Нет семьи, которой бы не коснулась своим смертоносным жалом Великая Отечественная война. Месяц май — время непременного поминовения наших героических предков, более пристального внимания к их минувшим делам, к неповторимой личности каждого из них.
Мой отец, Степан Михайлович Поздняков, 1921 года рождения, — выходец из крестьян деревни Пекарское (Турушлинский с-с) Благовещенского района. Окончив начальную школу, начал работать в колхозе. В 12 лет стал помощником конюха, а когда поднабрался силенок, его определили в кузницу молотобойцем.
В октябре 1940 года был призван в Красную армию, в итоге оттрубил под ружьем пять с половиной лет. Довелось повоевать и с немецкими фашистами, и с украинскими бандеровцами.
Начинал службу в Отдельном инженерно-строительном батальоне в-ч 41162 в роте техобслуживания — плотником, слесарем-сварщиком. С реальной войной встретился на Западном фронте. Под Белостоком их красноармейская часть попала под массированный авианалет. Рядовой стрелок Поздняков получил тяжелое ранение и контузию. Далее — эвакогоспиталь, продолжительное лечение и восстановление, во время которого по мере необходимости исполнял поручения заведующего госпитальным хозяйством.
В апреле 1943 года был направлен в 97-й гвардейский мотострелковый полк 3-го Белорусского фронта. Вместо винтовки Мосина ему выдали автомат ППШ. Уже вовсю шло наше наступление. Отец рассказывал мне, что особенно выматывали работы по восстановлению разрушенных мостов и наведение речных переправ — в любую погоду, в любое время суток.
Вскоре после главной Победы был командирован в составе подразделения штурмовиков на Западную Украину, где продолжалась борьба с бандеровцами, которые прятались по лесам и хуторам и, выбрав момент, совершали свои кровавые вылазки. Опытные фронтовики действовали совместно с «синими фуражками» — так в народе именовали внутренние войска.
Отец вернулся в родную деревню в мае 1946 года. На его защитной гимнастерке сияли медаль Жукова, медаль «За победу над Германией». Следом нашел своего обладателя орден Отечественной войны 2-й степени. С каждым десятилетием прибавлялись юбилейные награды, последняя, лично ему врученная — 50 лет Победы.
Жизнь в мирное время потребовала большого напряжения сил, надо было поднимать подорванное войной хозяйство — и личное, и общественное. К тому же надеяться было не на кого: тятя — инвалид, старший брат Иван погиб в боях под Ленинградом, младшего, Шуру, унес тиф. Немного передохнув, снова встал за наковальню в сельской кузне, потом работал помощником главного зоотехника по разведению и выращиванию породистых лошадей (к слову, по приблизительным подсчетам, за годы войны погибли более пяти миллионов наших безропотных тягловых лошадок).
В 1950-м году, когда второму сыну, то есть мне, минуло полтора годика, папа завербовался на стройку, закладывал первый камень на Павловской ГЭС (она по сию пору не утратила своей уникальности). Мама, оставив меня и брата на попечение бабушки, иногда навещала своего мужа в палаточном поселке, топала в лаптях десятки километров пешком то с угольным самоваром за плечами, то со шматом сала и бидончиком простокваши.
По возвращении домой отец многие годы трудился животноводом на Ильино-Полянской МТФ, где, кстати, не без его участия в 70-е годы воссияла Звезда Героя Социалистического Труда знатной доярки Эльвиры Гулиной.
Выйдя на пенсию, отец не отказывал просьбам руководства поработать — ночным скотником, охранником машинного двора, сеяльщиком зерновых культур. На всех участках трудового фронта зарекомендовал себя человеком, на которого можно положиться, получал от дирекции и профкома совхоза благодарственные письма и ценные подарки.
Вместе с моей мамой, Апполинарией Степановной, глава семьи «поднял на ноги» семерых детей, все четыре сына отдали воинский долг Родине: пограничник, авиамеханик ПВО, стройбатовец, танкист. Отец любил природу, посадил и выходил немало красивых деревьев, довольствовался малым и никому не завидовал. Умел радоваться солнцу, грибному дождю, призывному голосу кукушки, сверканию росных трав, тучному хлебному колосу и ранней побудке петуха!..
Глядя на судьбу страны через линзу времени, осознаешь, что она один в один совпала с жизнью моего отца — добросовестного труженика, самоотверженного солдата. Много лиха выпало на его долю, но он не пенял на свое Отечество, душа его была и осталась истинно русской.