Все новости
ПОЭЗИЯ
11 Января 2020, 15:34

Чебоксарская тетрадь

Цикл стихотворенийПосле кинофестиваля «АСАМ – 2019» Этот цикл – поэтическая непрямая экспозиция. Галарина представляет людей, их творческие портреты, и в то же время есть зарисовки города – тех мест, откуда приехали эти люди. Как на сказочном балу, где повстречала многих. Есть этакая светскость в манере повествования. В то же время мы читаем дневник одного путешествия. И, конечно, присутствует сквозной герой – лирическая героиня, что все пытается отгадать загадку города, а загадка остается частью его очарования. Некий синопсис к будущему кинофильму «Чем славен город Чебоксары?»Елена Луновская

Модный князь Дадиани
Мэтр в украшениях и перстнях,
Слегка рисуясь,
Пытается смутить меня,
Словами "как вы относитесь
К трансгендерам как проблеме".
Но... говоря между нами
Это спекулятивная тема,
И посему пустая.
Я улыбаюсь и ускользаю.
А вот расскажите, маэстро:
Почему вы не покинули этот город?
Чем он так мил и дорог?
Самая актуальная для интервью тема.
И что же с кино будет дальше –
Интересуемся все мы.
Здесь есть горизонт и Волга,
Ещё золотые люди – прекрасные,
Трудолюбивые, и чистота
Небывалая улиц.
Крошечные бабушки-дворничихи
Вместо таджиков тягают
Мокрый тяжелый снег...
На рынке здоровенный жлоб
Вместо лопаты размахивает
Запретом фотографировать.
Гендерный перекос,
Как и во всей России.
Но это слишком всерьёз.
И отвечает мне
В китчёвом своём ателье
Известнейший модельер
Про этнические фестивали
И красоту подсветки
Церквей.
Красивые храмы куда
Так и не прогуляюсь…
Заветы общей морали
И новый фильм
Расскажет мне
На фоне колонн
И костюмов вычурных
Франт синеокий,
А воздух над Волгой
В Чебоксарах такой глубокий...
Брутальному режиссеру
и драматургу Александру Никифорову
Мартин Иден смотрит в объектив
Кинокамеры:
Он снимает волков
Замерзшей Булы.
Среди них наверняка
С экрана хрипит
Волкособак Белый Клык.
Джек Лондон такому парню
Как брат,
Уж такая у него
Биография.
Им написана
Пьеса по Маркесу
И поставлена:
Потому что он может,
По просьбе подруги всё,
Редкий тип мужчин,
У него незримые крылья орла
И внутренний дух воина.
* * *
Волки серы,
На берегах Булы,
Кино-премьеры
Ждут Чебоксары.
Аксар и на улицах Чебоксар
Там, где растёт трава,
Там где течёт вода,
Музыка есть у всех.
Пост-рок прорастает
На улицах Чебоксар:
Я слышу его,
А они не слышат.
У них усилитель вкуса
Клише обрядового,
Только заветам следуй.
Великий старик Аксар
Трансформирует "Черный квадрат".
А пальцы уличного гитариста
Мир будущего творят.
Аэлита спускается с неба
Сцена застелена
Полотном небеленым
– на ней происходит
Вручение премий,
бумажек и палок
– статуэтка, диплом.
Лучшие из лучших
Не всегда победители,
Желаю вам самого
Дорогого – зрителей.
Летите высоко,
Творите глубоко
– до времени,
До народа,
Достаньте
До каждого сердца,
Чтоб билось быстрее,
Жилось веселее.
Лети Аэлита, дочь
Чувашского неба
– и ты, и товарищи
– это сокровища
Русской Вселенной.
Вот так начинается
Импорт-замещение
На настоящее и живое.
Хлопушка, мотор!
Продюсер кино,
Эта девушка с неба,
Начинается съемка,
И пестует фильм
Как родного ребенка.
Волшебным простором
Всех зрителей заманила,
Берёзовым соком любви напоила.
Зоя – значит жизнь
Зое Илларионовой, сценаристу, киноактрисе и автору песен
Зоя – значит жизнь.
Жизнь огромная и непустая
Бьётся в тебе орлицей.
Ты песней её выпускаешь.
И пишешь сценарий, играешь
Роли то злые, то добрые...
Просто это твоя миссия
Раскидывать широкие крылья,
Подбитые каймой боли,
Над всем молодым искусством
Чувашского монтажа
И всемирного чувства.
Отгорюй своё горе,
Расскажи строчками скупыми,
Выплачь вне кадра
Глазами сухими.
Вся твоя суть – творчество:
Жизнь – твоё имя!
О левых эсерах замолвите слово
Сергею Владимировичу Щербакову, историку и сценаристу фильма "В красном море"
Есть "пепел Клааса",
Есть борьба классов
И революция,
Есть горькие судьбы
Эсеров
Правых и левых,
Неправых и правых,
Руками которых – унией
Большевики взошли
На престол Советов,
И после убили
Именно за это.
И есть дотошный историк,
Смелый настолько,
Что стал сценаристом
И лоцманом "В красном море"
Белогвардейцев и чекистов
Он отследил судьбы.
Потратил двенадцать лет жизни,
А многие ли диссертацию
Ту прочли?
И вышел он в неизведанную
и странную часть мира,
Называемую кинорынок.
Создал основу для фильма,
Где каждая нота продуманна,
Где каждый герой непридуманный!
Бессмертная боль
И анализ учёного
В кино на экране,
Как в капле – всё море
Тех лет, и латыши, и белочехи,
И первый чувашский съезд,
И бедный народ
В лаптях справедливости ждёт.
И бедный народ,
Уже не в лаптях,
Но до сих пор вопрошает
Тысячей зрительских голосов
"Зачем было это всё!"
Радуга между мирами
Светлане Асамат/Азамат
Я чувствую себя еврейкой в гестапо:
Они проверяют рисунок моей лапы,
Измеряют штангенциркулем
Булгарскость моего носа.
О, эти старые ревнители
Утонувшей расы
Не верят, что я серьезно
Приехала в Чебоксары
Лечиться от невроза...
И только Радуга-Азамат
Навстречу свои раскрывает крылья,
Потому что поэзия сердца
Для женщины главные витамины.
Потому что сама поэт
– ей ничего не странно
И над страной парит радио «Светлана».
Голос взмывает – она торопится,
Читая стихи взахлёб.
Как хорошо, что у женщин
Есть это слово – любовь!
Оно, словно ключ волшебный,
Открывает закрытые двери:
Светлана смотрит в мой мир
И говорит – "я верю"!
Я тоже верю чувству,
Что радуга пролегает
Между людьми искусства,
После большой печали.
Зимнее серое небо,
Кованные узоры:
Я разбужу этот город,
Который спит
В мертвых оковах
Застывшего хронопотока,
Я им найду немного
Свежего волжского рока.
Ангел-хранитель кино
Ильтимеру Ефремову, великолепному оператору и бескорыстному организатору
У каждого ремесла
Были в древности
Покровители-божества.
Потом появились
В христианской вере
Личные покровители
– ангелы-хранители.
В современном мире
Бывают у каждого дела
Энтузиасты
И добрые феи.
И вот как назвать их,
Этих духов, сопровождающих
Своим светом, идущих
По дороге молодого кино
В волжский город.
Может быть как волшебник
Великий Гудвин
Не великий Мерлин,
Но каким удивительным
способом окрашивает он мир.
Всего лишь в глазах,
Смотрящего через очки
Киноискусства,
Огромный миф становится видимым!
Благодаря твоему искусству
И любовь становится кинофильмом!
И мы видим на экране
Прекрасное чувство,
Чувство меры и глубины,
Эстетику Хальса и Ван Эйка,
И смущенного оператора
Благодарю за это.
Бесконечный трудяга с улыбкой
Звезды-айдола,
Дай Бог тебе,
Дружных товарищей
По строительству киногорода,
Кинопроката, кинолектория.
Ты уже по лестнице в небо
Поднимаешься сам,
Создавая "Асам".
P.S. "Асам" ( перевод с чувашского – волшебство) – название кинофестиваля в Чебоксарах.
Чернявый котенок
Рыжей лисичкой, прикрывши
Подвижный носик
Лукавым хвостиком,
Поблескивая глазенками,
Наблюдаю за котёнком
Взъерошенным.
Чувашско-татарский чернявый котёнок
Перестаёт шипеть
И оказывается – он милый
И умеет петь,
Перебирая струны,
Роняет звуки
На неплохом английском.
Только на самом деле
Я очень большая рыська,
Сижу высоко на дереве
И не собираюсь прыгать.
Он не еда и не добыча,
И для игрушки уже немаленький.
Под моей мощной лапой
Враз поломается
его разум.
Слегка дразню,
Сбрасываю снежок провокаций
На его холку,
И улыбаюсь дитячьему
Возмущению втихомолку.
Разбивая молчание
Такие милые жители чебоксарцы,
Такие глухие чиновники и мертвая блогосфера.
Мелкие ручейки культурных
Мероприятий пересыхают так быстро,
Как от пустых залов
Исчезают артисты
Эффективно и жестоко,
Когда нет смешение
Нескольких потоков
Интересов СМИ и населения.
В городе Чебоксары для
Творческих людей
Спасенье одно:
Взять и начать
Снимать кино.
Эпическое, историческое, студенческое,
Мистическое, рядовое, родовое
– ещё бы в залы привлечь жителей...
А то я была одинокий
И неслучайный зритель,
Скитаясь по коридорам "Чувашкино",
Я думаю: "А где,
Большой город, населенье твоё?"
Вход был свободный и бесплатный.
Потом на других просмотрах
Была единственной яркой заплатой
– высказывалась, защищала, порицала.
И не поняла, и не понимаю немоты твоей,
Прекрасный город на волжском заливе,
Отчего тебя так и не разглядели,
Так и не полюбили
Твои молодые и старые СМИ.
За что они город свой молчаньем обидели?
Серебряные звуки
Чебоксары – город не мой.
Чебоксары – город немой!
Красивый и безголосый,
Он смотрит с укором,
С вопросом на своих
Стариков и детей,
Не имеющих общих идей.
Здесь ревнители
Музейного дела
Выкидывают из музея
Тысячелетнего идола.
Здесь национальная администрация
Закрывает единственную
Национальную музыкальную гимназию
– лицей на родном языке.
Здесь молодежь говорит что
У них в городе нет ничего,
А рэпер Атл
Собирает в Москве стадион…
Меня уверяют деятели культуры,
Что у них нет ничего,
Кроме литературы.
А простые девчонки из бара
Рассказывают про местный
Джаз и блюз.
Ну и кто искренен в слове
"Я свой город люблю".
Блюзовая команда "15 суток"
У тебя такие классные поклонницы!
Что я тебя найду,
Пусть старые хрычи обломятся.
Автоматически думаю
Слушая шелестящие звуки
Чувашского мяуканья,
Тяжелая музыка не для нее,
Не для этой речи...
Такое серебряное наречие,
Скорее, наверное, "шоро" и "фадо"
Ей будут уместным нарядом.
А может быть пост-рок.
И город откликнулся:
В переходе подземном
Встречаю играющего гитариста,
Не решаюсь отвлечь.
О, на сколько разных арыков
Русло города было разбито.
И теперь разъединено.
Как будто каждый отдельно
Течет в пустыне жизни.
И, ладно бы, был прок
От ревнителей чистоты нации,
Вон у соседей марийцев
Есть волынки и этно-рок.
А здесь все запуганы администрацией.
Смешно,
Что даже туристам
Запрещено
Фотографировать
Голубые столбы
Центрального рынка.
Чего скрываем,
Зачем боимся?
Красивый город!
Или боимся потерять
Последнее место
В рейтинге туристической
Привлекательности?
Всегда множественное число
Чебоксары – pluralia tantum,
Всегда множественное число.
Очень много в тебе разных
Одиноких, никем не услышанных
Засыхающих ручейков.
Нет единой среды городской культуры,
Лишь один Спиридонов Юра,
Только в нём все искусства ещё не сошлись,
Чтоб украсить собой
Городскую и душу, и жизнь.
Чувашская жизнь
Очень-очень мягкий язык,
Очень-очень нелегкая жизнь.
Кругом милые люди странные
Мяукают по-иностранному,
Каждый скрывает лик,
Странная жизнь бежит.
Цены низки вполне.
На щитах – всем работа в Москве!
Со щитом – на экраны
Шагнёт ли Шептак
И разгонит ли тусклый мрак
Безнадёги и слов
"Интересного нету
У нас ничего".
ГАЛАРИНА
Читайте нас: