А, с ростом цен на нефть, в стране появились свободные деньги, инвесторы, наученные горьким опытом кризиса 98-го потянулись в реальный сектор – в строительство, где мощный спрос на жилье давал быструю и ощутимую (до 200%) прибыль. Естественно, для нас это было началом поистине «золотого» десятилетия, когда спрос на наши работы стремительно развивался.
Городские власти вплотную занялись центром Уфы, от точечной, выборочной застройки переходили к квартальной, с тотальным сносом старого и ветхого фонда. Наши наработки, особенно по программе застройки центра, приносили нам ощутимые дивиденды, росло число заказов, а главное – резко увеличивались обороты (на 181%). Год закончили с 11,9 млн. реализации, 1,6 млн. рублей прибыли и 15,8% рентабельности. Прочно удерживали 1 место в рейтинге проектных организаций республики, а в России вышли на 30 место. Начали большие и объемные работы по застройке центра Уфы, и сегодняшний центр практически весь застроен по нашим проектам.
Открыли инженерный центр, полностью переоснастились техникой, установили единую компьютерную сеть, вплотную занялся внедрением системы качества – вышли на вполне приличный уровень развития бизнеса, когда можно было думать и о расширении, и о дальнейших перспективах.
Предпринимательская жизнь вокруг тоже набирала обороты. «Один из парадоксов кризиса как раз в том, что именно в минувшем году впервые были созданы предпосылки для слабеньких, но все же инвестиций в промышленность. Не коротких и портфельных, а прямых и долгосрочных. С одной стороны, играть в ГКО уже не с кем, нечем и незачем. И деньги по отношению к производству понемногу начинают выполнять свою функцию – как глоток кислорода для организма. С другой стороны, обвал рубля в августе 1998-го послал в нокаут импортеров – от того удара они по сей день не могут оправиться. И отечественный товаропроизводитель воспрянул духом. Многим предприятиям кризис помог пополнить оборотные средства, увеличить долю рынка и просто поверить в свои силы. Можно еще вспомнить про выгоды экспортеров от обвала рубля, а также о повышении мировых цен на нефть, которое позволило некоторым нефтяным компаниям увеличить инвестиции в нефтедобычу.»
вот в повседневной нашей жизни до благополучия было далеко.
Сначала нас долго развлекали чехардой в правительстве: Примаков, Степашин, наконец, никому пока неизвестный Путин, и разоблачали до трусов генерального прокурора.
Потом развернулась, непонятная тогда, кампания по травле Ельцина. То Дума объявляла ему импичмент, то в прессе раскручивали скандал с банком, где якобы обнаружились счета «семьи», то шли по «НТВ» убойные программы “Кукол” – все, кому не лень, упражнялись в «свободомыслии».
Потом грянула страшная трагедия – серия взрывов жилых домов в Буйнакске, Москве, Волгодонске. Страна была буквально парализована и запугана, шла тотальная проверка подвалов, чердаков, заброшенных зданий. У нашей фирмы был второй, неиспользуемый выход из полуподвала – по требованию милиции мы его просто ликвидировали и замуровали. Везде организовывали дежурства, всеобщее чувство страшной надвигающейся беды охватывало людей. И тут всплыла Рязань, где обнаружили закладку взрывчатки сотрудниками ФСБ. На всю страну по «НТВ» показывали явные, плохо скрытые следы работы спецслужб, но очень быстро свернули, начавшееся было расследование, и объявили это дело «учениями». А на другой день началась вторая Чеченская война. Эту войну, в отличие от первой, народ в основном принял на ура – хорошо подготовлена оказалась.
Потом прошли выборы в третью Думу, последние, относительно свободные и не сфальсифицированные выборы. «Союз правых сил» набрал тогда аж 8,5 % голосов, правда, несколько удивил триумвират – Кириенко, Немцов, Хакамада. Для чего там Кириенко появился, лично я так и не понял. Эти выборы мало интересовали власть предержащих, в стране было ощущение «междувластия», поэтому никаких указаний сверху не было – прошли, как прошли.
Ну, и под Новый год, как гром среди ясного неба – обращение Ельцина: «…Дорогие друзья! Дорогие мои! Я принял решение. Долго и мучительно над ним размышлял. Сегодня, в последний день уходящего века, я ухожу в отставку… Я хочу попросить у вас прощения. За то, что многие наши с вами мечты не сбылись. И то, что нам казалось просто, оказалось мучительно тяжело. Я прошу прощения за то, что не оправдал некоторых надежд тех людей, которые верили, что мы одним рывком, одним махом сможем перепрыгнуть из серого, застойного, тоталитарного прошлого в светлое, богатое, цивилизованное будущее… В соответствии с Конституцией, уходя в отставку, я подписал Указ о возложении обязанностей Президента России на представителя правительства Владимира Владимировича Путина. В течение трех месяцев, в соответствии с Конституцией, он будет главой государства».
И что бы сейчас не говорили о Ельцине, но тогда его достойный, по-человечески понятный уход, делал его в наших глазах великим, в истории таких примеров было единицы.
Немного развлекла история с якобы не предусмотренной в компьютерах датой – 2000. Собирались совещания и комиссии, вбухивались деньги, а на проверку оказалось, что больше сами компьютерщики мозги всем пудрили. По крайней мере, весь наш парк (уже свыше 200 машин) без особых проблем перешел в год 2000-й.
разворот над океаном самолета с Примаковым, во время его визита в Америку.
Страшная, всенародная трагедия с ночными взрывами жилых домов. Начало второй Чеченской войны.
Телепрограмма на «НТВ» с разоблачением закладки взрывчатки в жилой дом в Рязани сотрудниками ФСБ.
Смерть Раисы Максимовны Горбачевой, смерть академика Лихачева.
Пиррова победа «Союза правых сил» на выборах в Думу. Мужественная женщина – Ирина Хакамада.
Добровольная отставка Ельцина с поста президента РФ.
если говорить чисто о бизнесе, то этот год вполне укрепил наши надежды на лучшую жизнь. Мы окончательно, после кризисных лет, встали на ноги, самостоятельно зарабатывали приличные деньги, приобрели собственность и положение на рынке. В стране начался долгожданный экономический рост. Запущенные в начале 90-х рыночные механизмы стали давать ощутимые результаты. Казалось – все лучшее впереди.
Но, как ясно видно из сегодня, надежды наши были уже несостоятельны, о чем подробней напишу в итогах 90-х.
этот год был завершением попыток нашей страны встать на нормальные рельсы развития, мучительных, часто неуклюжих, но действительно реальных попыток …
Символический, добровольный уход Ельцина подвел черту под самой возможностью стать нормальной, уважаемой и нами, и миром страной, наступало совсем другое время – время реставрации прошлого и возврата в, казалось бы, ушедший навсегда «совок».
Это последняя – заключительная запись в моем цикле «Утраченные надежды. Хроники предпринимателя». Давал обязательство – довести «хроники» до 2007 года, но потом понял, что, во-первых – это отнимает очень много времени, во-вторых – не очень интересно народу, и в-третьих – анализировать 2000-е мне не интересно, они давно изучены и проанализированы более умными и сведущими.
90-е, для меня лично, были годами становления и мужания нашего бизнеса.
Из небольшой и не очень понятной по своей структуре фирмы мы превратились в хорошо управляемую, крупную проектную организацию с миллионными оборотами, в которой успешно работали свыше сотни высококвалифицированных сотрудников, стабильно державшую лидирующее место на проектном рынке республики и входившую в сотню лучших институтов России. Одних грамот и дипломов на всероссийских и республиканских конкурсах мы набрали столько, что они перестали вмещаться на парадной стене моего кабинета.
По большому счету никто нам не мешал, власть не вмешивалась, даже помогала нам, мы приобрели уже значительную собственность и уверенно двигались дальше, ничто казалось, не предвещало будущих проблем и неудач.
Надежды наши на лучшую жизнь сбывались потихоньку – большинство из ведущих архитекторов приобрели к тому времени нормальные персональные мастерские, прекрасное жилье, импортные автомобили, имя и хороший имидж среди заказчиков.
Все это позволило нам в начале и середине 2000-х буквально перестроить весь центр Уфы, действительно придать ей «столичный» облик. А мне с чистой совестью, уходя на пенсию (в 2008 году), оставить ребятам фирму с 200-миллионным оборотом, 260 сотрудниками, 11 миллионами чистой прибыли и свыше 50 миллионов основных фондов.
В жизни всех нас 90-е я бы тоже назвал годами становления и мужания.
Если отбросить эмоции «бандитских» и прочих оценок, то ведь народ выжил. В условиях не очень умного управления, не очень грамотных реформ, в раздрае чувств и эмоций, но устоял, не развалился, научился работать на себя, приспособился и выжил. И не только выжил, но и создал предпосылки для быстрого развития и роста экономики в начале и середине 2000-х.
Верно сказала Татьяна Арбатова: “Я с глубокой нежностью отношусь к девяностым. Молодняку могу сказать «когда б вы знали, из какого сору» росла страна «не ведая стыда»”…
про 90-е уже сегодня столько понаписано, что теряешься, но попробую.
Это было время колоссальных перемен в истории нашего народа и нашей страны, да и всего мира, пожалуй. Закончилась холодная война, рухнула Советская империя, впервые за долгие 70 лет появилась у народа небольшая, но реальная свобода выбора, произошла «тихая» революция – вернули частную собственность.
Но… но все же это оказалось только попыткой выйти на нормальные рельсы развития, только попыткой…
Неоднократно писал уже, что значит для меня «нормальное развитие». Напишу еще раз: это система устройства социума (в том числе и государственного устройства), при которой обеспечены безопасность и благополучие, свобода и прогресс всех семейных очагов, всех людей без исключения, при которой возможен свободный выбор и установлены единые правили поведения. История доказала, что единственным и верным путем прогресса и эволюции человечества является движение по пути демократии и свободного рынка. Не все там хорошо и комфортно, но это единственная система устройства социума, приемлемая для эффективного развития и выживания вида homo sapiens – все остальные пути ведут в тупик.