«Ананасовый» вкус рок-н-ролла
Все новости
ВЕРНИСАЖ
6 Августа , 10:00

Старо-Татарская слобода: Казань с татарским акцентом

Фото автора и участников экскурсии
Фото автора и участников экскурсии

Неподалёку от озера Кабан притаился замечательный ансамбль национальной архитектуры, исторический район с неповторимым колоритом – Старо-Татарская слобода. Большинство домов, выстроенных сотни лет назад на её территории, сохранились в почти неизменном состоянии. Здесь жили купцы, учёные-просветители, писатели, врачи и учителя. И, конечно же, наш гид Алик пригласил нас на очередную четырехчасовую экскурсию – осмотреть усадьбы, посетить мечети, словом, проследить культуру и быт народа, жившего на этих землях с XVI века.

– Зарождаться начал этот район в 1552 году, когда после завоевания Ивана IV сюда начали выселять татар, не угодных власти Русского государства, – начал свой рассказ Алик Закирович. – Так потихоньку тут начали обосновываться купцы, промышленники и деятели культуры. Долгое время слобода была лишена главного мусульманского святилища – вплоть до 1767 года, когда своим указом Екатерина II сняла все ограничения на строительство каменных мечетей, а в 1773 году произошло еще более знаменательное событие – императрица подписала еще один документ «О терпимости всех вероисповеданий».

Со временем Старо-Татарская слобода стала превращаться в престижный район, куда съезжались многие именитые люди Казани. Именно поэтому здесь так много объектов, являющихся важнейшим историческим наследием. Купцы и другая знать строили красивые особняки, которые чудом пережили Пугачевское восстание и в большинстве своем сохранились до наших дней.

В советское и постсоветское время, когда властями Татарстана был взят курс на избавление от ветхого жилья, часть деревянных построек была снесена, а на их месте возводились многоквартирные дома. При этом уничтожались лишь те сооружения, которые не представляли собой какой-либо ценности. В 1992 году Старо-Татарская слобода была наделена статусом архитектурно-исторической заповедной территории.

Благоприятно на облике исторических кварталов сказались проводимые в столице Татарстана мероприятия: празднование 1000-летия города и Универсиада. В рамках подготовки к ним была проведена масштабная реставрация исторических памятников.

Объектов историко-культурного наследия на территории слободы в Казани невероятно много и рассказывать о них можно на протяжении долгого времени, это и мечети, и музеи, и общественные заведения, и целые улицы. Поэтому хочу остановиться подробнее на самых знаковых достопримечательностях. Например, Сенной базар. Находится он в самом сердце слободы на улицы Парижской Коммуны. Именно здесь зарождался центр торговли местных жителей. Рыночная площадь была построена по всем восточным канонам. По периметру располагались не только торговые лавки, но и доходные дома, гостиничные номера и даже бани, а в самом центре – Сенная мечеть. Как и большинство религиозных мест, ее деятельность была приостановлена во времена советского правительства, но в 90-х годах она была восстановлена и переименована в «Нурулла».

На прибрежной части озера Нижний Кабан в основном располагались купеческие дома – яркие с богатым убранством, именно на их фоне выделяется возведенная в узнаваемом татарском стиле Мечеть Аль-Марджани. Ее возводили по указу Екатерины II после ее личного визита в Казань, на деньги, собранные прихожанами. Это была первая мечеть из камня в столице Татарстана, которая была построена после завоевания Ивана IV. Говорят, что при ее возведении местные власти озаботились тем, что татары строят слишком высокое здание, о чем сообщили императрице. В ответ она сказала, что она выделила им землю, а небо ей неподвластно.

Известно, что большой вклад в развитие мечети и в ее расширение сделала именитая купеческая династия Юнусовых, именно поэтому она долго носила имя Юнусовская. Вместе с мечетью берет свое начало и медресе «Марджания», которая расположилась в отдельном здании. Именно здесь вел свою деятельность выдающийся ученый и просветитель Шигабутдин Марджани. В 2003 году работа медресе была возобновлена в историческом здании, и теперь тут обосновался Казанский исламский колледж.

Следует отметить, что татарская слобода – настоящий мусульманский центр Казани. Мечети здесь располагаются так близко, что, когда слышится призыв к молитве, голоса муэдзинов сливаются воедино. Первая начинает азан Аль-Марджани, затем подключается Апанаевская мечеть, а чуть подальше разносятся звуки из Голубой и Бурнаевской мечетей.

Улица Каюма Насыри – одна из самых значимых улиц Старо-Татарской слободы – является пешеходной и богата на хорошо сохранившиеся дома знатных людей и другие достопримечательности. Внушительной частью сооружений владел род купцов Апанаевых, в том числе на их средства и была возведена Апанаевская мечеть. В ней удивительным образом сочетаются традиционный татарский стиль и московский «барокко». Один из сохранившихся деревянных домов семьи Апанаевых также находится на этой улице.

Прямо напротив, в трехэтажном здании, расположился интерактивный музей «Татарская слобода», в котором каждый экспонат бережно хранит историю местного народа.

Прогуливаясь дальше, мы увидели дом Казаковых, которые промышляли продажей Китайского чая. Их усадьба представляет собой целый комплекс – на внутреннем дворе расположилась ферма, также, пройдя через старинные расписные ворота, мы попадаем на небольшой скверик с арт-объектами. Теперь здесь туристы могут посетить Музей чая.

Всего в Музее чая пять залов, где рассказывается об истории чая, его разновидностях, путях распространения в разные страны мира и способах заваривания, а также об особом отношении к чаю в республике. Посетители не только узнают больше о напитке, но и знакомятся с особенностями татарского чаепития: вместо кружек – яркие пиалы, а на столе обязательно чак-чак.

Здесь же рядом находятся два больших дома – оба принадлежали сахарному магнату Муллину и были построены в конце XIX века.

Также на улице Каюма Насыри можно встретить дом того самого Марджани – именно здесь было написано множество научных работ.

Небольшая площадь, располагающаяся в самом центре слободы, утопает в зелени. Долгое время она была одним из самых значимых мест для Казани. Свое начало она берет во второй половине XVIII века, когда властями было принято решение о каменной застройке города. Здесь, на месте бывшего татарского кладбища и снесенных деревянных построек начали обосновываться богатые жители Старо-Татарской слободы. Как поведал Алик, именно здесь в начале XIX века проходили митинги и общественные собрания, а во время Второй Мировой именно с этой площади провожали Габдуллу Тукая. С 1986 по 1997 годы место носило имя «Площадь Тукая», позднее ему было возращено прежнее наименование. Теперь же это больше похоже на тихий сквер, который окружен историческими архитектурными памятниками.

Одна из самых видных построек на Юнусовской площади – Дом Юнусовых-Апанаевых. Изначально особняк возводился богатой семьей Юнусовых, а позже был продан Апанаевым, который и завершили его облик. Издавна в татарской слободе у обеспеченных людей было принято помогать бедным. Именно в этом доме было организовано бесплатное обслуживание нуждающихся. Позднее здание национализировали и передали под медицинское учреждение. По сей день здесь находится поликлиника.

Поистине уникальное сооружение – Дом Шамиля. Этот дом, напоминающий сказочный дворец, изначально был возведен в XIX веке купцом Апаковым и подарен его дочери на свадьбу. Она выходила замуж за имама Шамиля, чей отец стал знаменитым предводителем у горцев на Кавказе. В 1902 году тут произошел сильный пожар, после чего особняк подвергся масштабной реконструкции. Во времена Советского Союза это был жилой дом, а позднее здесь было принято решение разместить Музей Габдуллы Тукая.

Здесь же, на Юнусовской площади располагается Дом Татарской учительской школы, где мусульманских педагогов готовили к преподаванию русского в селах республики и Дом Беркутова, выдающегося врача.

Улица Тукая является осевой для татарской слободы. Прогуливаясь по ней, можно встретить множество достопримечательностей, одной из которых является Султановская мечеть. Она была возведена в XIX веке за счет купца Усманова.

На этой же улице есть и еще одно мусульманское святилище – Галеевская мечеть. Она была построена в то же время, что и Султановская, и примечательна тем, что здесь трудился ученый Галеев, который решил открыть тут медресе, в которой позднее обучались выдающиеся деятели Татарстана.

Неподалеку виднеются купола Тихвинской церкви – старинный храм, который был сооружен еще в XVII веке, во времена, когда все местное население подлежало христианизации. Тогда, как и сейчас, прихожанами в Тихвинской церкви были православные татары, именуемые кряшенами.

На улице Тукая можно встретить красивейший особняк, стилизованный под средневековье – это Дом Шакир-солдата. Здесь были и личные покои, и доходные квартиры, и конюшни, и другие хозяйственные помещения.

Прямо на берегу водоема находится улица Марджани. Здесь можно увидеть татарские домики, построенные в дореволюционное время, которые в большинстве своем были усадебного типа. Это означает, что их лицевая сторона смотрела на улицу, а двор находился позади, откуда и можно было зайти внутрь. Одним из ярких представителей является Дом Сабитовых, принадлежавших купцам, которые вели торговлю головными уборами. Сейчас здесь расположился гостинично-ресторанный комплекс, в котором полностью воссоздана атмосфера того времени.

Здесь приятная облагороженная набережная со смотровыми площадками, летом из воды бьёт фонтан, вдоль пешеходных дорожек высажены цветы, по озеру можно покататься на катамаранах.

В очаровательном домике начала XIX века с деревянными ставнями и резными наличниками расположился один из самых необычных музеев Казани – Музей чак-чака.

Его создала в 2014 году местная семейная пара – Дмитрий и Раушания Полосины. Внутри купеческого особняка восстановлена обстановка типичного татарского дома рубежа XIX–XX веков. Основу экспозиции составляют вещи из личной коллекции владельцев, а также предметы быта, переданные в музей горожанами. Каждый экспонат можно потрогать и узнать его историю. А ещё в музее чак-чака рассказывают о главной сладости Татарстана, раскрывают секрет её рецепта и проводят дегустации.

А еще на территории слободы расположено множество сувенирных лавок и отелей, открытых и закрытых кафе, ресторанчиков, где посетителям под крик павлинов, предлагают перекусить, глядя на прекрасные виды. На всей территории слободы множество памятников – упитанные казанские коты, пасущиеся бараны, овцы, гуси, лошади, куры на насесте, выглядывающий из-за кустов шурале, потешные дракончики, кузнец с молотом и подковой в руках, отхромированный до зеркального блеска «Запорожец», оригинальный памятник Эчпочмаку и многое другое. Это очень приятный район, архитектура которого наглядно показывает, как бережно татарский народ относится к своей культуре и истории.

Посетить слободу можно в рамках экскурсии, что мы и сделали, или самостоятельно, во всяком случае, это место однозначно заслуживает внимания гостей города.

Автор: Василий АРТЕМЬВ
Читайте нас: