Елена Чёрная (псевдоним), член Союза писателей России и Союза писателей ХХI века, автор семи сборников стихов: «Птица неизбежность» 2001 года, «Антология заблуждений» 2003 года, «Deja-vu» 2004 года, «Alter ego» 2006 года, «Возвратный бег» 2011 года, «Венера без лица» 2017 года. «Вирусчеловеческого вида» 2022 года. Детская книга «Страна лилии Мартагон» была признана в 2007 году лучшим изданием для детей на конкурсе Главы города Екатеринбурга, автор получила диплом лауреата издательского конкурса «Книга года».
Елена Чёрная печаталась в различных альманахах и сборниках. Её публикации выходили в журнале «Урал», в литературной газете «Поэтоград» в 2022, 2023 и 2024 гг., в альманахе «Поэтический марафон», как неоднократного лауреата Международного фестиваля «Поэтическое единство» с 2005 по 2020 год.
В июне 2021 года Елена Чёрная получила Диплом лауреата премии писателей Екатеринбурга «Чаша круговая».
Подборки стихов, рассказов и пьеса «Двое на берегу» вышли на Международном сайте «Свой вариант». Автор получила литературную премию и диплом Международного сообщества писательских союзов за лучшую публикацию 2021 и 2022 года на сайте «Свой вариант».
За книгу стихов «Вирус человеческого вида» награждена дипломом лауреата Международного литературного конкурса «Лучшая книга года» 2023 года.
Из закрытой фиолетом сини
Ящерка
в сухой траве у жизни полустанка
лежит в полукольце,
как одинокий сталкер,
на солнцепеке дня или полудня,
и знает, что летает западня
крылатая с железным клювом,
и видит все. а в частности меня,
как мимо ящерки тропой иду и я.
тень метится упасть крылом и клювом,
и выведать на сколе острия,
чья кровь красней ее или моя…
когда увидев птицу, паникуя,
бегу спастись от смерти поцелуя,
то наступаю на нее живую…
и изумрудную, и верткую такую,
и падаю, и плачу памятуя
и думаю о ликах всех смертей,
но вижу лишь себя босую
и… серый, сброшенный,
природа все ж мудрей,
кончик хвоста,
уже не нужный ей…
и над сухой травой
в итоге пришлых дней,
на солнцепека тихом полустанке,
теперь не я, не ящерица, – сталкер,
а полу птичья тень на сколе дней
следящая за чередой смертей.
* * *
я слушаю, как яблоки молчат,
как тишина крадётся спелым боком,
как слово зреет в зернышке, жестоко,
когда себя не сеет вещий сад.
когда потомство замуровано в плоды,
когда оно как в вате поколений
и в рудное вгрызается, увы,
и червь, и зверь без должного уменья.
и тишиной объят не спящий сад,
ни шелест листьев, ни плодов сомненье,
ни яблоко упавшее стократ
закона не отменит притяжение:
оно как в яблоке поспевшее ядро,
оно как облако в облатке печенега,
оно меня б несчастную смогло б
создать и не создать из зернышка
из облака из снега…
* * *
так бабочкой бесцветной, схожей
снежинке позднего апреля
лететь звенящею капелью
в день неприметный. непогожий.
и однодневное крылами, штрихами
льда ли, может угля
не острыми чертить углами
по душам, веру в вечность гугля.
и кликом, откликом, курлыча
кружиться над остывшим домом,
забыв, не принеся приличий,
осесть в гнездо чутьем, ведомым
какой-то крапиной железа,
что в клюве – ключ замка отважней,
что в север компасом, и в межи,
в поля, в окраины, не важно.
открыться в прошлое парение,
о двух часах, а может жизни,
и увядание, постепенно...
и хлеба над стаканом, трижды.
метлячей, крылой, легкокрылой,
Иисусом, ангелом. убого.
узнать, что в прошлом уже было,
и дверь, и крылья у порога.
* * *
так все непросто – разум спит,
он сбит в комок одной коросты,
и в капсулу закрыт пиит,
в кристалл единый, в сонный сросток,
как крыл лишенный Гавриил,
летает разбегаясь в рост – так,
но взмахи рук – пустой посыл,
и с небом разлучен, и просто
стоит и плачет Гавриил,
и проклинает этот остров,
где пыл его навек остыл,
и крыл гниет напрасный остов.
