Все новости
ПРОЗА
24 Июля , 16:30

Онтогенез мой. Часть двадцать третья

Раздел VI. Культур-мультур (Продолжение)

А что смотрели? Безраздельно царствовало французское кино. «Банзай», все фильмы с Пьером Ришаром, Аленом Делоном, Жан-Полем Бельмондо, Жераром Депардье. Сейчас они, увы, разучились так снимать.

Импорта хватало. Югославский «Пришло время любить» — красиво, сентиментально, табуированные советским кино темы распахнуты настежь, но после просмотра остался неприятный осадочек. Слишком все прагматично и уныло. Итальянец Челентано бесподобен — «Блеф», «Укрощение строптивого». Польский «Ва-банк» с продолжением тоже очень хорошо зашел.

Изредка демонстрировали даже американское кино. Помните, «Любовь и аэробику»? Красотки немыслимой сексапильности, у некоторых парней (не наших!) случались, скажем так… некоторые конфузы физиологического характера юношеской поры) И антураж такой роскошный, нездешний, манящий. Настоящий блокбастер, в изначальном смысле — разрушительнейшая идеологическая бомба. Прошу прощения, но опять экскурс, заскок в сторону.

Незадолго до поступления в БСХИ, приятель, местный Квакин, доверительно поведал — хочу жить в Америке. Я, сознательный комсомолец, был просто ошеломлен. Как же, свой в доску, хоть и кулаки слишком уж увесистые, а мечтает переметнуться! Зачем ты так, одумайся! Ответ озадачил — а там много красивых и доступных баб, рупь за ведро, и вкусное-превкусное виски — сколько хочешь, столько и пьешь. …Плохо он потом кончил, кстати, совсем спился и без всяких виски и легкодоступных красоток.

На «Челюсти» не ходил принципиально, ненавижу людоедов в любом облике. А вот фильм США «Викинги» глянулся: красочный, масштабный, да еще и исторический (во мне издох именно историк). Увы, американцы ныне разучились снимать настоящее кино. Позже появившиеся и широко разрекламированные полумультяшные «300 спартанцев» аналогичного формата нервно курят в сторонке. Всем лохом курят (лох — это подразделение античных армий, примерно как сейчас рота). «Викинги» — это круто. Но сейчас не про сам фильм.

Сидим, взахлеб обсуждаем увиденное. Один товарищ несколько дородной для его возраста конструкции, саркастически осмотрел всех нас и заявил: «А вы хоть обратили внимание, какими раньше здоровенными были? Измельчал сейчас народец, сильно измельчал». Раньше, ого-го, не то, что нынешнее племя, богатыри — не вы. Я было пригорюнился, украдкой оглядывая свои символически обозначенные бицепсы и прочие трицепсы, ладно, там был и Ринат. А ему палец в рот не клади, не откусит, конечно, побрезгует, но всякие несуразности и оплошности ловил влет. И на этот раз въедливо так поинтересовался: «А как ты думаешь, в фильме настоящих древних викингов снимали?» Юный стерлитамаковец проявил великодушие, не стал развивать сокрушительное наступление в этом направлении и добивать оппонента, без того всем все стало ясно. Так сказать, установилась оглушительная тишина. Не знаю, как остальным, мне же стоило большого труда, чтобы не прыснуть смехом) Ладно, прилюдно не осмеяли старшего товарища, очко нам в карму.

А девочки балдели от индийских фильмов. По фигу им было, что ребята прикалываются (было популярно разъяснено — «…бывают фильмы хорошие, бывают плохие, а бывают индийские»). Красиво, душевно — и все тут! Лиля и Света вспоминают: «Мы ещё Булата все время тащили на индийский фильм, он каждый раз говорил, что больше ни за что не пойдёт, но мы его опять уговаривали». А это из воспоминаний Маргии: «О ужас! Я их имена помню даже — Дхармендра, Хема Малини, Радж Капур и так далее, и тому подобное. А ещё я говорила, если у меня дочка будет, назову индийским именем. Но как-то не сложилось — назвала Юлей».

…Девочки, хоть сейчас, задним числом можете записать меня в свои ряды. Подпольный штрейкбрехер я. Короче, зазвал меня брат на какой-то индийский фильм. Я поначалу воспротивился — но там же все как бы понарошку, даже драки такие, без матерных комментариев смотреть невозможно. Опять же, концептуальные идеи и сюжетно-художественное воплощение прихрамывают на обе ноги (я же «Советский экран» читал постоянно). И вообще, нормальным пацанам неприлично смотреть индийские мелодрамы. Брат посмотрел на меня как на третьего сына из сказочных семей. Ну, как на дурачка посмотрел: «Нам-то какая разница, что остальные говорят? Вот сейчас в городе холодно и сыро, в зале уютненько. А на экране обязательно и природу покажут — теплый океан, горы, джунгли. Красота!». С тех пор и я сповадился. Брат прав, если индийский фильм на широком экране — полная релаксация обеспечена, ежели вокруг все блекло и стыло, везде мерзость и запустение.

А вот «Танцор диско» примирил сторонников и противников индийского кино. Из моего окружения все сходили. Я одним из первых. Возвращаюсь, воодушевленный, в общагу. Кто-то спрашивает, на какой фильм ходил? Сами всяко заметили по этим записям — словоблуд я, и даже не каюсь в этом) Во всей красе раскрылся позже, когда стал получать гонорары, исходя из объема понаписанного, но первые робкие шаги начинал уже тогда. Вот и тут вместо краткого ответа на конкретный вопрос, очень немузыкально пропел:

— А емо диско данцор!

Значится, изобразил песню полюбившегося героя фильма.

Спрашивающий слегка психанул:

— Вот всегда с тобой так, вечно начинаешь что-то крутить и выворачивать! На фига мне твои ребусы? Я просто спросил — на какой фильм ходил, неужели не можешь просто нормально ответить?!

Помощь пришла нежданно. Рядом присутствовал и Рустик. Вот он-то и вклинился в начинающий искрить диалог:

— А что тебе непонятно? Ильфат пропел — «Я танцор диско», значит, сходил на «Танцора диско».

Я-то пытался изучать немецкий, ни в зуб ногой был насчет английского «А емо диско данцор». Спасибо, Рустам, и заступился, и кругозор расширил))).

А как же насчет отечественного кино? Возможно и не к месту, припоминается башкирская поговорка «Күрше бисәһенә ҡарап, үҙ бисәңдән тороп ҡалма» — «Засматириваясь на соседскую жену, как бы не остаться и без своей»). Замечательных советских фильмов великое множество! И сейчас раз за разом пересматриваю. Но вот из того, что запомнилось навскидку из походов по Уфимским кинотеатрам — с гулькин нос. «Блондинка за углом», «Влюблен по собственному желанию», «Чучело» (это где дебютировала Кристина Орбакайте), «Не могу сказать прощай». На «Иди и смотри» не решился идти и смотреть, боялся расплакаться во время сеанса. А-а-а, еще и «Детский сад». Вот ведь какая петрушка, Евтушенко поэт замечательнейший, один «Голубь в Сантьяго» чего стоит, а фильмец… Да еще, имхо, и с дурным душком, на вкус зарубежного жюри, для которого и снимался — воспринял так, что мне предлагается понять и простить даже фашистского офицера. И пойму, и прощу, но как-нибудь в следующей жизни!

 

Продолжение следует…

ПРЕДЫДУЩИЕ ЧАСТИ:
Автор:Ильфат ЯНБАЕВ
Читайте нас: