Все новости
ХРОНОМЕТР
28 Мая , 16:00

Удивительный мир шахмат

Изображение сгенерировано нейросетью
Фото:Изображение сгенерировано нейросетью

Третий чемпион мира кубинец Хосе Капабланка научился играть в шахматы самостоятельно, наблюдая за игрой своего отца и его друга, когда ему было всего четыре года. Великий русский шахматист Михаил Чигорин, бросивший вызов первому чемпиону мира Вильгельму Стел Ниццу, научился шахматной игре в шестнадцать лет. Да и сегодня есть немало известных шахматистов, ставших в шестнадцать лет мастерами высокого уровня.

…Летом 1949 года приехал к нам в деревню на каникулы мой двоюродный брат Салават Абдуллин, который учился в Ленинграде в хореографическом училище. Он научил меня играть в шахматы, когда мне тоже было 16 лет. Но ни в 10-м классе, ни в первый год работы в школе старшем пионервожатым, ни на первом курсе пединститута мне играть не приходилось. А вот со второго курса я стал жить в общежитии, и оказалось, что в нашей комнате есть заядлый шахматист – первокурсник исторического факультета Заки Якшимбетов. У него была хорошая подготовка, полученная в школе-интернате; были шахматы, учебники. Мы изучали теорию, анализировали партии мастеров, играли.

Несмотря на то что у меня на первом месте была учеба (еще я активно участвовал в общественной жизни вуза, посещал лыжную секцию, изучал сценографию и бальные танцы), уже на четвертом курсе в составе сборной команды факультета я участвовал в турнире на первенство института. Наша команда – Виктор Сидоров, Мурат Рахимкулов, Камиль Рафиков, Миннигали Якупов, Дина Серазетдинова и я – заняла I место.
В 1956-м, в первый же год работы в школе, я стал чемпионом района и победителем зонального чемпионата. Теперь мне предстояло участие в турнире на первенство республики. Но к месту проведения соревнования я опоздал: прибыл уже после завершения первого тура. Мне было засчитано поражение за неявку, и я выбыл из дальнейшего участия, – играли по олимпийской системе. Судья турнира В. Сидоров, капитан нашей факультетской команды, сказал мне: «Не расстраивайся, твоим напарником был чемпион Салавата Верховский. Ему бы ты все равно проиграл».
Впрочем, я и не расстраивался.
Шахматы вошли в мою жизнь серьезно. И хотя я занимал ответственные должности (завуч, директор школы, инспектор и заведующий роно), я находил время для проведения шахматных турниров среди учеников и односельчан, организовывал районные турниры среди учителей, постоянно был играющим судьей в соревнованиях на первенство района. Наш район первым начал проведения межрайонных лично-командных шахматных турниров, которые собирали шахматистов из многих районов – от Абзелиловского до Мечетлинского, и даже из Оренбургской области. Позже нашу инициативу подхватили и другие районы: шахматная жизнь действительно бурлила…
Чем же привлекают шахматы людей, что они дают? Вспомним сказанные еще в 1283 году слова Альфонса Мудрого: «Так как шахматы являются наиболее благородной, требующей наибольшего мастерства игрой по сравнению с другими играми, мы расскажем о них прежде всего».

Шахматы справедливо сравнивают с наукой, искусством и спортом, причем одновременно. Человек всегда стремится к познанию (наука), созданию прекрасного (искусство) и достижению успехов в соревновании (спорт). Лев Толстой в самом юном возрасте начал вести дневник, где есть и такая запись: «Заставь постоянно ум твой действовать со всею возможною силою». И будущий великий русский писатель включает в ежедневные занятия изучение игры в шахматы.


