Все новости
ХРОНОМЕТР
14 Апреля , 14:00

Овеянное временем

Неповторимый облик старинных городов, к которым относится Уфа, создает архитектурная среда. Историческое лицо города определяют как светские, так и культовые здания, возведенные в разное время. К архитектурным памятникам Уфы начала XX века относится здание театра оперы и балета.

Интересна история постройки данного здания. В свое время оно возводилось под названием Аксаковского Народного дома, так как было приурочено к 50-летнему юбилею со дня смерти Степана Тимофеевича Аксакова – известного русского писателя, уроженца Уфы. Сама идея строительства данного здания принадлежала Александру Степановичу Ключареву, губернатору города. Еще ранее, в 1891 году, в Уфе был торжественно отмечен 100-летний юбилей со дня рождения писателя. Осознавая мировое значение земляка, новый юбилей было предложено ознаменовать сооружением в его честь Народного дома. Кроме того, сооружение данного просветительного учреждения соответствовало требованиям времени.
Народные дома должны были стать центрами культурной и общественной жизни населения. Строительство планировалось осуществлять за счет средств местного самоуправления, а также за счет пожертвований. Управляться они должны были коллегиальным органом из представителей земства. В Народных домах планировалось размещение театра, музея, художественных и других выставок, библиотек-читален, книжных складов, аудиторий для проведения лекций, гимнастических залов, чайной-столовой, а также лавок с потребительскими товарами. В 1900 году в Петрограде открылся один из первых Народных домов при попечительстве императора Николая II, при котором кроме всего прочего имелась амбулатория для алкоголиков.
Уфимская администрация в лице губернатора и земство одними из первых откликнулись на идею устройства культурных центров в губернии. Свое предложение Ключарев внес на собрании Уфимской губернии 30 ноября 1908 года. И оно было одобрено местным дворянством. Были избраны Комитет по увековечиванию памяти С. Т. Аксакова во главе с Ключаревым и Строительная комиссия. Свою деятельность Комитет начал с обращения к Императорскому архитектурному обществу о проведении конкурса проектов для возведения здания. Конкурс состоялся в 1909 году в Санкт-Петербурге, победившие проекты были удостоены премий. Но ни один из них не удовлетворил Комитет.
Уникальное расположение Уфы на границе Европы и Азии обусловило ее многонациональное население, и пожеланием Комитета было возвести такое здание, которое соответствовало бы эстетическим запросам всех жителей города. По предложению того же Ключарева, было принято решение строить здание с двумя фасадами, из которых один был бы спроектирован в европейском, а другой – в восточном стиле. Разработку проекта было предложено поручить местному архитектору Павлу Павловичу Рудавскому, на основе чертежей, предложенных Ключаревым. Проект, созданный Рудавским, устроил местную администрацию и был принят к исполнению.
14 сентября 1909 года состоялась закладка здания. Интересен тот факт, что при закладке фундамента в его основание была заложена медная труба с описанием исторического замысла и списком строительной комиссии. В это же время Комитетом проводилась большая работа по сбору средств на строительство. Так, от земства поступило 20000 рублей, от Городской думы – 26000 рублей, Комитет народной трезвости дал 60000 рублей, поступали взносы и от местных представителей дворянства и купечества. Комитетом были разостланы подписные листы для сбора денег не только по Уфимской губернии, но и (с разрешения императора) по всей России.
К концу 1909 года была закончена кладка фундамента. Открыть Народный дом планировалось к 30 апреля 1913 года. Однако этим планам не суждено было сбыться. Все время не хватало денег, в 1911 году вместо Ключарева на место губернатора был назначен П. П. Балашов, в этом же году уехал из Уфы Рудавский.
В начале 1914 года новое Городское управление предлагает заняться достройкой здания московскому архитектору, уроженцу Уфы Илье Евграфовичу Бондаренко. Он писал в своих воспоминаниях, что постройка здания была начата безграмотно: «вывели стены, кое-где сделали неумелые перекрытия и все бросили». И только желание помочь родному городу побудило его взяться за эту хлопотную работу. Было решено в первую очередь достроить здание театра. В работе Бондаренко помогали архитектор Д. П. Осипов, молодой художник В. К. Пономарев, который рисовал по его эскизам панно для отделки зрительного зала, архитектор Невзоров, готовивший занавес для сцены. В результате к 1914 году здание было отстроено, как писал Бондаренко, «вчерне», тем не менее, в нем уже можно было давать спектакли.
В проекте декор здания носил более пышный характер, чем здание имеет сейчас, так как в связи с затянувшимся строительством проект не был реализован полностью. Упрощенный декор здания сохранился и при последующих достройках. Скульптуры же в нишах фасада, планировавшиеся в первоначальном проекте, были установлены только в 1993 году. Их создателем стал скульптор Зильфат Рауфович Басыров.
После Октябрьской революции и гражданской войны (с 1918 года) в здании размещался «Дворец Труда и Искусств», здесь давались спектакли, проходили выставки и другие культурные мероприятия. С 1922 года здание занимал Башкирский театр драмы, а с 1938-го – Театр оперы и балета, одновременно здесь же размещался и Кукольный театр (1932–76).
В свое время в Аксаковском Народном доме, в фойе театра, планировалось установить бюст Аксакова, но это не было реализовано. Однако в 1959 году в аллее, расположенной с правой стороны здания, был установлен памятник Степану Тимофеевичу Аксакову, выполненный Тамарой Павловной Нечаевой. Он напоминает нам о первоначальном предназначении здания и увековечивает память о писателе.
Автор:Лилия БОНДАРЕНКО
Читайте нас: