Все новости
ХРОНОМЕТР
22 Августа 2020, 17:10

Уэббер – «кошачий» король

Эндрю Ллойд Уэббер… Человек-легенда музыкального театра. Миллиардер. Сэр. И – просто человек.В предыдущей статье мы говорили о совместном творчестве Ллойда Уэббера и Тима Райса. Теперь, дабы следовать логике, настало время рассказать о произведениях, созданных Уэббером в соавторстве с другими поэтами.

Напомним читателям: по определению, в мюзикле музыка превалирует над текстом, то есть поэзия является для композитора лишь отправной точкой. А для тандема Уэббер – Райс вообще была характерна ситуация, когда текст писался на уже готовую музыку. Но последующие мюзиклы Уэббера показали, что композитор способен создавать произведения и на готовый сюжет.
После появления «Эвиты» (в 1979 году) в отношениях Райса и Уэббера настал кризис. Райс был увлечен идеей создания мюзикла о человеческих отношениях на фоне Холодной войны. Уэббер же в это время собирался написать мюзикл по роману Дэвида Гарнета «Аспекты любви». Стоит сказать, оба проекта осуществились, но… «Шахматы» Райса появились на сцене лишь в 1986 году, а «Аспекты любви» Уэббера – в 1989. И ни одно из этих произведений не было их совместным детищем. И это – несмотря на то что Уэббер в свое время дал согласие написать музыку, а Райс подготовил подробный сюжет. Тем не менее, интересы молодых людей расходились все дальше и дальше. И вскоре ни для кого не было секретом, что нового мюзикла у двух молодых знаменитостей не получится. Райс начал поиск нового соавтора, а Уэббер занялся «Кошками» – мюзиклом, основанным на поэтическом цикле Томаса Элиота и принесшим автору миллионы.
Еще в начале 70-х годов Уэббер стал сочинять песни на стихи Элиота. Цикл (некоторые называют его поэмой) «Практическое руководство Старого Опоссума по котам и кошкам» привлек композитора тем, что стихи, входящие в него, очень ритмичны и музыкальны. С другой стороны, для них характерен сложный, зачастую ломаный размер, и писать музыку на такой текст – задача не из простых.
К 1980 году у Уэббера накопилось уже достаточно материала для создания мюзикла. Окончательно же колесики огромной машины шоу-бизнеса закрутились после встречи композитора с Валери Элиот, вдовой Томаса Элиота, на фестивале, который Уэббер устраивает каждое лето в собственном поместье Сидмонтон. Вдова показала композитору стихи, не вошедшие в цикл, и одобрила саму идею создания мюзикла (забегая вперед, скажем, что за лучшее либретто мюзикла Элиот был посмертно удостоен премии «Тони» – бывает в шоу-бизнесе и такое).
Уэббер терзался вопросом: возможно ли в принципе сценическое воплощение данного цикла? Ведь стихотворения были разрозненны, их не связывал общий сюжет. Помогла, опять же, Валери Элиот, предоставившая в распоряжение Уэббера и его уже складывающейся команды черновики и письма поэта. И родился следующий сюжет. Каждый год особое племя Джеллейных кошек («Jellicle» – от «Dear Little Cat», фразы с акцентом лондонских кокни) собирается на огромной свалке, чтобы узнать у своего вожака по имени Второзаконие, кто из них отправится в кошачий рай и возродится к новой жизни. Коты и кошки рассказывают зрителям о себе и о своих соплеменниках и по ходу действия разыгрывают два мини-спектакля. Первый связан с похищением кошачьего лидера агентами преступного кота Макавити и с победой над злым гением кошачьего мира кота-чародея Мистоффеля. Второй рассказывает о судьбе старой кошки Гризабеллы. Много лет назад она, ведомая жаждой новых ощущений, покинула свое племя, и теперь, усталая и разочарованная, пытается вернуться в семью. Соплеменники с трудом узнают в потрепанной кошке красавицу и модницу Гризабеллу, относятся к ней с недоверием и брезгливостью, но все же проявляют к ней сострадание и принимают обратно в племя. Именно Гризабелла становится избранной – и в клубах дыма и лучах прожекторов возносится в кошачий рай.
Теперь об актерах. К ним предъявлялись особые требования – они должны были не только хорошо петь и обладать идеальной дикцией, но и быть чрезвычайно пластичными. Для Бродвея это не было проблемой, но вот набрать двадцать человек, отвечающих всем требованиям, в Англии оказалось непросто. Кроме того, в мюзикле есть чисто танцевальные роли (например, кошка Виктория), и исполнять их могут только профессиональные балерины. Есть номера с такими головокружительными акробатическими трюками, что ни о каком пении и речи быть не может.
Красочность и фееричность – основные признаки поп-мюзиклов, и здесь «Кошки» превзошли все ожидания. Над этим постарался дизайнер Джон Напьер. Сцена оформлена как свалка и представляет собой груды мусора, выполненного в масштабе кошки. Многослойный грим и трико, разрисованные во всевозможные цвета, меховые парики, воротники и хвосты – все это делает мюзикл зрелищным и суперпопулярным, особенно среди детей.
Премьера мюзикла состоялась 11 мая 1981 года в Лондоне, а через год спектакль открылся на Бродвее. В 1981 году спектакль получил две премии Лоуренса Оливье (в номинациях «Лучший мюзикл года» и «Лучшая хореография»), в 1983 – целых семь премий «Тони» («Лучший мюзикл», «Лучший сценарий», «Лучшая музыка», «Лучший режиссер», «Лучшая актриса второго плана», «Лучшие костюмы», «Лучшие световые эффекты»). Кроме того, в копилке наград мюзикла – французская премия имени Мольера. «Кошки» – один из самых успешных проектов в истории шоу-бизнеса. Мюзикл побил все рекорды долголетия – шел на Бродвее в течение 18 лет, тогда как средний срок «жизни» бродвейского мюзикла – 3-4 года. По официальным данным, мировые сборы «Кошек» к настоящему времени составили 2 миллиарда долларов, спектакль посмотрели 48 миллионов человек.
11 мая 2002 года состоялось последнее представление мюзикла в Лондоне. Но история «Кошек» продолжает жить – в 1998 году вышла видеоверсия мюзикла, и теперь любой желающий может увидеть, что же представляет собой это шоу.
Теперь, раз уж мы ранее упомянули о мюзикле «Аспекты любви», попробуем рассказать об истории его создания и разобраться в хитросплетениях сюжета. Дело это, надо сказать, непростое, поскольку сюжет напоминает мексиканский сериал, а по музыкальному оформлению спектакль близок к опере.
Итак, «Аспекты любви». Замысел мюзикла зародился, как это ни странно, у Тима Райса. В свое время ему предложили написать киносценарий по книге Дэвида Гарнета, племянника знаменитой Вирджинии Вулф. Райс от этой мысли отказался, но задумал создать на основе романа мюзикл и с этой целью дал почитать «Аспекты любви» Ллойду Уэбберу. Но получилось так, что проект был отложен на неопределенный срок, а между Райсом и Уэббером наметились разногласия.
В 1980 году, во время репетиций «Кошек», Уэббер дал почитать роман режиссеру Тревору Нанну. Тот сразу же предложил свои услуги в качестве сценариста. Уэббер же все еще видел Райса своим соавтором. Примерно через два года Уэббер, Райс и Нанн встретились, чтобы поговорить об «Аспектах любви», и договорились, что проведут следующий месяц в работе над либретто. Однако вскоре Райс сообщил, что разочаровался в романе и выходит из игры. Таким образом, пришлось Уэбберу и Нанну вдвоем трудиться над мюзиклом. На Сидмонтонском фестивале 1983 года были представлены десять песен (хотя их тексты не вполне отвечали запросам Уэббера), но ни одна из них не попала в окончательный вариант мюзикла.
На свой страх и риск Уэббер отказывается от поэтических услуг Нанна и приглашает к работе над мюзиклом либреттистов Дона Блэка и Чарльза Харта. Их совместными усилиями к концу 1987 года был завершен первый акт мюзикла, а в январе-феврале 1988 года «народился» и второй акт. 9 июля 1988 года в Сидмонтонской церкви была представлена полная версия «Аспектов любви». Спектакль был тепло встречен публикой, хотя особых восторгов не последовало. Поэтому сценическую премьеру мюзикла Уэббер решил показать в Англии, а не на Бродвее, как планировалось. К 17 апреля 1989 года, когда состоялась премьера, билеты на спектакль были распроданы на год вперед. Критики, ознакомившись с «Аспектами любви», положительно оценили мюзикл, и с этого времени Уэббера стали сравнивать с царем Мидасом, чье прикосновение все превращает в золото.
Сюжет мюзикла, как мы уже говорили, очень запутан. Действие спектакля разворачивается в 1947 году во Франции. Семнадцатилетний английский аристократ Алекс Диллингем влюбляется в актрису Роуз Вебер, гастролирующую по французской провинции. На вилле, принадлежащей состоятельному дяде Алекса, влюбленные наслаждаются обществом друг друга. Джордж, дядя Алекса, внезапно появляется на вилле и нарушает идиллию. Однажды, увидев Роуз в платье своей покойной жены, он начинает испытывать к девушке племянника теплые чувства. Чтобы не становиться между парнем и девушкой, Джордж якобы уезжает к своей любовнице Джульетте. Спустя недолгое время Роуз получает телеграмму с приглашением участвовать в новом спектакле и отбывает в неизвестном направлении.
Проходит два года. Алекс, будучи в армии, приезжает на побывку в парижскую квартиру дяди и обнаруживает там… Роуз. Выясняется, что все это время она жила у Джорджа. Алекс обвиняет Роуз во всех смертных грехах, но с удивлением слышит, что девушка все еще любит его.
Казалось бы, чего еще желать? Однако наутро, обеспокоенная скорым приходом Джорджа, Роуз пытается выдворить Алекса. Происходит довольно-таки грязная сцена, в результате которой юноша случайным выстрелом ранит свою возлюбленную. Появление дяди все расставляет по своим местам – герои решают, что Роуз останется с Алексом, а Джордж вернется к Джульетте.
Но неугомонную Роуз не устраивает такое положение вещей – ведь она любит и племянника, и дядю. Наплевав на Алекса, она едет к Джульетте. Та, узнав от Джорджа о произошедшем, уверена, что история с Роуз на этом не закончится. Визит Роуз, ее картинный обморок на руках у Джорджа, обещание быть с ним вместе несмотря на банкротство – все свидетельствует о том, что эти двое созданы друг для друга. Свадьба и рождение дочери Дженни становятся закономерным итогом романа Роуз и Джорджа.
Как это ни банально прозвучит, проходит еще двенадцать лет. Роуз, ставшая известной актрисой, случайно встречает Алекса и приглашает его в гости. На дядиной вилле Алекс и его кузина Дженни становятся хорошими друзьями. Так проходят три года, по истечении которых девочка понимает, что влюблена в своего кузена. Вскоре это перестает быть тайной, что вызывает недовольство Джорджа. Отношения дяди и племянника становятся все хуже и хуже.
Очередная грязная сцена заканчивается смертью Джорджа. Алекс, зайдя в комнату Дженни пожелать ей спокойной ночи, пытается охладить пыл кузины. Девочка засыпает, а Алекс вслух рассуждает о своей запретной любви к Дженни. Джордж, услышав голос племянника из спальни своей дочери, собирается устроить грандиозный скандал, но падает замертво.
На похоронах, которые Джордж спланировал еще при жизни, все в соответствии с его завещанием веселятся, танцуют и пьют. «Празднество» начинает напоминать вакханалию. Среди этого безумия Алекс и Джульетта наконец-то знакомятся друг с другом; между ними возникают определенные чувства. Дженни, сходя с ума от ревности, просит Алекса подождать несколько лет, чтобы сочетаться законным браком – ведь любовь разрушает любые преграды. Роуз, оставшись одна, также умоляет Алекса не бросать ее. Но Алекс уходит к Джульетте, в которой, как ему кажется, он нашел свою любовь.
Бродвейская премьера мюзикла состоялась 8 апреля 1990 года. Спектакль был принят с равнодушием. Мнения критиков разделились на диаметрально противоположные. Кроме того, именно в 1990 году после эпохи доминирования британских мюзиклов на Бродвее возродились американские шоу. Наверное, поэтому мюзикл не получил ни одной премии и закрылся после 376 представлений. Тем не менее, в Англии спектакль шел на протяжении трех лет; был популярен в Ирландии, Германии, Швейцарии, Финляндии, Венгрии, Дании, Австралии, Новой Зеландии, Японии, Канаде.