Шахматы учат мудрому отношению как к самому себе, так и к окружающему миру, развивая и логические, и аналитические способности. Второй чемпион мира Эммануэль Ласкер подчеркивал, что шахматы являются отображением жизни. «Шахматы учат нас, – писал он, – как могла бы сложиться наша жизнь при равных возможностях и без случайностей». Эту же мысль развивает Василий Смыслов: «Шахматы дают человеку прекрасный урок жизни. Между шахматами и жизнью существует более глубокая связь, чем это может показаться на первый взгляд. И жизнь, и шахматы состоят из непрерывной цепи падений и взлетов, успехов и неудач. Приобретенный опыт взаимно обогащает жизнь и шахматы, подсказывает правильное решение в различных ситуациях. Шахматы развивают в людях память, волю, логическое мышление, выдержку, дают им широкие возможности богатого и разностороннего общения, познания окружающего мира и раскрытия творческих сил. Результат борьбы зависит только от разума и воли».
Французский философ Дени Дидро считал партию в шахматы хорошим способом для определения ума человека. За шахматной доской нужно прежде всего творить: лишь в таком случае возможно ощущение полного удовлетворения своей игрой. Но действия любого шахматиста во время игры объясняются не только его теоретическими знаниями и умственными способностями, но и художественными вкусами и личностными особенностями. Ласкер подчеркивал необходимость учета психологических особенностей соперника. «У всякого есть какая-нибудь “слабость”, – говорил он, – порожденная большей частью или недостатком смелости, или, наоборот, ее излишком».
Так происходит не только борьба умов, но и борьба характеров. Необходимо научиться сохранять спокойствие, научиться «держать удар» в течение всей игры, нужно уметь владеть своими чувствами. «Когда человек в панике, – говорит американский психолог Карнеги, – он не способен сосредоточиться на решении той или иной проблемы. Заставив себя мысленно принять самое худшее, мы тем самым сбрасываем груз панического беспокойства и оказываемся в состоянии искать (и находить) правильной выход».
Был такой случай в турнирной практике. Мой товарищ Ишбердин опоздал на соревнования, хотя последние три километра пробежал бегом: транспорта не было. Он сбросил шубу и сразу же устремился к доске. У него оставалось всего пять минут времени до конца партии, а у соперника было полчаса, поэтому Ишбердину предстояло играть молниеносно. Противник необдуманно принял предложенный темп – и проиграл.


Повышенная эмоциональность порой мешает спокойствию и рассудительности. При равных условиях теряется душевное равновесие, допускаются просчеты. Есть выражение: победа показывает, что человек может, а поражение – чего он стоит. Поэтому за доской нужно стараться быть творцом, ничего не бояться и делать те ходы, которые нравятся. Но чтобы побеждать, нужно научиться защищаться. А это занятие более сложное, чем ведение атаки. Известный русский шахматист прошлого Урусов указывал: «Правильная оборона есть та, которая предполагает переход в наступление. Обороняющийся должен постоянно думать о том, чтобы не пропустить момента для перехода в наступление».
Изучая игру шахматистов, поражаешься, какой фейерверк комбинаций они создают. Это говорит о безграничных возможностях в шахматной партии. Во время одного турнира я интуитивно чувствовал, что у меня должна быть победа, но нужного хода не нашел, и партия закончилась вничью. А после двое наблюдателей показали две разных возможности выигрыша одним точным ходом. Это шахматные композиторы, составители задач и этюдов, которые вели шахматные рубрики в газетах, – Георгий Ибулаев, преподаватель БГАУ, и Закир Култаев, учитель из Кугарчинского района.
Шахматы – самая удивительная и интересная игра, какую могло придумать человечество за все время своего существования. Шахматы помогают и в формировании личности. Четвертый чемпион мира Александр Алехин признавался: «В шахматах я воспитал свой характер». Я знаю много шахматистов, ведущих здоровый образ жизни: они делают утреннюю гимнастику, бегают, обливаются холодной водой, не курят, не употребляют спиртного (Халит Бахтигареев из Хайбуллинского района, Шамиль Кудашев из Аургазинского района, Закир Култаев из Кугарчинского района и другие). Многие из тех, кто играет в шахматы, не станут профессиональными шахматистами, но шахматы помогут им стать специалистами в той области, которой они будут заниматься в жизни, ибо шахматы – это и есть часть нашей жизни.
Автор:Хурмат Фахретдинов
Читайте нас: