В Уфе открылась выставка «Учитель и ученик»
Все новости
ХРОНОМЕТР
1 Октября , 15:00

Так зарождалось купечество

История фамилии, история семьи

Как-то в прошлом году, будучи на экскурсии в городе Санкт-Петербурге, по дороге в Петергоф, услышал от нашего гида, замечательной, веселой и очень эрудированной девушки Альбины, одну интересную историю. Как известно, когда Петр Первый начал строить в Питере флот, плотников собирали со всей страны. В одной такой семье из Самары в город приехал с отцом 12-летний мальчик. До плотницкого дела он еще не дорос, поэтому все время проводил со сверстниками на улицах нового города. Однажды он забрел в торговые ряды и увидел, что большим спросом у населения пользуются муравьиные яйца. Оказывается, знатные семьи содержали у себя дома певчих птиц, в основном кенаров, и яйца для них идеальный корм. Мальчик быстро смекнул, что к чему, и повадился в окрестные леса собирать муравьиные яйца. Потом подключил к делу сверстников, а также мальчишек из близлежащих деревень, стал выменивать у них яйца на петушки-леденцы. Объезжал всю округу и для этого дела даже нанимал лошадь. Город строился и расширялся, торговля шла бойко, и вскоре 15-летний юноша арендовал лавку, где стал продавать не только муравьиные яйца, но и самих певчих птиц, клетки для них, зерно для кур, овес для лошадей и прочее. А к совершеннолетию он стал зажиточным торговцем, получил себе и родителям вольную, построил дом, ну, а далее получил купеческий чин. Вот так зарождалось петербургское купечество.

Почему я вдруг вспомнил эту историю. Будучи этим летом на экскурсии в Старо-Татарской слободе Казани мы любовались старинными купеческими домами.  Одной из самых богатых купеческих фамилий Казани считались Казаковы. Основатель династии — почетный потомственный гражданин Мухамметзян Назирович Казаков (1805-1880), являлся выходцем из деревни Малые Ширданы Свияжского уезда Казанской губернии. История его благополучия сходна с предыдущим рассказом.

…По слухам, Назир-абзый недолюбливал своего сына Мухамметзяна за то, что тот всячески сторонился крестьянского труда. И когда Мухамметзян в ранней юности изъявил желание уехать из деревни в город, Назир даже обрадовался и с удовольствием отпустил «лентяя и дармоеда», каким он его считал. А Мухамметзян, оказавшись в городе один-одинешенек, без гроша в кармане, не гнушаясь никакой работы, долгое время находился на службе у богатых татарских купцов. Проявив смекалку и ловкость, он быстро встал на ноги и вскоре разбогател. Когда пришла пора жениться, Мухамметзян приехал к отцу просить благословения и пригласить родителей на свадьбу. Отец в первую очередь стал хвалиться перед сыном своими амбарами, нажитым добром, но извинился, «поехать на свадьбу не могу: не в чем было ехать». Мухамметзян по возвращении в Казань снарядил своего работника с отрезами сукна, обувью и бельем и наказал родителям одеться поприличнее, чтобы соответствовать событию и не позорить свой род: ведь сватался он на богатой невесте из знатной семьи.

Приехав в город на свадьбу сына, старик был ошарашен богатством Мухамметзяна и, конечно, простил ему юношескую леность. Отец понял, что сын просто не был приспособлен к крестьянскому образу жизни, а в городе его таланты полностью раскрылись. 

А секрет успеха парня состоял в том, что накопив немного денег на выполнении разных поручений богатых горожан, он купил себе лодку, на которой стал перевозить людей и товары через Волгу. Вскоре юноша перешел на перевозку по Волге колес для телег, пользовавшихся тогда большим спросом. С этим товаром он добрался до самой Астрахани, где осел, устроившись на работу к богатому астраханскому чаеторговцу. Хозяин Мухамметзяна вел торговлю с Китаем, вывозя субпродукты скотоводства и закупая в Китае большие партии чая. Деятельный характер позволил начинающему торговцу сблизиться через своего хозяина с китайскими чаеторговцами, подружиться с ними и установить постоянные взаимовыгодные торговые отношения. Торговля расширялась, доходы росли, что вскоре позволило Мухамметзяну собрать целый караван товаров из 40 верблюдов и самостоятельно отправиться в Китай за ароматным чаем. И сегодня рядом с его домом, где живут и царствуют павлины, находится музей чая и лавка чая.

Уже в 30-е гг. XIX столетия Мухамметзян открыл в Астрахани собственное дело по продаже чая, рыбы, бакалеи и других товаров по всему Поволжью. Коммерческие интересы купца тесно связывали его и с Казанью, где с 1856 г. он вошел во вторую гильдию купечества. В 1863 г. он стал уже купцом первой гильдии, а с 1875 г. был зачислен в потомственное почетное гражданство.

