Название свое получил по близости реки Уфы и впадающая оная в реку Белую», – сообщается в хрониках. По просьбе башкир было решено отправить на реку Белую Воложку для постройки крепости и заселения 200 стрельцов. Ногайцы вместе со своим ханом переселились за 50 верст от города к урочищу по реке Деме «при озере Азарете и речке Ислате», а позже перекочевали в Прикаспий. Поселившиеся в устье речки Сутолоки, при впадении ее в Белую, стрельцы построили себе жилье. Ввиду того, что Уфа с самого ее основания управлялась воеводами, несколько домов было отведено для помещения воеводы, его канцелярии, арсенала и магазинов. Дела решались в приказных (помещение канцелярии) и сборных (мирские, где бывают сходки) избах. Удобные места приспособили под огороды.
Так началось заселение Уфы.
Уфимская крепость была основана для управления краем и взимания ясака. Ее административным и религиозным центром являлся кремль. С постройкой новых укреплений площадь города росла, но для вновь прибывших места не хватало. К концу XVII века дома стали строить за городской чертой: появились слободы. Первыми из них, существовавшими в XVII веке, являлись Большая и Малая Репная, Мокра, Московская, Посад, Соборная, Успенская. К началу XIX века – Голубина, Казанская, Сибирская, Усольская…
Первыми улицами Уфы стали Посадская, Фроловская (нижняя часть нынешней улицы Тукая), Ильинская (нынешняя Валиди), Казанская (Октябрьской Революции), Сибирская (Мингажева), Московская, Сергиевская (Менделеева), Будановская (Сазонова), Усольская (Сочинская).
После подавления в Москве стрелецких бунтов в Уфу на службу в 1698 году было прислано до 150 не участвовавших в этих выступлениях против царя стрельцов. Уфимцы встретили их не очень-то приветливо: на квартиры никто не пускал, торговцы ничего не продавали. Стрельцы вынуждены были обратиться к царю с просьбой, и «Петр I дал г. Уфе наистрожайший выговор всем сословиям», а через несколько лет по новой просьбе этих переселенцев «приказал выслать в Уфу их жен и детей». Тогда москвичам отвели место для их построек. Так за Сибирскими воротами возникла Московская слобода, состоящая из Большой, а позднее и Малой Московской улиц.
Улица Большая Московская занимала удобное положение: выше кремля, на северо-восточной окраине города при господствующих западных ветрах, – это расположение не раз спасало ее от больших и малых пожаров (в отличие от большинства других улиц, Большая Московская не пострадала даже при страшном пожаре 1759 года). К югу от Большой Московской находилась Сергиевская церковь (появилась в XVI веке, а в 1868 году на этом месте вырос новый деревянный однопрестольный храм, сохранившийся до наших дней). Вблизи от Московской, на правом берегу Сутолоки, расположен Покровский храм, а чуть подальше до 1956 года можно было увидеть и Троицкую церковь. Около слободы на свободных от застроек землях располагались огороды. На Московской улице «за Сутолокой окнами к реке Белой» еще в конце XIX века стояли большие деревянные дома князя Уракова, Ребелинского и других. Жители этой бывшей слободы всегда гордились своими богатыми садами.
По данным, собранным секретарем Уфимского статистического комитета Н. Гурвичем, на 17 июня 1879 года на улице Большой Московской находилось 15 домов, общее число жителей – 76. Большая Московская сохранила вместе с улицей Посадской свое первоначальное название и напоминает об уфимских поселенцах из стольного града.