Однажды на летних каникулах
Гонконгские вафли
/надпись на приозёрном киоске/
Вафельки были и раньше уже,
Пусть не гонконгские!
Помнишь, малышка, хрустели "вже-вже"
Челюсти конские –
Нас, восьмилетних, стирая в труху
Сладкие вафельки!?
Милая, помнишь ли ту чепуху
В школьные праздники?
Помнишь ли ты День-рожденье своё,
Милая, сладкое,
Где обручило нас то дурачьё,
Взрослое, гадкое?
Я им поверил и, радость моя,
Долго закусывал! –
Мне эта близость казалась твоя
Счастья присутствием.
Кофту лазореву, жёлт-сарафан,
Девичьи ноженьки –
Книжки уже начитавший пацан
Просто обоживал.
Что это было-то – солнца удар?
Сдвинутость зрения?
Грех, первородство, божественный дар?
Рай, преступление?
Мы прожевали с тобой в том краю
До истребительства
Мнимой помолвки, –
И каждый вернулся в свою
Школу по месту мучительства.
Пионер и милицанер в уфимском скверике им. Ленина летом от Рождества Христова конца 70-х
/говорит пионер/
– Я был неправ, милицанер!
Теперь меня прости:
За то, что, пьяный пионер,
Я сжал цветок в горсти.
Я девушке своей дарил
Похищенный тюльпан, –
Тут ты набросился: учил –
Что я не Дон Жуан.
Теперь прости, милицанер,
Но я, как ты, не мог:
Я – подавал «дурной пример»,
Ты – «исполнял свой долг».
Цветок такой же был «чужой»,
Как девушка – «моя»...
Я был влюблён, был сам не свой –
Ромео был как я!
Я знал, что – «общие цветы»,
Я – «строил коммунизм»,
Я девушку любил!... А ты –
Иначе видел жизнь.
В погонах хлопцы из кустов –
Огнь блях из их ремня! –
С набором самых главных слов
Напали на меня.
Я вам пытался разъяснить,
Что «это все – фуфня!»,
Что вправе пионер любить!
Не трогайте меня…
Но вы мне ставили в пример
Гранит из Ильича:
– Как он быть должен пионер,
Как профиль с кумача!
Он красен честью должен быть
И с клумб не рвать цветов!
С любимой девушкой ходить –
В кружок, а не в альков.
– Три головы из кирпичей –
В погонах и ремнях –
Правее головы моей:
Лишь – хлад у них в очах!
Прости: тебя я «уронил»
(Могуч был пионер), –
Чем двух оставшихся смутил,
«Подав дурной пример».
Исчез в кустах тот пионер –
За совесть, не за жизнь:
Прости его, милицанер, –
Он верил в коммунизм!
ПростиГосподи
/из рассказа попутчика/
Тебя пропили, Господи,
когда мой крестик маленький
с меня стянули гопнички,
пока я ехал пьяненький.
Хватило б на литровочку
ту денежку ломбардную, –
пока, сам пьяный в досточку,
гремел я контрабандою, –
В трамвайчике – потешно так! –
с цепочкой небогатенькой, –
тогда с меня-то грешного
стащили крестик златенький:
с зубок всего пластиночка –
а сколько вожделения!
Так было, ангел-милочка,
до светопреставления.
В городе, на остановке
1
В городе, на остановке, сидя
против билдинга, в слепом отливе блеска –
возвращаться в съёмную квартиру
не спешит, на солнце жмуря веки.
Ладная девчонка курит в капсюль.
Старый зэк смолит открыто, жадно
(в тёртых джинсах и в футболке с трафаретом
из английских букв и звёздных войн).
Слева – пацанёнок с проводками
в позе гнутой вермишели на скамейке.
А проспект гудит в закатной дымке,
весь – в сухой черёмухе бездомной.
2
Раньше здесь стояли проститутки.
Вспомнил толстую, смешную, разбитную,
с красными губами от Мальвины,
в школьной юбке, укороченной и в складку,
в парике дурацком, белокуром,
с белыми чулками на коротких,
сильно накоблученных ногах.
Ночь. Зима. Все три дымят. Все в шубках –
нараспашку. Веселы, и ждут клиента.
3
Майский город – в самокатах и гуляках,
на моторчиках стрекочет, весь мигает,
всё по кругу движется, как в цирке:
город, лица, билдинги, квартиры.
Парком иди
Бессчётные детки
и деткины мамки,
а маткины дядьки…
(так душно – как в танке!):
болтливы, вихлясты,
шумны, как цыганки.
И всюду – коляски:
слюнявцы, засцанки.
В тени – комарыльцы:
скуласты, носасты.
Папашки-кормильцы:
два – оба с коляской.
Младенцы в колясках
глазасты и глупы! –
им челюстью клацнешь –
ощерятся зубом!
А вот две сестрицы:
затылки – с пучками,
в узорчатых платьях,
сверкают очками.
У каждой – сосалка
в большом кулаке, –
оближет до палки:
вся палка – в руке!
В футболке – мужчинка,
похож на ковбоя:
живот – аки кринка,
и две – за кормою.
Крупнён и башкирист,
и весел как джин…
А вот – не задирист:
зане – семьянин! –
С дочуркой-козявкой:
Та – веткой на плечике –
грозит мне – за явку
мою – ей навстречу!
Поцокал-поклошкал –
наладил контакт…
О, детка, ты – блошка!
(юрка для атак!).
Кругом – молодёжи
моржовый галдёж,
мощи пожилёжи:
– «никак не помрёшь!»
2
И в каждой коляске – младенец,
грядущий и зубодробильный!
Но, может быть, он – парикмахер
и дамских усов брадобрей?
Весь – в памперсах он, как гостинец,
и шаг его в жизнь – семимильный,
и вьются сусальные ахи
макушкой его эмпирей!
3
И мамки – кудахчут, как пташки
(их прелые – ляжки). Лужки –
лесные. А мошки! А ряшки! –
семейных наследий грешки.
4
Да будет она неподсудна –
вся битая эта посуда:
по парусу всем и по судну,
по гавани, по сундуку…
5
Ах, жизнь! ты – горнист-барабанщик,
ты вьёшься, как глист и обманщик,
нечаянна ты, неподсудна –
как преданной суки глаза,
Как преданной муки слеза.
Месть Ангела
1
Не усвоив запоздалых
Уроков любви,
Так и не научившись прощать,
Она превратится в обычного
Ангела мести:
Волосы выкрасит чёрным,
Примет отчуждённо-равнодушный вид, –
Чтобы, мстя тебе за свои обиды,
Нанесенные ей кем-то в детстве
(Задолго до вашего знакомства),
Выглядеть убедительней.
Её самонадеянности
Хватило бы на Третью Мировую:
Но мог ли ты рассчитывать
На персональную газовую камеру?
2
Всё это
Случится с тобой потом,
А ещё потом –
Станет едва различимым,
Почти незаметным.
Будто и не было
Ничего этого вовсе:
Ни любви,
Ни этой несчастной мести,
Ни вашей растерянной жизни.
3
Ты подумаешь автоматически:
«А наш ребёнок?..» –
Но только чтобы показаться себе самому –
Не вполне не нужным,
Не окончательно одиноким.
Эта последняя,
Разбитая надежда
На взаимность,
Ещё долго будет казаться тебе
Действительной.
Танцы на озере
Кавалеры и дамы
(кто в юбках, кто в брюках),
и вольеры, и дамбы,
в тюбетейках – урюки,
в душегрейках – младенцы,
их – в дойках – мамашки,
молодайки – в голенцах,
их – в сланцах – парняшки,
пионерка – из гипса,
переливы – из твиста,
старички Кукрынисов,
поцелуи горниста –
в пионеркины щёчки,
что пылают, как топки,
и литавры пощёчин,
и шампанские пробки,
мускулистые икры
и задор ягодичный
(их курносые биксы,
их подручный отличник),
а ранет, а каштаны!
бархат неба и танго:
кавалеры и дамы
(в дымке солнца – так парко!), –
травы свежего трипа,
шум волны в складах тела,
и дыханье, и липа...
всё как ты и хотела.
Двустишие
1
Я сегодня рано встал,
Как в отставке генерал,
Потому что генералу,
Вдруг приснился либерал.
Либерал ему сказал:
Генис-пенис генерал,
Я надел свой лучший ватник,
Чтоб тебе приятен стал!
Генерал в ответ: мюсьё!
Либен майн, май лав, пасьё:
Ты – поэт Иосиф Бродский,
Я читал твоё досьё!
От меня тебе – устав:
На, владей им, не устав!
Потому что пьесу "Мрамор"
Я уже перелестав.
– Официрин, ист ехрен*,
Ты не парься, старый хрен!
Не вали меня понтами,
Дай, спою тебе взамен!
Так, суставом похрустев,
Пел поэт, а старый лев –
Обнимал его и плакал,
Как ягнёнок, разомлев.
*это честь...и т.д.
2
Я ватником жил среди ватников,
и как бы каркун ни перхал,
немало встречал я приятников,
хоть не был шаркун и шакал.
Среди мужичков человеческих,
меж царственных тех мудрецов,
воистину веры отеческой
бил чистый родник из стихов.
Пока привокзальная грамотность
пронзала гудками страну, –
тянулись смолистою пряностью –
как музыкой – шпалы – в струну.
Лучи эти струны нагретые
пощипывали, как на духу,
и прело полынью, поветренно
склоняющейся к лопуху.
Старухи у станций, где галочья
гнездилась взлетевшая брань,
столовая, тут же центральная,
автобусная магистраль.
Служилые всюду и прочие,
хлебнувшие счастья с лихвой, –
народной и разнорабочею
умели сказаться молвой.
И речью такою окатываясь,
как в бане хмельной инвалид,
вдруг лица светлели, наплакавшись, –
хоть счастье горчило на вид.
Дорожные стихи
стихи, сочинённые по дороге в больницу
к умирающему от рака приятелю,
по общим мотивам жизни-судьбы поэтов
Одиноко мне, как потерянному в мире младенцу.
Сам виноват, что в розовых свиньях ангелов видел.
Кормил их не только кормом, учил их слову.
Корм сожрали, слово сплюнули, ещё обокрали.
Разве можно со свиньями как с родными, сёстрами или братьями?
Что рылу их – слово, много ли им нароешь?
Хрюкая, ищут боровья что бы сожрать им? –
А ты им приносишь слово и уши моешь.
Толстая шкура их, пасть их свиная кислая.
Горе тебе, с кем близок был, добрый олух!
Мордой к тебе повернулось их брюхо вислое.
Сам виноват, что горнее кинул долу.
На смерть кофемолки
Мне изменила сегодня единственная кофемолка:
Сердце старушки не выдержало и в миг один оборвалось!
Кто теперь зёрен душистых с ложбинкою посерёдке
мне наворотит помолу? Вся жизнь моя под вопросом!
Счастья былого крупицы дохлёбываю, рыдая,
из чашки, где розов слон, высок минарет, а Будда
оранжевый ноги скрестил. Вдыхая, я вдруг понимаю:
жизнь – сущая кофемолка! – когда она не мясорубка.
Так выгорает время, ждущее возвращенья
блудного мира в родные, забытые им пенаты,
так громоздятся мысли, что сами себе – отмщенье…
я был так счастлив с тобою, прости, моя кофемолка!
«Конь и козёл»
Драма в одном акте
Говорит конь
Я сейчас поел овса –
Но Овсея Дориза
Я не стал читать: овсу
Предпочту ли Доризу?
Я видал твоей козы! –
И невольныя слезы
По моей кобылке нежной
С глаз брызнУли безнадежно!
У кобылки-егозы
Взгляд такой же, как – козы!
Треугольный и зелёный,
Звёздным пылом напоённый –
Как охотой ста борзых!
Конь турецкий в свой гарем
Перевлёк мою Кармен!
Говорит козёл
Эти козы – ни бе-ме!
Шерстью обрастут к зиме.