В 1836 году Мухамметзян женился на 20-летней красавице из богатой купеческой семьи Юсуповых — Бадыйгульджамал (1815-1878). Построив в Казани на улице Евангелистов (ныне улица Татарстан) двухэтажный дом, Мухамметзян поселил там свою супругу с двухлетним сыном Мустафой (1837), а сам продолжил торговые дела в Астрахани. Когда успешный купец Мухамметзян изрядно разбогател, он на свои средства решил построить в Казани мечеть. Для выбора места строительства он обратился за помощью к знаменитому богослову и ученому Ш. Марджани. В своей книге «Мостафадель-ахбар» ученый, описывая эту мечеть под номером двенадцать, пишет, что место строительства мечети было выкуплено у казны мусульманской общиной. Ранее здесь располагалось заброшенное кладбище.

В начале 1897 г. Казаков приступает к строительным работам. Не испытывая проблем с деньгами, материалами и рабочей силой, мечеть, строилась быстро, буквально на глазах. В мае 1898 г. строительство мечети было полностью завершено, и она была освящена и готова к богослужению. Мечеть представляет собой двухэтажное здание из красного кирпича. Характерными элементами архитектуры мечети является соединение основного объема храма с вертикалью минарета над центральным входом.

Построив в Казани мечеть, получившую в народе название «Казаковская», и разделив оставшиеся средства между сыновьями, Мухамметзян постепенно отошел от торговых дел. Уже на склоне лет, овдовев в 1878 году, Мухамметзян вторично женился на 42-летней Махубджамал Салиховой. Умер Мухамметзян в 1890 г. Его прах покоится на старо-татарском кладбище  Казани.

Вместе с женой Бадигульзамал Юсуповой М. Н. Казаков вырастил сыновей Мустафу, Мухаметфаиза и Мухаметшакира. После смерти М. Н. Казакова торговые традиции семьи с успехом продолжил его сын Мухаметшакир. Значительные средства он вкладывал в строительство и покупку доходных домов.

А теперь откуда пошла непривычная для татар фамилия Казаковы? На этот счет существуют несколько версий. Кстати, одну из них приводит и Марджани в своей книге «Мустафадель-ахбар…»  Один из предков этого рода, якобы, во время Пугачевского восстания служил в казаках, отсюда и произошла фамилия Казаковых… Суть второй гипотезы состоит в следующем: во время войны на Кавказе, царская армия, испытывавшая острую нужду в лошадях, обратилась к астраханскому купечеству за помощью. Купцу Мухамметзяну была поручена миссия обеспечить войска лошадьми. Он скупил у астраханских казаков табун отборных скакунов и поставил их армии. По преданию, государь остался доволен и прислал Мухамметзяну ценный подарок и в знак особой благодарности одарил фамилией «Казаков». Мухамметзян в те годы уже был владельцем большой чаеразвесочной фабрики и нескольких крупных торговых заведений в Астрахани, имел звание Потомственный Почетный гражданин Казани.

Внук М. М. Казакова, известный татарский историк С. Губайдуллин так описывал своего деда: «Дед отличался исключительной добротой и широтой натуры. Об этом свидетельствуют и его бывшие служащие, которых у него было множество — по дому и в магазинах. Как правило, его работники имели многодетные семьи (по 5-6 детей) и содержали их вполне достойно. Дед хорошо и щедро оплачивал их труд. Так что никакой «классовой вражды» со стороны рабочего люда наша семья никогда не испытывала.

Вспоминаю его строгий и скромный облик истинного мусульманина. Одевался он по старым татарским обычаям: на голове обязательно кяляпуш или тюбетейка, на ногах мягкие кожаные ичиги, на теле длинные белые рубахи, сверху казакин или бешмет. Строго придерживался он норм шариата: пять раз в день совершал намаз и постоянно посещал мечеть. Дед никогда не курил, не употреблял алкоголь, не фотографировался, считая это большим грехом. Мои многочисленные попытки тайно его сфотографировать очень сердили, поэтому в семье нет ни одной его фотографии».

Двухэтажное здание является главным усадебным домом. В основе современного здания лежит особняк середины XIX в. в 6 окон по оси. Прямоугольное в плане под вальмовой крышей здание обращено своим главным, уличным фасадом на улицу. Впоследствии, добавив к дому объём с двумя окнами по оси, фасад потерял выраженную структуру, которая взамен привнесла проработку множеством деталей, которые и придали ему нарядный вид. Углы отмечены поэтажно расположенными рустованными лопатками с объемными украшениями. Памятник жилой архитектуры середины XIX в., фасад которого переделан в духе начала века.

В заслуги Казакова можно отнести и строительство мечети в д. Мулла Иле в Зеленодольском районе.

Авторы: Василий АРТЕМЬЕВФото автора
Читайте нас: