Скоро в деревне прошел теплый первый дождь. Детишки, кто босиком, кто в галошах, радуясь дождю, бегали по лужам, ступая ножками на прозрачные, с беленькими каймами пузыри на воде, которые нехотя лопались под их весом. Кругом все стало ярко-желтовато-зеленым, зацвела черемуха, на подножиях гор стали пестреть сине-фиолетовые и желтые цветы-пострелы или горицветы, кукушкин сапог, появились на лугах щавель, кислица, сергибусы. Все деревенские мальчики и девчонки идут в Айыргыуак или Балтугай собирать щавель и дикий чеснок, несмотря на предостережения взрослых: те опасаются змей-гадюк, которые во множестве собираются в шевелящиеся клубки и греются на солнце рядом с кустиками чилика.
Ах, лето красное, будь с нами долго!
В доме девочки жизнь продолжалась как всегда по накатанной дорожке. Летом Банат с девочками ходила в Балтугай собирать землянику, до посинения губ раз по тридцать в день купалась в речке Ергаиш, пасла гусят и утят, охраняла их от ястребов и ворон. Правда, в это лето у нее появилась еще одна обязанность: Минигуль-апай и Юнус-езняй, оставив свою годовалую дочку на попечение матери Банат, уехали учиться в Стерлитамак. Когда мать занимается домашними делами, с маленькой племянницей своей возится Банат. Как только Минзифа засыпает, Банат убегает к речке, где купаются ее подружки, и учится плавать, пока по-собачьи, забыв про все свои обязанности.
На пруду весело. Примерно в обед к речке, распрягав коней от волокуш для сена, спускаются с лугов работающие на сенокосе юноши и подростки на конях. Они купаются в реке сами, потом купают лошадей, те копытами поднимают со дна пруда весь ил, вода в речке становится бурого цвета. Напоследок еще несколько раз нырнув в мутную воду, став «бородатыми и волосатыми» от ила, ребята вскакивают на лошадей и с гиканьем скачут на работу. Потом в воду лезет вся мелюзга, типа Банат. Когда ил оседает на дно реки, на берегу появляются молодые доярки, идущие на обед. Они чинно пробуют носком ног, теплая ли вода в реке, а потом медленно раздеваются до тонких сорочек и в таком виде лезут в воду. Когда вода доходит до пояса, они, ойкнув, окунаются, потом чинно плывут по реке, вздымая волны, у некоторых из них вздуваются тонкие сорочки, оголяя красивые ноги, коричневые до колен и белые выше колен.
А Банат и ее подружки с берега смотрят на них и любуются, как девушки медленно, степенно плавают, красотой их тел, девчоночки же мечтают, когда у них будут такие же красивые полные ноги. Когда взрослые уходят, накупавшись, мелюзга снова лезет в воду, пытаясь плавать как те девушки, только многие пока лишь барахтаются в воде у берега, поднимая со дна реки ил. Когда девочки выходят из воды, тут же в воду лезут до этого спокойно лежавшие на берегу утки и гуси со своими птенцами, ныряют, ищут в воде еду, мутят воду.
Заметив отсутствие младшенькой в доме и услышав плач внучки, мать со двора кричит громко, сзывая дочку домой. Все, кончился праздник, иди-ка, Банат, на свой пост — охранять племянницу! С ее уходом прекращается «праздник» на речке, на некоторое время наступает на берегу тишина.
Вот наступила осень. Банат в этом году должна пойти в первый класс учиться, только ей совсем не хочется в школу: дома хорошо, нет никаких уроков, не надо утром рано вставать, вставай, когда хочешь…
В последний день августа сестры принесли домой какую-то старую азбуку-элифбу, несколько тетрадей в косую линейку и в клетку, простой карандаш, все это положили в маленькую тряпичную сумку и сказали, что все готово у Банат для школы.
На следующий день сестры и мать разбудили девочку очень рано, заставили умыться, поесть, причесаться, переодеться в новенькое платье, специально сшитое матерью для школы, потом сказали, чтобы девочка взяла сумку с азбукой и пошла с сестрами в школу. Только Банат, как сидела на нарах, так продолжала сидеть спокойненько на своем месте, а сестрам отвечала, что она не пойдет ни в какую школу, потому что не хочет учиться. Сестры долго увещевали ее, говорили, что если не выучится в школе, то станет, наверное, свинопасом в Малиновке. Девочка согласна была даже стать свинопасом, хотя сильно боялась хрюшек, которых недавно видела на улице соседней деревни, но ни за что не соглашалась пойти учиться.
Потом, рассердясь, Файза хотела дать ей и тумаков. Только Минсара-апай оказалась самой хитрой. Она принесла большой портфель брата и переложила содержимое тряпичной сумки в портфель, приговаривая при этом: «Вот этот портфель брата — волшебный, кто им пользуется и ходит в школу с ним, тот быстро выучиться сможет, потом после школы стать, как наш брат, большим начальником, иметь много денег. Ты же, Банат, сама видела в Мраково, как у брата было много денег и он купил много подарков всем нам. Значит, если ты выучишься, тоже будешь иметь много денег, а волшебный портфель брата поможет тебе в этом. Айда, пойдем в школу, возьми в руку портфель этот, смотри, никому его не отдавай, если хочешь стать большим начальником и быть при деньгах!» Банат сразу же вспомнила свою поездку в Мраково, подарки брата, множество денег в его кошельке, резво соскочила с нар и быстрым шагом пошла в школу, волоча по земле большущий портфель. Так началась ее учеба в школе.
В школе ее приветливо встретила красивая учительница Марзия-апай, вся нарядная, в коричневом шерстяном платье: по подолу ее платья были вышиты красивые красные и желтые цветы с зелеными листочками, такой же вышитый пояс красовался на учительнице. Она посадила Банат и Фарзану за первую парту в отдельном от третьеклассников ряду.
Как прошли уроки в тот день, Банат особо не запомнила, кроме урока рисования. Учиттельница показала рисунок земляники в какой-то книжке и велела детям тоже нарисовать такую же землянику. Простым карандашиком девочка быстро нарисовала ягоды и листочки, а вот раскрасить у нее не было цветных карандашей, с самого дна того волшебного портфеля она выудила какие-то синий и желтый карандашики и ими раскрасила листочки. Правда, листочки получились не такими уж красивыми, какими они на лугу были, поэтому у девочки испортилось настроение, ладно, хоть с красным карандашом выручила Фарзана: обильно намочив ее карандаш слюной во рту, Банат покрасила ягодки, они получились яркими.
Учительница в конце урока поставила всем детям оценки за рисунки: Фарзана получила «5» (она догадалась попросить зеленый карандаш у Фархетдина и Сании), а Банат — всего лишь «4» из-за тусклых листочков земляники. Это был для нее первый жизненный урок о взаимоивыручке: оказывается, надо просить у одноклассников отсутствующие у тебя учебные предметы, а не надо просто открывать свой портфель в парте, жалея для других детей свои вещи, и быть жмотихой.
Банат очень легко давалась учеба в школе, так как до школы еще она знала многие буквы, умела хорошо считать в пределах ста, но оттого, что росла в семье самой младшей, была очень упряма, даже капризна. Однажды в конце сентября, когда стояло бабье лето, учительница вывела детей на урок физкультуры во двор школы, велела построиться в один ряд третьеклассникам, а потом по росту построила и первоклашек, велела всем по порядку рассчитаться. Банат же, привыкшей у себя дома всегда быть самой первой, не понравилось, что ее поставили после Фархетдина, Лукмана и Фарзаны. Нет, не они, а она должна была, по ее мнению, стоять во главе первоклассников, поэтому в сердцах расстегнула пуговицы своей легкой курточки: полы курточки мешали остальным видеть грудь четвертого человека от себя слева, поэтому Марзия-апай велела Банат застегнуться или снять с себя курточку, но упрямая девочка не послушалась учительницу. Видимо, капризы маленькой девочки уже порядком надоели учительнице или ее оскорбило непослушание ученицы, Марзия-апай вывела Банат из строя, всунула в ее руку портфель «волшебный» и велела пойти домой, раз не слушается команд учительницы. Это и насмешки учеников сильно задели самолюбие девочки, поэтому она плелась, волоча по земле своего «волшебника», следом за учениками, которые с учительницей пошли на полянку около зернотока.
Там школьники вначале делали физичекие упражнения, потом стали играть в разные игры, только никто не приглашал Банат поиграть с ними, поэтому она, еле сдерживая слезы, поднялась на сухое дерево, которое валялось недалеко от детей. Взобравшись на самую высокую часть этого сухостоя, она стала выкрикивать всевозможные дразнилки то в адрес своей учительницы, то в адрес детей, только никто так и не обратил на нее никакого внимания.
Когда все ученики пошли обратно в школу, Банат поплелась к себе домой. Скоро на обед пришла Минсара-апай и рассказала взрослым о «геройстве» сестренки. Огорченные проступком Банат родители и сестры отругали девочку, а мама выразительно посмотрела в сторону лозы на наличнике окна и строго-настрого предупредила свою младшенькую, чтобы с этого дня из уст ее не выходило никаких дразнилок, чтобы она извинилась перед своей учительницей.
Какими глазами смотрела Банат на следующий день на свою Марзию-апай, она не помнит. Но с тех пор она только уважительно относилась к ней, и это уважение сохранила в своей душе до сих пор.
Продолжение следует…