Но не сделал маленький последний шаг для полного понимания вопроса – тут его дополнили другие. Если допустить, что «русь» это «река», то есть имя нарицательное, а не собственное, как и в отношении слова «дон», то следующий и решающий шаг приведет нас к пониманию того, что для древнего человека важнейшей смысловой нагрузкой слова «река» было понятие «вода» – божественная роса, без которой просто нет жизни. Река – лишь вид и форма этой влаги. Вероятно, отсюда и широта распространения корней «рос» и «рус» в Восточной Европе, столь изобильной реками и озерами. То есть Русь – страна рек, обильная водами страна. Это о географическом смысле слова Русь.
Впрочем, и в целом в Европе названия и даже имена, содержащие «рус» и «рос», весьма распространены: историческая область Руссильон (Roussillon) на юге Франции с древним центром – городом Русцино, разрушенным норманнами в 859 г.; королевство Росс в средневековой Шотландии; графство (княжество) с названием Русь (или Reuß), вплоть до XX века существовавшее в Германии, на территории нынешней федеральной земли Тюрингия. Уже историки XIX века обращали внимание на значительное количество территорий, носивших название Русь. В наше же время об этом неоднократно писал в своих трудах А. Кузьмин – автор оригинальной версии происхождения Руси и варягов.
В смысле названия народа или народов – так могли называть тех, кто живет у рек, по рекам: отсюда вариант «пруссы», в отличие от соседних им «поморян» – людей, живущих по берегу моря (как, например, наши северные поморы). Мы и сейчас обобщенно называем живущие в степях народы степняками – в старину их могли называть просто «степь». Гумилев, говоря о «Великой степи», подразумевает под степью отнюдь не чисто географическое понятие, а великую цивилизацию степных народов. Тех же, кто живет в горах, мы называем горцами, не вникая в их этническую принадлежность и самоназвание, так что уж говорить о людях, живших тысячу и более лет назад, – до того ли им было? В историю вошли легендарные «народы моря», за много веков до нашей эры обрушившиеся на страны Восточного Средиземноморья, в том числе на Древний Египет. Они состояли из многих племен, но лишь одно из них сохранило свое имя в веках – легендарные библейские филистимляне, давшие название Палестине. Большинство осталось в преданиях просто «народами моря».
Ну и, наконец, русами могли называть людей, передвигающихся по рекам на судах, – в наше время их называют речниками или водниками. Естественно, что у народов, где слово «русь» было синонимом реки, осталось воспоминание о завоевателях, приходивших в их земли по рекам, как о набегах руси, в качестве которой в разных местах и в разное время могли фигурировать разные народы. Когда на деревню или город неожиданно и стремительно нападал отряд жестоких безжалостных врагов, пришедших по реке на своих судах (славянских ли ладьях, скандинавских ли драккарах – какая жертве разница), то вряд ли кто-то начинал выяснять, откуда пришла беда – из Скандинавии, с островов в Балтийском море, с Одера или с Днепра. На западе Европы всех этих речных пиратов стали обобщенно звать норманнами, так как они приходили с севера, на востоке – русью.
Естественно, что приходившие в славянские земли либо грабить, либо наниматься на службу к местному князю ватаги профессиональных воинов – варягов – получали у местных жителей и второе прозвище – русь, ибо приходили они на судах по рекам. Вспомним картину Николая Рериха «Заморские гости». (Кстати, фамилия Рерих (Рерих – Roerich) вам ничего не напоминает? Уж очень похоже на Рерик. Или Рюрик? Но это так, к слову…) Вот и получились непонятные историкам варяго-русы.
Новое – это хорошо забытое старое, и то, что еще во времена Ломоносова воспринималось вполне естественно, а потом было отвергнуто, сейчас считается доказанным: ильменские славяне (словене) – основатели Великого Новгорода – не были коренными обитателями этих мест, а пришли с запада, то ли с Эльбы (Лабы), то ли с южного берега Балтийского моря (ныне территории Германии).
Вот что пишет в своей статье «История Великого Новгорода» крупнейший специалист по новгородской истории и археологии академик РАН В. Янин: «В историографии долгое время считалось, что исходным пунктом переселения славян (новгородских словен и кривичей) было среднее Поднепровье. Предполагалось, что все восточные славяне вплоть до разделения Руси на отдельные княжества говорили на одном языке. Только в XII столетии началось образование диалектов, активизированное татаро-монгольским нашествием. Между тем изучение сотен берестяных грамот выявило наличие совершенно противоположного процесса: особенности новгородского диалекта наиболее ярко проявляются в текстах XI–XII веков, а в более позднее время они постепенно исчезают в результате контактов с другими восточнославянскими диалектами. Поиски аналогов особенностям новгородского диалекта позволили сделать вывод, что предки средневековых новгородцев переселились с территории современных Польши и Северной Германии. Эта гипотеза находит подтверждение в материалах археологии и антропологии». Об этом же писал и Гумилев в своей книге «Древняя Русь и Великая степь»: «Около 800–809 гг. произошло второе переселение славян с берегов Эльбы на восток».
Существует даже версия, что Новгород основан выходцами из Старгорода, ставшего после завоевания земель западных славян немцами Ольденбургом, и, что интересно, на современных картах северной Германии можно найти по крайней мере два Ольденбурга – Старых Города. Понятно, что переселенцы с женами и детьми прибывали на новые земли самым удобным путем – по морю и рекам, а не прорывались с боями через территории множества враждебных племен. Предание о призвании Рюрика и варягов-руси – лишь отзвук этого великого переселения славян на восток, одна его маленькая волна. Вероятно, находясь во враждебном окружении на новом месте, поселенцы приглашали для поддержки отряды профессиональных воинов – варягов – со своей бывшей родины: обычная практика при колонизации новых земель. (Спустя несколько веков в Восточную Прибалтику так же пришли немцы: сначала купцы основали свои торговые фактории, а затем призвали на их защиту рыцарские отряды и ордена.) Тогда и слова Несторовой летописи, приводимые Иловайским в другой своей работе («Дальнейшая борьба о руси и варягах и гуннский вопрос», 1877): «…от тех прозвася Русская земля Новгородци, те суть люди Новгородцы от рода варяжска, прежде бо бяше словене», которые он язвительно прокомментировал так: «…от варяг прозвались Русскою землею Новгородцы; а эти Новгородцы, будучи варяжского рода, прежде были славянами, – бессмыслица полная», вовсе не выглядят бессмыслицей, а, наоборот, четко объясняют суть явления: Русь получила свое название от пришедших морем и по рекам отрядов западных славян, переселявшихся на берега озера Ильмень из Северной Германии и основавших здесь свою колонию – Новгород, для защиты которого приглашались все новые и новые отряды воинов (варягов) из-за моря, с далекой прародины новгородских славян. Вот, вероятно, реальная основа предания о призвании варягов на Русь.
Один из призванных для защиты новых земель отрядов и возглавлял Рюрик. Традиция приглашать князей с дружиной для отражения внешней агрессии и наведения внутреннего порядка в период смут продержалась в Новгороде, который был феодальной республикой, очень долго, а самым известным после Рюрика призванным князем был Александр Невский – святой земли Русской.
* * *
Нет ни одной теории, версии или гипотезы, которая могла бы объяснить все непонятное и загадочное в природе, в том числе и в истории человеческого общества. Каждая ступень познания, поднимая нас выше, открывает нам еще более широкий горизонт неизведанного и непознанного, требующего для своего познания новых версий и гипотез. Не все они окажутся верны… Но в науке даже неверный результат – тоже результат, ибо он выводит на правильный путь.
Мы изложили лишь одну из существующих версий происхождения названия нашей Родины. Верна ли она? Пока у ученых нет единого мнения. Например, известный лингвист О. Трубачев посчитал ее примитивной. Впрочем, годы идут, копилка научных фактов пополняется, взгляды ученых меняются…
Но согласись, дорогой читатель, Страна рек – неплохое название нашей Родины, тем более когда и звучит оно так поэтически – Русь, Россия!