История периодической печати известна довольно хорошо. Первые газеты появились в Китае еще в период раннего средневековья. По мнению ряда историков все началось с рукописной «Цзиньцзоу юань чжуан» эпохи династии Тан. Однако это еще не были газеты в собственном смысле слова, а скорее прообразы периодических изданий. Первые настоящие газеты появились в Европе в конце XVI – начале XVII вв., то есть спустя полтора века после изобретения Гуттенбергом печатного станка. Одной из первых достоверно известных газет была антверпенская Nieuwe Tijdingen. В 1631 году врач Теофраст Ренодо в Париже стал издавать еженедельник Gazette. В 1665 году в Лондоне появляется London Gazette, кстати, она продолжает выходить по настоящее время. В 1690 году в Бостоне вышла первая газета в западном полушарии – Public Occurences, правда первый номер этого издания оказался последним. В России первый номер «Ведомостей» вышел в 1703 году. Полное название первой российской газеты – «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и в иных окрестных странах». Годом раньше в Лондоне стала выходить первая ежедневная газета Daily Courant.
В 1785 году в Лондоне начала выходить Times – самая известная газета всех времен. Интересно, что эта газета появилась в переломный момент мировой истории – практически одновременно с началом промышленной революции, созданием США и Великой французской революцией. В 1814 году Таймс стала первым печатным изданием, печатавшимся на печатной машине Кенига.
В XIX веке пресса становиться по-настоящему массовой. С одной стороны появляются технические средства для производства массовой печатной продукции большими тиражами. С другой стороны – появляется массовый потребитель. В развитых странах запада большинство населения становится элементарно грамотным, а также объективно заинтересованным в самой разной информации, значительная часть населения перемещается в крупные города, где как раз издавались серьезные газеты. В газетах печатали не только новости, но и объявления, имеющие чисто практическое значение. С другой стороны – появились и литературные газеты для любителей изящной словесности. Многие газеты выходили с занимательными иллюстрациями.
В 1836 году в Париже Эмиль Жирарден начал выпускать газету Press стоимостью в один сантим. Сначала тираж этой газеты составлял 10 тысяч экземпляров, а через 12 лет достиг 64 тысяч. В 1854 году появилась знаменитая газета Le Figaro. В течение XIX века росли не только тиражи газет, но и увеличивался их объем. Так, к концу этого века тираж Times превышал сто тысяч экземпляров, а количество страниц в газете составляло от 20 до 28. Однако не эта газета стала наиболее массовой, она скорее предназначалась для солидной публики.
В конце XIX – начале ХХ вв. в Англии и Франции появляются первые газеты с миллионными тиражами. В Англии это Lloyd Newspaper, Daily Express, Daily Mail, во Франции – La Petit Parisien и La Matin. Разумеется, это были очень дешевые газеты, например Daily Mail с 1896 года стоила полпенса. В США в конце XIX века самой массовой была New York World, выходившая тиражом в 600 тысяч. Что касается основанной в 1851 году знаменитой New York Times, то ее тираж к 1900 году составлял только 82 тысячи.
В Китае первая газета в полном смысле этого слова появилась в 1833 году, а в 1872 в Шанхае стала выходить коммерческая ежедневная газета «Шэньбао» - она была закрыта коммунистами в 1949 году, выдержав самый долгий срок среди китайских газет.
В 1875 году в Египте начинает выходить газета «Аль-Ахрам» (Пирамиды), до наших дней она остается одной из самых влиятельных в арабском мире.
Во второй половине XIX века значительная часть газет становится печатными органами различных политических партий. В это же время получает распространение концепция «четвертой власти». Первым это словосочетание по отношению к прессе употребил французский журналист Ипполит Кастиль.
В начале ХХ века становятся привычными фотографии в газетах. Начало ХХ века – это вообще интересный момент в истории периодической печати. Тогда газеты и журналы были единственным родом средств массовой информации. Еще не появились конкуренты в виде радиовещания и телевидения. Однако с 1910 года появляется новое явление. Недавно возникший кинематограф начинает производить на поток новости. В Париже фирма «Патэ» открыла несколько специальных кинотеатров Pathe-Journal, где публика могла ознакомиться с новостями последних дней.
В начале ХХ века журналистика окончательно становится серьезной профессией. В 1912 году вдова газетного магната Пулитцера создает школу журналистики при Колумбийском университете – прообраз журфака. С этого момента ведет свой отсчет высшее журналистское образование.
Также в начале ХХ века появляется понятие «желтая пресса». Есть версия, что это понятие родилось от желтого парня – персонажа публикаций в газете New York World. Крупнейший газетный магнат первой половины ХХ века Уильям Херст считается отцом-основателем желтой прессы. Ему предписывают знаменитое высказывание «Когда собака кусает человека, то это обыденное явление, а вот когда человек кусает собаку, то это сенсация». Желтая пресса – это одно из проявлений массовой культуры и не случайно это явление появилось в США в начале ХХ века. К тому времени сформировался сам социально-психологический феномен массовой публики, падкой до сенсационных сообщений и «жареных фактов».
Любопытное обстоятельство – гибель «Титаника» в апреле 1912 года дала возможность журналистам всех газет мира заработать более десяти миллионов долларов, освящая подробности этой трагедии. На эти деньги можно было построить два аналогичных корабля. Упоминание этого события есть даже в первом номере большевистской газеты «Правда», который по случайному совпадению вышел как раз в апреле 1912 года.
В 1913 году в мире насчитывалось более 60 тысяч газет, 16,9 тысяч из них выходили в США разовым тиражом в 67 миллионов экземпляров. В Германии издавалось восемь тысяч газет, в Австро-Венгрии – 2,9 тысяч, в Италии – 2,7 тысяч, в Испании, Швейцарии, Нидерландах, Японии и Австралии – по одной тысячи. Около половины всех газет мира печатались на английском языке, но самым большим тиражом выходила французская La Petit Parisien – более двух миллионов экземпляров. Во Франции выходило 500 ежедневных газет общим тиражом 10 миллионов экземпляров и две тысячи еженедельных. А вот в пятимиллионном Афганистане издавалась только одна газета «Сирадж аль-ахбар», да и та тиражом не более полутора тысяч экземпляров.
В огромной России в том же 1913 году издавалось только 1131 газет на 24 языках, из них 874 на русском (без Польши и Финляндии). Самой массовой была газета «Русское слово». Она издавалась фирмой Сытина тиражом в полмиллиона экземпляров. Другие известные газеты – «Новое время», «Биржевые ведомости», «Русские ведомости», «Речь», «Газета-копейка». В каждой губернии издавались свои губернские ведомости (с 1838 года в Уфе издавалась газета «Оренбургские губернские ведомости, с 1865 – «Уфимские губернские ведомости»). В 1917 – 1918 годах в разных городах России выходило более двух десятков газет с одинаковым названием «Земля и воля». Эти газеты выпускали эсеры.
В советское время появились новые газеты, самые известные из них – «Правда», «Известия», «Труд».
В 1920-е годы получило распространение радиовещание, а с середины ХХ века – телевидение. Роль газет немного отошла на задний план, однако тиражи ведущих мировых газет продолжали расти до конца ХХ века. Мировую известность получили газеты стран Азии – китайская «Жэньминь Жибао», японская «Йомиури Симбун», индийская Times of India. В США на первое место по значимости выходит газета USA Today.
В мае 1990 года советская газета «Комсомольская правда» вышла тиражом в 21,9 миллионов экземпляров, побив мировой рекорд всех времен. В следующем году произошел распад СССР, а еще через пару лет началась эпоха интернета. В наше время все сколько-нибудь серьезные газеты имеют интернет-версии. Несколько лет назад в интернет были выложены все номера Times за два века (1785 – 1985 гг.). Было бы очень неплохо, если бы примеру Times последовали все известные газеты. Информация, запечатленная на газетных страницах, имеет важную историческую ценность. Но и в наши дни традиционная газета продолжает быть важным элементом культуры. Каждый год в мире печатаются десятки миллиардов экземпляров разных газет. В одном номере какой-нибудь солидной газеты, например, той же Times, содержится информации больше, чем ее получал за всю свою жизнь простой человек XVIII века. Информация в газетах, как и в других, более современных средствах массовой информации бывает разной – рутинной, сенсационной, научно-популярной, криминальной, политической, злободневной, освящающей самые разные сферы жизни людей и общества. Каждый человек, живущий в современную эпоху, делает осознанный или стихийный выбор, читать газеты или не читать. Но век газеты к счастью для многих еще не закончился.