* * *
живут русалки в зимнем плесе
и коротают подо льдом
в уборах ледяных белесых
дремотным упиваясь сном
дни что короче ночи длинной
им кажется горит лучиной
не греет ночь и вот стоит
над ними небосвод бездонный
летят они к звездам бессонным
… и пишет оперу пиит
перо о чешую их точит
и славу ариям их прочит
шампанского струя в зенит
и лишь утопленника очи
живее блещут в мраке ночи
русалкам тихо говорит
и просит отпустить на сутки
проститься с молодой женой
пройтись над сонною невой
с зарей что блеклая парит
мостов свивая вместе руки
но звуков близких канонада
рвет лед и разметает плес
русалки в облаке волос
всплывает лейтенант из ада
в петличке свежая награда
* * *
писать, совсем не различая вкуса,
слова горчат, когда звучат.
а у людей, не знающих искуса,
на языке беззвучными лежат,
как парусники и без ветра, и без курса.
и выйди в лес, где земляники нет,
так пахнут тусклые задворки, и пригорки,
они без земляники так прогоркли,
и потеряли форму, да и цвет,
как игры, где слепые пальцы только зорки.
слова на ощупь – выпуклый сосед,
в прикосновенных точках, точно,
заменят шифров сложный трафарет,
и прозвучат с заглавной и со строчной,
и скажут – гол, хоть в мантию одет.
* * *
мне не чем отвечать на чувства,
любовь, печаль и прочий мусор.
не искушенная в искусстве
душа моя не червь, не рупор.
я лишь простая промокашка,
и губка, что вмещает все.
чернильница непроливашка.
вселенной черное пятно.
все, что попало, не пропало.
но излучать не будет свет,
по времени тугим аортам
к истокам новым потечет.
* * *
дорога по небу, что тракт дублёр.
и к облаку макушкой люд приделан,
летит по встречке человек-стажёр,
и вроде бы рождён, но не при деле.
не видит богов красный семафор,
и в бога уж давно совсем не верит.
дорога под ногами, что тропа,
заросшая под шагом муравою,
и в шаге спотыкается строфа,
ни в небо не ведет, ни к аналою,
и с неба – парашютная стропа,
страхует шаг, хоть он того не стоит.
* * *
вот и ирисы целуют в губы
фиолетовым не летним поцелуем,
под прохладным ливнем, почти грубым,
по цветку – прозрачным, и рисуют
то ресниц, то брови полукружия
по ключицам, шее и ладоням,
эти ирисы опять во мне недужат,
холодом камней, и сад надломлен.
но пробился между гордых слабый,
не крапивный, но росток полыни,
для него не струи, только капли,
из закрытой фиолетом сини.
* * *
душа накапливает поле
и камни, что дугой легли.
и пристально с печалью смотрит,
ступая из его петли,
и избегая острой боли,
как каждый камень, долетев,
оставил остриями в поле
от пахоты и от неволи
свой нежелаемый посев,
что ищет жизни, умерев.
Белая роза
холодной каплей канет встреча
и сердцу станет много легче.
когда последний вздох и взгляд,
быть может, душу напоят
надеждой новой, новым светом
о неудавшемся, запретном,
но трепетном и перепетом,
и перемученном и светлом,
все перепутавшем, заметном,
неловком, грустном и конкретном
метаньи в поисках, как просто,
души, любви, попытках роста,
бутон раскрылся, Аве Оза,
бела, чиста явилась Роза.
* * *
есть с языка выхватывая слово
когда б оно на все всегда готово
не жгло и не варилось впопыхах
и побывав у жизни на ножах
впивалось прочно в крест еловый
есть с языка деепричастный дух
причастий проявившихся на слух
глаголов полустиший черный мел
и существительных упавших не у дел
всему готовя скорый передел
есть с языка упавшее в тетрадь
чтоб слово нужное коверкая искать
катая между звуков в звукоряд
по буквам по слогам как говорят
пока они в миру не воспарят…
есть с языка когда скользит рука
меж суповым и письменным прибором
когда строка не поддаётся к уговорам
и мысль то тяжела то так легка
что автор вдруг сравнялся с вором
и в кандалах идёт под песню ямщика...
* * *
кругами ходит жизнь – грибное время сна.
в плотинах у запруд молчит песок забвенья,
и спящее потом отсеет времена
на злачные места и пиррово цветенье.
кругами по воде, созвездьями орбит
и кольцами на пнях замшелых и в росе
замкнулось все вокруг. дымится поле битв,
и кровь упавших трав не сохнет на косе.
не переход, не спас, не облачный гамбит.
не сенокос еще, но поздний звездопад,
и волос у виска мне ветрено звенит:
что лишь любовь – со смертью невпопад.
* * *
любимые меняют имена,
как знать, какой судьбы касаясь,
собою закрывают времена,
где я не я, но и теперь не каюсь,
мои ушли, костры оставив племена,
и бросили шатры, скитаясь
меж звёздами и ковшиком зари,
меж реками и полыми годами,
где лунные глаза, как фонари,
бездушные, следят за сбивчивыми снами,
… любимые остались между нами…
которым мы как флюгеры верны,
носимые неверности ветрами
другими странно бредим, пленены,
их называя теми именами…
* * *
бульвар – скамейка – Берлиоз,
сверлит перечислений мозг
докучливая канитель,
и Воланда витает тень
меж прокуратором и болью,
собаки преданной любовью,
тюльпаном желтым, Маргаритой,
в бокалы мерные разлитой,
и соком с привкусом ипритным
распятого, к кресту прививкой
Иешуа-Христа, Исидой,
что воскресит весной увитые
Осирисом поля и комья пахот,
у Нила, полного Ефрата,
чтобы волхвами волхвовать
движение звёзды и дату,
вошедшего в сей мир когда-то...
бульвар-скамейка и озон,
летящий под напором зонт
грохочущего ливнем мая,
и струи, что в гнездо свивают
ушедший в небо горизонт,
и босиком бежать резон
за убегающим трамваем,
как молодость весной теряем,
и резвость и былую стройность,
а строчки – ветреную срочность,
как лето с осенью убойны,
когда утроенные войны
подпалят все передним краем.
премьеру в драме разыграем,
и не скрывая больше боли,
жизнь... скроит мир на поле боя.
* * *
как бабочку в спектральной тени
на волю сквозь досадное стекло
меня из тела бренного влекло,
и сбила крылья и колени.
не мне, но бабочке сегодня повезло.
она, прорвав прозрачное, летела,
оставив за стеклом меня, как тень
бескрылого, страдающего тела...
хитин, которому природа так велела:
ходить и жить по-человечьи неумело.
под ангела невидимым крылом,
где каждому усилию нужен лом.
* * *
в просторах башни серый призрак,
как смерча стертые вихры,
она упала в недра слитком
и затаилась до поры...
до новой воздуха игры...
у этой глины вавилонской,
у азиатского нутра
столицы северной и сонной,
и третьей, медной, крупносортной,
скользить по скомканным снегам.
по золоту из мерной пробы,
по россыпям его нутра,
чтоб растворить суставов пломбы,
и влиться в сплавы, от петра
до нынешней плавильной фронды
веков, что глубоко копнут...
души сломив любой редут.
в просторах вертикалей профиль,
в просторах города дымы,
в просторах проксима центавры,
и плеск словесной лебеды,
что совершает мнимый подвиг
и режет истины исподник
над громом вечной тишины.
в просторах башни серый призрак,
в просторах взмахи в пустоту
в пике по вертикали крики
перед падением в черноту
червя взлетевшего иль фрика...
что жил и умер словно призрак,
оставив облаку – игру.
Дзиге В
...доживать в кем-то брошенной таре...
в серых досках и черной пыли
под песком (ваше золото тратят,
те кто топчет просторы земли).
среди тесных речных кинотеатров
стикса в мире немых дездемон,
греков, римлян и диких кентавров
апполоновых тесных времен.
в этом ящике время обскура,
набежавшее с редким лучом,
дым и трепет закадровым шумом
темный вертовый по́лнит дом...