Семерых своих козлят
Мне, Владыке, предпочтят!
Будут блеять по ночам –
Навевать кошмар очам.
Кожу голенькой козы
Скроет шерсть, как тук кирзы!
Гроздий узеньких вымян
Толстый станет и румян –
Как дебелая матрона,
Что сопит лишь по ночам!
Всех матрон,
Погрязших в стаде –
Вон! –
В Туретчину! К Саади!
Конь
Ты – козёл. Ты – не любил!
Стадо ты плодотворил:
Что ты знаешь о Саади,
Чтоб судить о нём, дебил?
Козёл
...............................
...........................
конец
«Алкаш и Учитель»
Драма в одной сцене
Алкаш
Ты – раб семьи и школы,
Я – раб бутылки. Так:
Кто жив не по приколу –
Тот учит жить салаг.
Учитель
Ты прав, мой друг любезный,
Когда б я был мудрей, –
Парил как ты б над бездной –
Всё – выше, всё – смелей.
Алкаш
Да, только падать страшно –
И больно, и темно.
И бездна – точно пашня,
Зияет. Я ж – зерно.
Да, только падать больно:
Чем ярче свет, тем тьмей, –
Тем каменнее штольня,
Чем я тебя смелей.
Учитель
И я – зерно. В глазёнки
Лупастые гляжу, –
В них сею мысли тонки,
Когда их нахожу.
Потом я их теряю –
Мне смутно и темно,
Лишь роль свою играю,
Прозрачный, как стекло.
Алкаш
А мне темно и стыло,
Когда вдруг упаду,
Всех ласк: грядёт могила,
В грязи или во льду.
Учитель
Мой бедный друг, утешься,
И в небеса взгляни:
Одна на всех кромешность,
А светлы – лишь они.
Конец
Поедания
Сплошной обмен веществ в природе.
Вот дева: в трубочку сосёт
Ewervess cola, бутербродя
И шевеля свой алый рот.
Её очки – от телефона
Блестят в стручки картошки free:
Она когтит их полюбовно –
И тычет свой bon Appétit –
В пикантный соус серебристый –
И – тут же! – трубочку сося –
Дрожа ресничкою росистой –
Она трепещет – вся, вся, вся!
А плотоядный хищный ротик –
Впивает соки – воспаря
В кафе – над столиком напротив ...:
Сейчас он высосет меня!
Её персты – тонки и остры,
А быстрый красный язычок,
Ощупав за щекой все дёсны,
Скользит – от губок и – в бочок, –
Уж девы щёчка волдырится –
Как персик или абрикос –
И поеданье – длится, длится –
И шевелится девий нос! –
И локонцы её, и перси –
(Вот тут, под рыжим свитерком!) –
Уже колышутся над сердцем –
Багряным сердцем – ставшим ртом!
Бурлескным промыслам народным
/ предРождественское /
Блаженны..., ибо их есть...
«Нагорная проповедь»
1
Блажен простор незаместимый:
Не нищ – счастлив!
Блажен и ты, его вестимый,
И – прозорлив.
И в беспризорности сквозимой –
Откуда луч? –
Ты – столь волшебный, сколь – незримый,
Простор-могуч!
2
На столике – соль, и салфетки.
И – кофе твой.
Кольцо – на пальчике соседки.
Поток людской.
А в магазине, в магазине –
Олень на ёлке в онучах,
И Новогодней благостыни
Товары сладкие в очах –
Нарядных девушек прекрасных –
Народных промыслов на них –
Одежд изящных и напрасных –
Всё обнимает этот стих.
И чудесам стихов свободным –
В пространствах вымыслов святых –
Бурлескным промыслом народным
Кадят явления живых.
3
От волшебства Святого Духа
Товаров ценник не поблёк…
Здесь с потолка – снежинки пуха –
Летят – как в бездну – поперёк.
И в этой бездне непредвзятой –
И снег, и темь, и снег, и темь! –
А ты, душа, как дух распятый, –
Лишь фортепьяно светотень.
Конец
Сохранены авторские стилистика, синтаксис и орфография.