Татьяна Васильевна – коренная ленинградка, родилась в семье Василия Яковлевича и Галины Александровны Борисенко, прошедших от начала до конца всю Великую Отечественную войну. Отец был военным, полковником, кандидатом экономических наук, преподавателем, мать – учитель математики в школе. Нет никаких сомнений, какие глубокие нравственные основы были заложены в будущего поэта с самого детства.
Татьяна, ранимая, пылкая, внутренне свободная и тонкой душевной организации девушка, сгоряча забрала документы из Ленинградского института культуры (в те годы он был Библиотечным институтом) из-за конфликта с ректором, позволившим себе накричать на студентку. Не растерявшись, она окончила курсы машинописи и устроилась на работу. До этого времени с самого детства она писала стихи, но не очень удачное замужество и рождение дочери положило конец всем творческим порывам и надеждам: быт, бесконечная ответственность за семью, тяжёлые подработки и усталость не позволяли заниматься литературой, и о поэзии пришлось забыть на долгие годы. И только когда дочь выросла, в конце 80-х, как говорит сама Татьяна Васильевна, желание писать стихи нахлынуло на неё лавиной и уже больше не отпускало никогда.
Жизнь сложилась таким образом, что талантливой девушке не на кого было опереться в своих творческих поисках, и в молодости она не попала ни в литературную студию, ни в литобъединение, ни ещё куда-то, где могла бы встретить единомышленников, сумела бы ощутить поддержку литературной среды. А в зрелые годы ей, человеку крайне скромному и неназойливому, уже и неловко было предлагать свои стихи куда-то, да и не знала она, как это делается. Единственная её публикация состоялась в 93-м году в «Литературной России», куда её знакомый журналист отнёс несколько стихотворений поэта. Таким образом одно стихотворение Татьяны Яснецкой всё-таки увидело свет.
Так вот и получилось, что как поэт Павлова-Яснецкая находилась практически в собственном коконе до тех самых пор, пока три года тому назад не попала на поэтический сайт, где постепенно обросла «группой поддержки», нашла собеседников, ощутила родство близких по духу людей и обрела благодарных читателей.
Но этого, конечно, мало, ничтожно мало для того, чей голос должен быть ощутимо и внятно слышен в сонме других, кто остро чувствует кровную связь со своей землёй и народом, чьё слово способно вызывать боль и ярость, наделять силой и вселять надежду.
Расширение читательской аудитории жизненно необходимо любому поэту. Не славы ради, нет. Не для того, чтобы похвастать очередной медалькой или восторженной «рецкой». Стихи – настоящие, серьёзные, глубокие – должны проходить обкатку, должны взаимодействовать с другими, должны участвовать в современном литературном процессе, должны становиться узнаваемыми, чтобы воздействовать на человеческое сознание, возвышать сердца, звать свою эпоху вперёд. И молчание, а вернее, забвение – это самое страшное, на что обрекают литчиновники сегодня (да и всегда!) Поэтов с большой буквы. Потому что те – либо неугодны, либо опасны, либо малоимущи, либо недостаточно ангажированы, либо всё вместе одновременно ввиду врождённой негибкости позвоночника и безграничного, раздражающего свободолюбия. А большие поэты зачастую именно такими и бывают – малоимущими, без «волосатой руки» и, главное, совершенно лишёнными способности к самопиару и самораскрутке. Потому что когда в одном месте прибывает – в другом непременно начинается отлив. И чаще всего талантливые люди не дельцы по складу своей психики, по щепетильной сущности своей натуры. Редко из какого таланта получается успешный продюсер. Как говорится, это две большие разницы, два совершенно различных предназначения на Земле, две противоположные миссии, если хотите.
В стихах Татьяны Павловой-Яснецкой преломляется всё наше противоречивое, зачастую лживое и недоброе время. Их основной нерв – гражданская лирика – звучит у поэта особенно сильно – то горькими низами, то призывным набатом, то возвышенными верхами, то почти срываясь на крик. По блестящему определению самой Татьяны, наше «барыжное время» мало даёт нам шансов остаться людьми с их человечностью и состраданием, любовью к ближнему. И всё-таки без этого невозможно жить, любить, надеяться. Невозможно сохранить в себе живую душу, бессмертную и милосердную.
Впрочем, диапазон поэзии Яснецкой не ограничивается патриотической направленностью. Перу поэта подвластны и поэтические переводы – она серьёзно увлекается поэзией Шекспира, перевела практически все его сонеты, а также с интересом переводит с иврита по подстрочникам. В переводах пытается достигать точности оригинала, даже иногда в ущерб красоте и плавности звучания, добивается пронзительного сходства с подлинником, ищет новые и новые краски для передачи предельно верных оттенков авторской интонации. Невероятно сочна и любовная лирика Татьяны Павловой-Яснецкой: местами неожиданная, ни на кого не похожая, порой угловатая, а порой – совершенно беззащитная, её лирическая героиня предстаёт перед читателем во всей своей яркой и глубокой индивидуальности. Прекрасны и пейзажные зарисовки, которые, словно живые картины, философски окрашенные, встают перед внутренним взором читателя. Богатство красок и глубина авторского внутреннего мира проявляются и здесь во всей своей естественной и щедрой красоте.
Но поистине недосягаемых высот поэт достигает именно в философских стихах. Здесь её талант проявляется наиболее полно, во всех своих преобразованиях, всеми гранями своими преломляя действительность, порою беспощадно препарируя и обличая её, но тем не менее всякий раз давая ей новую жизнь. Любая мелочь – будь то дворовый пёс или репей на задворках – способны стать героями её стихов, вызвать к жизни поэтические образы, подталкивает поэта начать непростой и неспешный разговор с собой и миром. Воистину – «когда б вы знали, из какого сора!..»
Классически выстроенные, нервные, глубокие, вольнодумные, по-хорошему неровные и свободные, строки этого поэта завораживают своей правотой, подкупают искренней страстностью и вдумчивой безграничной мудростью, заставляют сопереживать и меняться к лучшему. Вера и неверие, смысл жизни, связь времён, нерасторжимое единение со своими корнями, ответственность перед потомками, исторические сломы, добро и зло, война и мир, будущее народа, нравственность и состояние нашей культуры – всё становится для поэта темой для раздумий.
Об этом – и ещё о многом другом – стихи поэта Татьяны Павловой-Яснецкой.
член Союз писателей России
________________________________________________________
За последний лист в тетради
не заглянешь – не помрёшь.
В Петербурге, Христа ради,
Жар мой яростный не женский,
чувств и мыслей нервный тик,
помнит храм Преображенский,
В лунных бликах – крыши, трубы,
и всё шепчут, шепчут губы
всех, рождённых мною строк...
вперясь в розовый восток.
В краю осин и сказочных трясин,
забытых деревень под низким небом,
где запасают соль и керосин
и заняты одним насущным хлебом,
вдруг наступает тишь и благодать
в природе, обездоленной нуждою,
и сердце начинает понимать,
что жизнь – дорога к вечному покою.
Глядишь, глядишь на тучи, облака,
плывущие, как лодки в океане...
И грусть твоя так чудно высока,
что смысла нет ни в правде, ни в обмане.
Не спи, душа! Осталось так немного
ночей и дней, удач и неудач.
Судьба от первой цифры до итога –
в решенье нерешаемых задач.
Шипенье вьюг, рычанье диких селей,
ветров метанье, хлюпанье дождей,
молчанье звёзд, журчание капелей –
что на земле трагичней и важней?
даёт нам шанс прощенье заслужить;
не спи, душа – осталось так немного
ночей и дней друг другом дорожить.
Ветер раму рвёт с петель,
Вспомню запах прошлых лет,
Где искать мне вас теперь,
дождь осенний льёт и льёт...
твёрдый, тонкий «Кохинор»,
что храню с тех давних пор?
со свистом «крышу» мне срывал
под ледяных, глубинных плачей
слепые страсти, как ветра,
живыми становясь стихами,
Они во мне, как в небе птицы,
устав, садятся на страницы
и вновь уходят в свой полёт.
О чём-то памятном курлычут
несут их в клювах, как добычу
за свет изменчивый и тьму,
за непреклонность: либо-либо –
Ещё за то, что дух свободен
что к лицемерью непригоден,
за то, что плакать я могу.
Сфер небесных божественный житель,
обитатель таинственных ниш,
ангел радостный, ангел-хранитель,
голос мой недостойный услышь.
Подари мне звезду без названья –
чтоб звучало оно, как признанье,
За печаль, что мытарит с лихвою,
шорох ветра под ветхой стрехою,
в полночь настежь открытую дверь.
с горьким привкусом для приверед,
с неизменным стремленьем к побегу
на свободу из жёстких тене́т.
Сшей суровыми нитками душу,
что кровит, расползаясь по шву,
и я клятвы своей не нарушу –
А пока – промозгло, ветер зол,
Сжав листок кленовый в кулаке,
осень мёрзнет в старческом платке.
Греться не пускают задарма
Но спешит с известием гонец –
белоснежный строится дворец
в чистом поле матушкой-зимой,
с крышею прозрачной ледяной.
сколько бы пургой ни намело
снега ослепительных пудов
возле деревень и городов.
Отдохнёт природа от потерь,
ничего, что грустно ей теперь.
Друг без друга, как ни приучай,
не живут веселье и печаль.
Ночь насытилась голодная…
звук в оборванной струне.
А душа, как пчёлка малая,
Кто поверит, что реальная
Скажут – дура ненормальная
лес насквозь прошит и луг.
Сны не могут быть убоги –
а в конце стреляет метко,
что вот-вот почиет в бозе
Что же мне – то света мало,
в дней уткнувшись бахрому,
под подошвой жёсткой берца,
Стал ли дух твой мрачный весел,