Я живая и сильная. Я ведаю руку мастера
Все новости
ХРОНОМЕТР
27 Октября 2020, 16:50

Что должен был сделать дворянин, если потанцевал с девушкой и другие гендерные странности в Царской России. Часть вторая

Танцам учили с младых лет Чтобы не перепутать и соблюсти ангажирование, девушки вели специальный блокнотик, в который записывался номер танца и имя партнера. Пригласить можно было только ту даму, у которой танец был свободным. Да уж, галантные кавалеры явно были не робкого десятка, учитывая, что в легкую могли подойти к даме узнать свободна она на следующий танец или занята, тем более, что вероятнее всего – занята.

Дамам тоже было нелегко, ведь если она была свободна на этот танец, то не могла отказать одному и пойти танцевать с другим. С молодым человеком, который ей не представлен, танцевать тоже считалось крайне неприличным.
Для того чтобы потанцевать устраивать бал было не обязательно.
Разговаривать нужно было о чем-то приятном и веселом, никакой политики или деловых бесед, только обсуждение искусства, литературы, спектаклей, а лучше погоды и легких сплетен. Для того, чтобы прослыть в светском обществе своим человеком, необходимо было уметь поддерживать беседу на таком уровне, чтобы интересно было всем, дамам смешно, а кавалерам не за что было зацепиться языками.
Правила касались даже выражения лица, на балу следовало быть веселым и радостным, прийти с кислой миной было бы равнозначно тому, чтобы сплясать на похоронах. При этом всячески следовало избегать тем, которые бы могли стать причиной споров и разногласий, любые недомолвки решались за стенами залы. Несмотря на то, что протокол велел всем танцевать со всеми, а танцевать три танца с одним и тем же партнёром и вовсе считалось чем-то неприличным. При этом выказывать ревность было верхом невежества, особенно со стороны женщин. Вообще дама должна была вести себя тихо и бесшумно, передвигаясь мягко, на цыпочках.
В основном бал был мероприятием для молодежи.
Дамам, да и вообще никому, не пристало громко смеяться, бросать недвусмысленные взгляды, жеманничать, ломаться. Одни бы сочли это дурным воспитанием, другие пожалели, мол, девушка и вовсе погибает без внимания со стороны кавалеров.
Если же на вечер пришла пара, то вместе они должны были станцевать максимально возможное количество танцев (три), а остальные подарить другим гостям. При этом танец с женщиной, с которой молодой человек пришел, был обязательным условием.
У дамы было несколько причин, почему она могла отказаться от танца:
она уже обещала станцевать с другим молодым человеком, то есть танец ангажирован;
они уже танцевали с этим кавалером трижды за вечер или предыдущий танец;
дама хочет отдохнуть и не танцевать вовсе, отправившись в другую комнату;
кавалер без перчаток (весьма актуальное требование по современным меркам).
Поскольку в танце всегда ведет кавалер, его танцевальным способностям отводилась заметная роль.
Если дама отказала кавалеру, то это означало, что этот танец она пропускает. Если дама забывала, что обещала танец и шла танцевать с другим, а тут объявлялся законный «владелец» танца, то у последнего был приоритет. А дама, извинившись, могла предложить первому кавалеру другой танец. Конфликт на этом бывал исчерпан. Если же кавалер забывал о танце, то наказание было куда более жестким. Порицание исходило не только от самой забытой дамы, но и от всего общества.
Во время танца кавалер не мог держать ее за открытые декольте, плечи, спину или руки, оба же должны были быть в перчатках. Проще говоря, нельзя было касаться обнаженной кожи. Прижиматься друг к другу, конечно же, было нельзя, но и держаться слишком далеко – тоже. Танцующие должны были перекинуться парой слов, но говорить без умолку – дурной тон.
Очень важно было то, насколько хорошо танцует кавалер. Ведь именно он был ведущим в паре и именно от него зависело то, как они впишутся в общую постановку. К тому же, хорошо танцующий и уверенно держащийся партнер мог скрыть небольшие шероховатости в танце, благодаря чему и становился более интересным дамам.
Ну, станцевали, а дальше-то что?
Подобные мероприятия были едва ли не единственной возможностью познакомиться и найти свою пару. Потому неудивительно, что в организации балов и других мероприятий такого рода, например, игр в карты, были особенно заинтересованы родители, чьи дочери были на выданье и, откровенно говоря, не блистали красотой, а потому не были особенно востребованы на рынке невест. Хотя, конечно, если приданое было достаточным, чтобы компенсировать эту маленькую деталь, то проблемы не было, но если совпали оба этих несчастья, то приходилось прилагать огромные усилия, чтобы пристроить дочь. Вот и веселили дворяне молодежь как могли, повышая шансы дочери найти супруга.
А шанс на балу на самом деле был высок. Ведь даже при всем том, что было описано выше, с окончанием бала все эти странные правила не заканчивались. Кавалер, который пригласил даму на танец, в ближайшие несколько дней должен был явиться к ней домой, для знакомства с ее родителями. Нет, жениться его никто не заставлял. Пока что. Но все это было весьма однозначным намеком на то, что нечего устраивать танцульки с девушками, которых не рассматриваешь в качестве невесты. А учитывая, что приглашение на бал было равно обязательству танцевать, то у молодых людей попросту не было выбора как жениться поскорее.
Итак, кавалер приходит с визитом в дом девушки, с которой танцевал, мимоходом осматривает обстановку, прикидывает уровень достатка (читай: размер приданого) семьи, а родители сразу имеют возможность оценить возможного кандидата в зятья с глазу на глаз. Да еще и есть шанс встретить приглянувшуюся девушку и обмолвиться с ней парой слов. Той хватит переживаний еще на неделю. Романтика, да и только!
Все было именно так, если бы не количество балов, которых в сезон устраивали по 2-3 в неделю, а если молодой человек имел глупость пригласить сразу нескольких девушек на танец, то все ближайшие дни оказывались плотно заняты визитами к незнакомым людям и пустыми разговорами о погоде и литературе.
Учитывая все эти сложности, кавалер несколько раз подумал бы, прежде чем приглашать на танец девушку забавы ради. Только если она на самом деле ему понравилась; стоит ли говорить, что девушек не шибко красивых и не особенно обеспеченных лишний раз приглашениями старались не тревожить. Получался замкнутый круг, в котором танец воспринимался как важная часть ухаживаний ради женитьбы, а все вокруг только и делали, как способствовали этому, но препятствовали любому другому общению молодежи на выданье. Пожалуй, официальная регистрация отношений или помолвка были единственной возможностью оставаться наедине для банальной беседы при отсутствии необходимости постоянно выполнять те или иные требования и правила.
Говоря откровенно, балы – это было ни что иное, как смотрины, которые устраивались для того, чтобы подрастающие женихи и невесты смогли определиться с выгодной партией.
Марианна ДАВЛЕТОВА
Часть первая
Читайте нас: