с которой она водила дружбу еще в детском доме. Переписывались, вызвала подругу к себе. Хороший повар везде пригодится. Старшая подруга уже и судьбу свою встретила, жила в балке с мужем и ребенком, преодолела сиротство свое. Пригласила в гости. Напекли пирожков. Хозяин пришел с другом-связистом, который начал работать с ними совсем недавно. Пирожки с картошкой и капустой оценили, да еще с горячим бульоном! Да с мороза! На подругу хозяйки связист поглядывал, старался незаметно. Потянулись друг к другу. Почти год ждали, когда выделят балок для молодой семьи. Родился сын. Кончилось еще одно сиротство!

Через два года получили нормальную квартиру. Еще обживают, но решили сделать себе подарок: поехали на Черное море, целый месяц отдыхали. Отвели душу. Да и малыш полюбил море – резвился, как дельфин. Быстро научился плавать. А ведь маленький еще совсем! Мечтают о дочке, чтобы плести косички, наряжать в красивые платьишки и радоваться. Еще одна простая история.

Нашла Когалым в GIS, географической информационной системе. Правда, впечатляет.

Автор: Зайтуна ГАЙСИНА
Читайте нас: