Все новости
ХРОНОМЕТР
14 Марта 2019, 13:22

Особенности царской охоты. Окончание

Валентина ХАМЗИНА В Першино княжеский двухэтажный дворец насчитывал около 50 комнат. Все комнаты были уставлены и увешаны чучелами зверей, птиц, матерых волков, медведей, рысей, кабанов, косуль, фазанов, тетеревов и болотной дичи. Вся мебель во дворце была из карельской березы. По стенам – рога разных животных, картины художников с мировыми именами. Портреты борзых собак писал с натуры знаменитый художник Фон Мейер. Картины были больших размеров, в дорогих рамах. Уже в вестибюле при входе во дворец все стены были увешаны охотничьими картинами, портретами английских и крымских собак из охоты августейшего родителя Великого князя (Николая Николаевича). Площадки лестницы уставлены чучелами матерых волков, затравленных самим Великим князем.

В обширной столовой все стены украшены чучелами голов зубра, медведей, волков, козлов, оленей и других зверей, взятых самим Великим князем в его многочисленных и разнообразных охотах. Чучела двух огромных медведей по углам столовой держат лампы в поднятых лапах, а матерый волк скалит свои клыки у двери на балкон.
Першинская охота стоила Великому князю более трех миллионов рублей золотом. Для Великого князя охота закончилась с началом Первой мировой войны в 1914 г., так как он был назначен Верховным Главнокомандующим и лишь в 1915 г. на один день он приезжал в Першино, чтобы попрощаться со своим детищем по дороге на Кавказский фронт.
С 1914 г. началось сокращение Першинской охоты. Всем руководил бессменный ловчий (управляющий) Великого князя Дмитрий Павлович Вальцев. Во время войны американцы, немцы, французы начали покупать борзых от 10 000 долларов. Когда Февральская революция запретила Першинскую охоту, то скупать борзых и гончих начали русские генералы, офицеры и другие господа.
В 1913 г. Д.П. Вальцев издал в малом экземпляре книгу о Першинской охоте, которая стала библиографической редкостью. Благодаря стараниям сотрудников Алексинского краеведческого музея, в 2007 г. были опубликованы воспоминания В.Т. Урвачева «Псовая Першинская охота» и переиздана книга Д.П. Вальцева.
Перед отъездом за границу в 1917 г. Д.П. Вальцев подарил свою книгу доктору Поповской больницы (в 3-4 км от Першино) Дубенской Надежде Сергеевне (1878–1962), которая была «домашним доктором» Д.П. Вальцева, с дарственной надписью «Першинской соседке и моей искусной целительнице Н.С. Дубенской от благодарного автора». Лечила и хорошо знала Дубенская и Урвачева, а с ее мужем Рудольфом Иосифовичем Аппелем Урвачев дружил.
Перед смертью Н.С. Дубенская завещала передать книгу Д.П. Вальцева Урвачеву, что и было сделано в 1967 г. (Кстати, Н.С. Дубинская лечила и мою маму.) В.П. Урвачев долгое время работал председателем Алексинского охотничьего общества и являлся почетным членом Тульского охотничьего общества. Однажды председатель Тульского облисполкома попросил у него книгу Д.П. Вальцева на неделю, а прошло более двух месяцев, прежде чем он вернул ее, так как книгу читали члены политбюро Косыгин, Соломенцев, Брежнев и другие видные партийные и хозяйственные руководители СССР.
После Великой Октябрьской Социалистической революции на второй день в Першино прибыл И.С. Репин – комиссар труда в Алексинском уезде – для организации совхозов. Он запретил разорять Першинское имение. Было сохранено все огромное хозяйство. Большой вклад в сохранение имения внес Александр Иванович Муралов, агроном по образованию. Благодаря ему не только в Першино, но и в других помещичьих имениях были сохранены скот, сельхозинвентарь, постройки.
По инициативе бывшего конторщика Великого князя Смирнова Ивана Ивановича на базе Першинского дворца был создан музей охоты и быта Романовых. В 1919 г. из музеев изымали наиболее ценные произведения искусства. Першинский дворец не был исключением. С 1917 по 1927 гг. в музей приезжали посетители из Москвы, Ленинграда, Калуги, Тулы и других городов и областей. В 1926 г. музей посетил генеральный прокурор СССР Н.В. Крыленко. Частым гостем был Всеволод Саввич Мамонтов (сын Саввы Мамонтова) – управляющий госконюшней Тульской области.
В 1927 г. музей закрыли после письма селькора о сохранении в Першино «царского гнезда». Стали вывозить экспонаты в Тулу, что в 30 км от Першино. Поповский волисполком выделил 50 крестьянских подвод. Для вывоза мебели, больших картин заказали ломовых извозчиков из Тулы. Часть экспонатов Першинского дворца находится в здании художественного музея Тулы, открытого в 1964 г. Большая часть – в Тульском областном историко-архитектурном и литературном музее, но, к сожалению, в закрытом фондохранилище. Часть экспонатов после эвакуации в 1941 г. в Курган не обнаружена.
Для справки. Борзые собаки – чисто русская порода. В XI веке первыми европейцами, увидевшими диковинных собак, были французы. Король Франции Генрих I не только получил в жены Анну Ярославну – дочь Киевского Великого Князя, но и трех псовых борзых. В 1509 г. Василий III сформировал при дворе особый Ловчий приказ, в ведении которого были борзые и гончие. Он же отправил в дар датскому королю Христиану II несколько борзых.
Борис Годунов подарил борзых персидскому шаху Аббасу. После смуты в XVII веке не осталось борзых, их вывезли польские шляхтичи. При Алексее Михайловиче стала развиваться комплексная охота. Любил охоту внук Петра I – Петр II. Любила псовую охоту и дочь Петра I – Елизавета, а при Екатерине II псовая охота вошла в непременный усадебный быт.
Находясь за границей после 1917 г., Великий князь Н.Н. Романов, Д.П. Вальцев, граф Шереметев, А.К. Болдарев помогали западным любителям русских борзых. Появились питомники для разведения борзых.
После Великой Отечественной войны в Россию вернулись первые кровные представители породы, найденные в питомниках Германии. Сегодня в России эти собаки уже не редкость, хотя их меньше, чем в США и Англии.
Читайте нас: