В ту осень произошло важное событие в Абуляисово-Ергаише: приехала продавцом в их магазин румянощекая, красивая девушка Минниса-апай из Абзана. Она была такая красивая, так что маленькая Банат и Фарзана почти каждый день на большой перемене бегали в магазин, находящийся рядышком со школой, чтобы только полюбоваться девушкой.
Иногда Банат за 1 рубль, который ей давали Юнус-езняй и Минигуль-апай, покупала в магазине 6 штук шоколадных конфеток, на зеленоватых обертках которых было изображение двух ласточек. По одной конфетке они с Фарзаной сразу же отправляли себе в ротик, оставшиеся четыре штуки раздавали Фархетдину, Лукману и Сании, а четвертую делили сами пополам по-братски. Так продолжалось в течение всего учебного года, а потом красавица Минниса-апай вышла замуж за родственника Банат Вали-агая.
В тот год зимой в школу Абуляисово-Ергаиша из соседних школ приехали учителя на открытый урок. Марзия-апай предупредила своих учеников, чтобы они пришли в школу нарядно одетые, чтобы не шумели на уроках и активно поднимали руки и отвечали на ее вопросы. Банат постаралась не осрамиться перед гостями школы, поэтому с утра надела новое платье, на голову повязала коричневый кашемировый платок, на уголках которого были красивые вышитые яркие цветы, в свой знаменитый портфель засунула большое зеленое яблоко.
Вот начался открытый урок арифметики, учительница Марзия-апай вначале объяснила новую тему третьему классу, потом с учениками первого класса стала решать задачу. Банат быстро решила задачу и с торжествующим видом обернулась на учителей из соседних школ, среди которых и ее двоюродная сестра Найля-апай, еще Минсара-апай. Те спокойно сидят на стульях позади парт учеников, не обращая внимания на Банат, как будто ее совсем нет в классе, а она вот есть, сидит и крутится без конца, только кончик платка красивого мелькает, как хвост козочки, качаясь с одной стороны на другую. Тогда девочка с важным видом достает из «волшебного» портфеля яблоко и, время от времени поглядывая на своих сестер, оборачиваясь назад, начинает есть его. У учительницы от такой наглости своей воспитанницы глаза лезут на лоб, но она не знает, как остановить действия Банат, а та ноль внимания на свою учительницу, знай поглощает свое лакомство. Наверное, читающие эти строки догадались уже, что ждало дома «лакомку». Наверное, лоза на наличнике была употреблена матерью Банат не раз, чтобы дать ей урок, как надо себя вести на занятии в школе, тем более перед гостями…
Перед зимними каникулами, когда была освоена первоклассниками азбука-элифба и они научились сносно читать, прошел «Праздник букваря», Марзия-апай повела их в школьную библиотеку. Там на деревянных полках стояли в несколько рядов толстые книги, а на столе лежали кипы газет и детские книжки в красивых обложках.
Внимание Банат сразу же привлекла книжка, на обложке которой была нарисована огромная рукавица, а рядом с нею стояли какие-то зверюшки: лиса в рыжей шубке особенно ярко выделялась среди них. Девочка раскрыла книжку и стала рассматривать картинки. Книга очень понравилась ей, и она попросила библиотекаря Марьям-апай, чтобы она отдала ей эту книжку домой. Та стала говорить Банат, что она, наверное, не поймет, о чем эта книга сказок, ведь она написана по-русски. Но девочка-упрямица ей ответила: «Ничего, а я ее такую прочитаю, а если не пойму, попрошу сестер своих перевести сказку на башкирский язык!» Она понесла эту книжку в класс, прижав к груди, как самую большую драгоценность, там положила ее в нутро заветного своего «волшебника» (примеч.: имеется в виду портфель).
Дома за один присест прочитала книгу, непонятные слова спрашивала у сестер, а кое-где догадалась по смыслу, потому что летом у них дома всегда гостили русскоговорящие дети старшей сестры и брата. Дети с ней тоже пытались разговаривать по-русски, поэтому многие их слова хорошо знала Банат. Сказка ей очень понравилась. Эта книга и полюбившиеся ей русские слова, наверное, поспособствовали девочке в дальнейшем правильно выбрать будущую профессию — профессию учителя русского языка и литературы.
Зимой девочка, кроме чтения книг, занималась тем, что помогала отцу, готовившему крестьянские сани для колхоза, коромысла для женщин, топорища и ручки для кос, черенки для вил и граблей для вдов бывших фронтовиков. Банат всегда крутилась возле отца, просившего подавать ему то долото, то молоток, то ножовку, то коловорот. Если коромысла и всякие ручки отец делал за два вечера, то над санями ему приходилось работать целую неделю, поэтому на полу передней комнаты под нарами всегда лежали древесные стружки, чурочки, планочки, инструменты для работы отца.
Чтобы сделать сани, отец Банат в первую очередь ездил в лес, оттуда привозил стволы ильма, черемухи и вяза. Ильмовые стволы на улице отец обрабатывал топором, рубанком и фуганком на верстаке, стесав с них ненужные части, придав им форму прямых параллелепипедов, то есть четырехугольных призм длиной больше трех метров. Сделав на одном конце каждой призмы зарубку, отец заносил сырые стволы с улицы в тепло, засовывал их один конец вначале в бак с холодной водой, потом заталкивал их в нутро недавно только прогоревшей печи. Отец также делал какие-то зарубки и на вязовых стволах для крепления полозьев санок и их тоже засовывал в нутро печи.
Обычно через некоторое время он велит Файзе позвать на помощь своего племянника Булата, живущего по соседству, прямо через дорогу. Тот, как будто только ждет этого, почти сразу же появляется в передней комнате. Когда в комнате начинает пахнуть горелым деревом, отец быстро достает из печи призму-будущий полоз саней, почти молниеносно накидывает на зарубку крепкую веревку, привязывает ее к дереву, кладет деревяшку на пол. Вместе с Булат-агаем встают на будущий полоз и вдвоем тянут руками веревку к себе: согревшееся в печи дерево поддается силе рук мужчин и начинает немного сгибаться в их сторону.
Когда ствол обретает форму полуовала, отец засовывает в заранее сделанную в середине полоза дырку крепкую дубовую палку и к ней крепко-накрепко привязывает веревку, чтобы она не давала дереву распрямиться. Такую же операцию проделывают мужчины и с другим полозом, потом достают из печи и вязовые стволы, вдвоем сгибают стволики вяза на три ровненькие части, вставляют какие-то чурочки в их выемки-зарубки, потом веревкой перехватывают ствол в двух местах и узлом завязывают их, чтобы не разошлись и не болтались концы стволиков; и раскрасневшиеся от натуги, они закидывают будущие полозья и вязанки далеко под нары.
Потом приходит жена Булат-агая Минъямал-апай, и взрослые начинают пить чай с только что занесенным из амбара сотовым медом и горячим еще хлебом. На пальцы едоков стекает тоненькой струйкой намазанное на него майское сливочное масло, которое с удовольствием слизывается едоками. После взрослых за чаепитие принимаются и девочки, потом они бесшумно моют посуду и садятся за свои учебники, не забывая слушать и интересные, забавные рассказы Булат-агая о далеких Узбекистане и Таджикистане, где ему пришлось жить после войны (туда он попал в поисках хлебного города Ташкента, куда стремились тогда многие оголодавшие во время войны жители Башкортостана).
Мама Банат и Минъямал-апай же вяжут середину шалей из козьего пуха, а старшие девочки после чтения книг тоже вяжут, соревнуясь друг с дружкой, узорчатые каймы для шалей. Перед взрослыми высится в большом противне гора жареных семечек, от которой скоро остается лишь одна лузга. Банат тоже старается лузгать семечки, только у нее не получается пока делать «черные бородки» из шелухи семечек, которые смешно обрамляют девичьи подбородки старших сестер…
Продолжение следует…