Август начинается с широко известного в России праздника, Ильина дня, – с этого момента по традиции прекращался купальный сезон. В этот же день в старину быка приносили в жертву богу Перуну, отмечали день памяти русского богатыря Ильи Муромца и еще более старого Егория Змееборца – с палицей, копьем и поверженным под копытами его богатырского коня змеем…
Как известно, всякая новая вера утверждалась путем вытеснения старых вер и верований новыми. Что особенно характерно для новых монотеистических религий. Так в свое время ветхозаветный пророк Илия заместил в Древней Греции Зевса, а на Руси – Перуна. Вместе с тем подобные замены могли иметь под собой вполне реальную историческую основу. Особенно если речь заходит о религиозных конфликтах и войнах. К примеру, раннему иудаизму приходилось бороться с изначальным язычеством иудеев, поклонявшихся богу Ваалу. В результате в конце I тысячелетия до н. э. культ бога Яхве вытеснил культ Ваала, в том числе и в образе Золотого тельца (впрочем, многие из нас, пусть и косвенно, поклоняются ему и теперь). Все вышепоименованные боги и пророки считались громовержцами, возничими огненных небесных колесниц и подателями плодородия, символом которого был бык. Не случайно и Ваала, и Зевса, и Дыя-Перуна, и более поздних библейских пророков изображали с бычьими головами, с рогами…
Пророку Илии приходилось скрываться в пустыне и соперничать с жрецами Ваала в явлении чудес: остановка солнца, вызывание дождя, езда по небу на огненной колеснице… В конце концов он построил огромный каменный жертвенник, с какого, в отличие от жертвы язычников, его жертву и поглотил «огонь Яхве». С чем язычники и уверовали в нового бога. «Илия же велел схватить пророков вааловых и заколол их», – как сообщает Библия. Такова была реальность того религиозного конфликта.
В свою очередь христианство являлось такой же сектой и ересью по отношению к ортодоксальному иудаизму. Пророку Иоанну Предтече и его ученику Христу также приходилось скрываться в пустыне. Да и потом еще несколько столетий первые христиане скрывались в пустынях и катакомбах. Ну а потом от христиан скрывались язычники и еретики. И все равно происходили новые и новые расколы, множились секты и ереси.
Словом, библейский пророк Илия вытеснил бога Перуна. Но из глубины народной памяти он не исчез. Так что в Ильин (или в Перунов) день закусывают печеной в печи бычатиной: «Бычатину режь – в жир макай да ешь». Тем более в пору завершения великой страды – хлебной жатвы. А то и вспоминают вдруг древнюю языческую песню:
Во поле да красная девица:
Не стой на проезжей да на дороге,
Не садись да в золотую карету
Ой да продадут тебя на мясо!
Между тем август исстари звался еще и Коловозом (или Солнцевозом) – Коло-Солнце олицетворяла купа золотых снопов, свозимых с полей на возу. Впрочем, в этом году хлебный воз будет не столь уж велик.
По стране полыхают лесные пожары: горят леса, выгорают деревни. Продолжают мелеть реки и пересыхать колодцы. Иссякают родники – а ведь когда-то у нас было принято в августе отмечать День воды (День родника). Люди ходили в родниковые лога и пади, к выходам подземных вод, к истокам рек – чистить их, возводить над ними колодезные срубы, приковывать к ним ведра и пускать по воде ковши. Пить их живую студеную воду и умывать лица… Может быть, сама Мать-Природа предупреждает нас сегодня о том, что мы слишком выпали из ее порядка? Захламили ее земли, засорили леса и отравили воды? Тем более что и огонь, и вода – очищающие стихии.