Все новости
ХРОНОМЕТР
7 Сентября 2020, 21:15

Башкиры в древние времена

В настоящем докладе речь идет об озере Иртяш и городе Касли: "...к началу XVIII в. относится «записка, хранящаяся в «кабинетных делах Петра Великого», в которой сказано, что в горах, между вершинами рек Уфы и Урала… город каменный есть близко Иредяш озера, и оброс тот город большим великим диким лесом. И полати каменные в том городе многия. А в тот город башкирцы съезжаются по вся годы на мольбище. А у всех башкирцев твердость положена, что отнюдь про тоё руду и про город никому не сказывать. И таят крепко, чтоб российские или кызылбашский шах не ведал»."

Добавим, что недалеко от Каслей есть озеро Большие Аллаки. Именно туда "...башкирцы съезжаются по вся годы на мольбище..." На юго-восточном берегу озера Большие Аллаки (недалеко от поселка Красный Партизан) расположились скалы причудливых форм – Большие каменные палатки. 14 скальных выходов с высотой до 8-10 метров раскинулись на небольшом, голом холме, примерно в 50 метрах от воды. Деревьев вокруг нет, поэтому скалы хорошо видны даже с другого берега. Скалы имеют необычную, причудливую форму. Одна из них напоминает каменного сфинкса, а другая – лицо человека с горбатым носом. Особенно хорошо это заметно при определенном освещении. Неудивительно, что с давних времен здесь было святилище. И здесь же были обнаружены древние наскальные рисунки, а также каменные и бронзовые наконечники стрел, фрагменты керамики, гранитная плита круглой формы, медное копье и даже медный птицевидный идол, изделия из горного хрусталя. А в озере близ берега были обнаружены два человеческих черепа. Как оказалось, на протяжении многих тысячелетий Каменные палатки были местом поклонения. Толмачев датировал находки эпохами мезолита, неолита и бронзового века. Позже было установлено, что человек здесь появился еще в эпоху верхнего палеолита (40–10 т. л. назад)…
Верхний палеолит ознаменовал собой появление человека современного вида и сложных орудий труда. Также появляются развитые религиозные представления, которые отразились в культуре погребений и богатой пещерной живописи. ...
Всего на озере Большие Аллаки имеется четыре группы древних наскальных рисунков (писаницы). Все они нанесены охрой. Линии толщиной 1-1,5 см имеют красноватый цвет. Можно разобрать изображения людей, которые словно застыли в каком-то танце, геометрические фигуры (сетки, ромбы, гребни, отрезки). У некоторых антропоморфных фигур над головой изображены выступы. В этой же местности обнаружена скала, у подножия которой найдены большое количество наконечников стрел, начиная от каменных и заканчивая медными и железными. С древних времен скалу использовали для стрельбы, словно мишень. Использовалось ли это в ритуальных целях или проходили обучение молодые стрельцы из лука неясно. Итак: "...И полати каменные в том городе многия. А в тот город башкирцы съезжаются по вся годы на мольбище....". Полати те были разрушены в период колонизации края. Название Касли древнее и означает замок, крепость, твердыня (көслө, ҡеүәтле). Здесь же английское сastle с тем же значением, восходит к термину сast – литье, отливка. Знаменитое каслинское литье вполне оправдывает название. Есть и второе значение слова сast – бросок, бросание, метание, соответствует башкирскому ур. Здесь метать литье, наконечник, нож, как способ проверки силы – көслө (көстө). Это уже относится к мольбищу, когда устраивались показательные стрельбы по камню, метание стрел.
Стоит сравнить с обычаем бросать камни в исламе во время паломничества, один из ритуалов хаджа – джамарат. Ритуал представляет собой символическую реконструкцию события из жизни пророка Ибраһима (Авраама), который бросал камни в Шайтана, искушавшего ослушаться Аллаһа и не приносить в жертву своего старшего сына Исмаила (Измаила) от египтянки Хаджар (Агарь). Позже Ибрахим перевез Исмаила и его мать Хаджар в Мекку и вместе с сыном построили Каабу для поклонения единому Аллаһу, который стал первым в мире храмом для служения Аллаху. Любопытно переплетение имени Аллаһ и названия местности Аллаҡ. Вполне возможно, это не является случайным. Здесь следует провести подробное исследование. Это и анализ гаплогрупп, и соответствие фонетики башкирского и арабского языков, а также английского. Присутствие тюркизмов как в арабском языке, так и в английском... Ведь обнаруженные фрагменты керамики могут оказаться теми самыми, что в свое время разбил Ибраһим. Имя Исмаил можно истолковать как "is mail" – сущий, настоящий посланник или посланный сущим. Правда, mail многозначный термин – кольчуга, скорлупа, пятно, отметина, оброк, дань... В этом случае Исмаил – дань Всевышнему, что и определяет роль жертвы... Следует сказать, что у евреев в жертву Авраам должен был принести младшего сына от Сары Исаака (Ицхак, Исхаҡ). И сделать это следовало на горе Мориа, которая в Вульгате (латинский перевод Писания) названа terra Visionis – земля Видения (башк. мөй, саңгәрт или күреү), по сути земля мертвых, духов или предков. Интересно и то, что Авраам поручает своему управляющему привезти жену сыну Исааку из своей родины, названной Арам или Арим, Арум, Урум (в других источниках – Карра или Харран Месопотамии). Если имя Исмаил привязывать к Каслям, то здесь наиболее подходит вариант ҡәҫ "дерн" (покрытие) и mail "кольчуга".
Такое наименование приводит к аримаспам, упомянутым Аристеем из Проконнеса; Геродот истолковал название аримаспы как арима "единица", спу "глаз", что коррелирует с циклопами, чье название восходит к термину kek "синий" (күк) и означает небесные. Также арима соответствует башкирскому слову "баш" – начало, единый, голова, верх. И күр "видеть", но күҙ "глаз". Термин аримаспы оказывается калькированием слова "башкур" (башкир). Но, исходя из английского языка, аримаспы – змеиное кольцо, клубок змей – a rim asp. В иранских языках асп – конь, что коррелирует с солнцем и рыжим оттенком. По Эсхилу аримаспы "…живут у златоносного Плутонова потока...", при этом стоит отметить, что у Плутона есть и более древнее имя Гадес (Аид, ᾍδης Hā́idēs, God, Ҡудай). Плутон являлся богом загробного мира, подземных богатств, его изображали с двузубцем в руке. Соответствует башкирскому мифологическому персонажу Шульгану (башк. Шүлгән). Надо сказать, что у народов Алтая Ҡудаю соответствует Улген, чье имя коррелирует с Шульганом и означает "умерший". Именно Ҡудай обучал людей железоделательному ремеслу. Также сегодня используется вариант имени Ходай, родственно немецкому Cott, английскому God, латин. Hā́idēs (Һадес, Гадес). Отсюда же башк. ҡот (дух) и куд, күҙ. В русском фольклоре аримаспы, циклопы (көҙәй) сохранились в виде "лихо одноглазого", худо и чудь башкир как ырыу көҙөй (көҙәй) и ҡатай. Следует сказать о вражде аримаспов с грифонами (сфинксами). Именно это могло символизировать метание стрел по камню, имеющему образ сфинкса.
Теперь вернемся к строкам "...А у всех башкирцев твердость положена, что отнюдь про тоё руду и про город никому не сказывать. И таят крепко, чтоб российские или кызылбашский шах не ведал..." Арабский путешественник идн Фадлан описывает башкир: "... остерегались их с величайшей осторожностью… Встречает здесь человек человека, отсекает ему голову, берёт её с собой, а его самого оставляет… ибо никто не может проникнуть в их обитель...".. "...в тот город башкирцы съезжаются по вся годы на мольбище..." Указание на йыйын, сбор, сейм...
Обратим внимание на термин "алла" в башкирском языке, которое означает все, каждый, родственно шведскому alla и английскому all в том же значении. Здесь же немецкое jedem (каждый), далее Эдэм, т.е. это место сбора, там, где все, клубок, клуб, йома, өмә, коллектив, коммуна... При этом в английском Эдем – Eden, где den – пещера... В башкирском языке Рай – ожмах и родственно арабскому جميع (джамиғ – все), сравним фонетику замок. И далее castle – "замок, крепость", здесь же alla – "все" и ... озеро Аллаки – место сбора...
Ахнаф ГУБАЙДУЛЛИН