По итогам собственно голосования следует подчеркнуть некоторые моменты. По непонятной причине многие СМИ, а вслед за ними зачастую и обычные читатели некорректно восприняли итоги голосования. Первое место занял «Метеор», но в действительности это никак не отменяет включения в изображение остальных топовых объектов. По условиям голосования, изначально никто не ставил целью размещение одного изображения: достаточно поглядеть на любую из существующих купюр. Противопоставление остальным объектам существовало только в воображении пула националистов, старавшихся превратить голосование в конфликтный флешмоб. В завершение официальных итогов голосования на федеральном 1 канале отдельно подчеркнуто: «среди набравших большое число голосов был памятник Салавату Юлаеву в Уфе» [1]. Там же директор Центробанка Эльвира Набиуллина подробно разъясняет, какие именно объекты из предложенных 25, а именно – вошедшие в топ-5 победителей, будут размещены на купюре. Четвертым из них назван символ Уфы и Башкортостана. Это проговорено два раза – диктором и самой Набиуллиной [2].
Салават Юлаев вошел в топ-5 символов победителей, до последней пары дней шел с большим отрывом сначала лидером, а потом одним из двух финалистов, уверенно перешел 100-тысячный рубеж, а резонанс получил не просто федеральный – беспрецедентный. Не будь этого позорного флешмоба – в голосовании прошла бы обычная борьба местечковых амбиций. Скорее всего, в лидерах оказались объекты из Казани и тот же Салават – но на значительно более скромном уровне.
Дело в том, что ни один голосовавший за Салавата не голосовал ПРОТИВ «Метеора». Потому и победили. Они просто хотели, чтобы символ Башкортостана оказался на купюре в числе символов ПФО. Цель, судя по всему, достигнута. По-хорошему всегда нужно голосовать за то, что понравится, будь то мост или «Чаша», тот же памятник или катер – но только именно ЗА, а не ПРОТИВ чего-либо. Наоборот, именно на отрицании, «отмене» того, что отменять на самом деле невозможно и нельзя, построили свой хейт-флешмоб националисты и экстремисты. Своей аудитории ими была поставлена задача: «Метеор» против Салавата. Стараниями шовинистов-провокаторов прекрасный катер почему-то противопоставлен памяти и дружбе народов Башкортостана. Впрочем, национализм – идеология, которая превращает все, к чему прикасается в конфликты.
Весьма показательно, что безобразные попытки русских националистов, по сути, провалились даже формально. Мобилизовав всю свою интернет-аудиторию, они полмесяца истерично боролись с Салаватом, и, наконец, обогнали голоса за башкирского героя всего лишь на 40 тысяч. Меньше 40%. Немного для якобы повелителей дум государствообразующей нации. Где же государствообразующие 80%? Русских, напомню, в России – более ста пяти миллионов. За Салавата голосовала в основном одна Башкирия, – конечно, самая населенная республика РФ, но это всего 4 миллиона человек. Башкир в РФ – немногим более полтора миллиона. Административный ресурс не подключался совершенно – были лишь призывы голосовать от общественников, Всемирного Курултая башкир, иногда – некоторых чиновников, причем явно по личной инициативе – например, Урала Кильсенбаева – лица явно не медийного. Подключи власти РБ административный ресурс – цифры были бы, мягко говоря, совершенно другие: Башкортостан славен как одна из электоральных опор РФ на всех выборах. Убедительнее только Чечня. А если учесть еще и вырвавшиеся за один день на второе и пятое место другие явно региональные символы – Дворец земледельцев и здание КФУ из Татарстана, то итоги деятельности русских националистов и вовсе оказываются в позорном меньшинстве. Неважно, это слабость их аудитории физическим числом или слабость мобилизационного потенциала – для националистов оба предположения печальны. Вывод очевиден – подавляющему большинству русских людей безумные выходки русских националистов просто неинтересны.
По общим итогам анализа данного сюжета можно прийти к следующим промежуточным выводам. Во-первых, попытка публичной дискредитации образа Салавата Юлаева отличалась беспрецедентным масштабом и уровнем участия федеральных факторов – через федеральное радио и телеканал, и носила явный характер безнаказанного разжигания межнациональной розни, причем в период ведения страной тяжелых боевых действий.
Бойцы с фронта СВО призвали голосовать за Салавата Юлаева. Напомним, что два добровольческих отряда Росгвардии из Башкортостана носят его имя. Так же, как имена Минигали Шаймуратова, Александра Доставалова, Даяна Мурзина, Гази Загитова. Салават изображен на их знаменах, с которыми они отправлялись на фронт с Советской площади перед мемориалом генерала Шаймуратова в Уфе.
По содержанию в ней не было почти ничего нового. Подобные попытки «ревизии» предпринимались уже не раз, носят очевидно антинаучный характер, и многократно опровергнуты. В данной дискуссии с обеих сторон нами не обнаружено новых аргументов. Характерной является при этом разница в поведении сторон: если защитники символа Башкортостана прилежно разбирали доводы противоположной стороны, то шовинистический пул, включая «историка Дюкова», ни разу не ответили ни на один из аргументов и фактов их оппонентов. Вообще, алогичность, замена аргументов личными выпадами и грязными оскорблениями, плотность легко проверяемой лжи или сознательных передержек, шокирующе слабое знание башкирской истории при готовности с апломбом о ней судить, в данном случае поразительны и заслуживают отдельного исследования.
Во-вторых, по своему характеру данный демарш радикальных русских националистов полностью совпадал с вектором казалось бы враждебных им башкирских националистов, естественно, экстремистского антироссийского толка («Башнацполит», Руслан Гаппасов). Разница лишь в том, что первые, в отличие от вторых, в настоящее время не эмигрировали и не признаны экстремистами (кроме блогера Владислава Позднякова, который находится в эмиграции и чье движение «Мужское государство» экстремистским признано). Однако цели радикалов совпадали – объявить башкирского национального героя героем антироссийским. Реализация подобного плана была бы катастрофичной для лояльности и патриотизма башкир по отношению к России. Очевидно, что от этого Салават Юлаев никак не перестанет считаться башкирами национальным героем: по меткому замечанию писателя Алексея Иванова «Салават Юлаев – норма башкирской идентичности», но мог бы перестать быть героем российским. Учитывая его центральную роль в башкирском мемориально-символическом позиционировании, это означало бы обрушение либо перевод на антироссийский вектор всей этой системы символики дружбы народов, складывавшейся в российской и башкирской культуре веками. Выступая в защиту Салавата, патриоты России и Беларуси выступали против отторжения от российской идентичности башкир – третьего (с 2021 г. – четвертого, после чеченцев) по численности народа РФ, активно защищавшего Россию во всех ее войнах за последние 400 лет, включая СВО, одного из решающих коллективных субъектов межнационального мира в стране.
В-третьих, беспрецедентной оказалась и демонстрация солидарности с башкирским народом и защиты его национального героя. Подтвердился высокий и достаточно изощренный потенциал солидарности, смыслов боевого братства народов и связи эпох и поколений, заложенный в образе Салавата Юлаева. Эти смыслы прочитывались и озвучивались, каждый со своей позиции, всеми участниками дискуссии, всех национальностей. Отсюда и мощная мобилизация знаковых российских и белорусских интеллектуалов и простых людей на защиту его образа. Салават Юлаев до сих пор воспринимается не только как башкирский, но и как российский (как определил Рустем Вахитов – «евразийский», а проф. Виталий Воропанов и писатель Прилепин – «русский») герой. Спор стал триггером для возобновления на федеральном уровне гротескной информационной войны «красных и белых», приостановленный было по неформальному обоюдному согласию на время СВО. На информационную агрессию «белых» (которые на самом деле никакого отношения к историческим «белым», разумеется, иметь не могут) отвечали на самом деле не некие «красные», а ученые, публицисты и писатели, почитающие традиции России и ее народов и советского, и досоветского, и современного периода. Это неслучайно: люди культуры и науки почувствовали, что профессиональные шовинисты перешли «красную черту».
От эксплуатации уже привычных антисоветизма, мигрантофобии, кавказофобии и отработки частных заказов (к примеру, на ДУМ РФ и Центробанк), они максимально публично протестировали информационную атаку на центральную фигуру национальной проектности одного из наиболее многочисленных, традиционно лояльных России и активных в ее защите народов России – башкир. Русский национализм (также, как башкирский, татарский, чеченский и т. д.) показал свою крайнюю, инфантильную (в лучшем случае) безответственность и несовместимость с любыми здравыми образами будущего многонациональной России (а никакой другой России уже давно не существует даже в пределах Московии XVI века).
В целом, сам устроенный профессиональными шовинистами интерактивный фарс ставит тяжелую, а для русского народа трагическую даже проблему. О ней есть смысл поговорить отдельно. Салават Юлаев – не просто национальный герой башкирского народа. Это символ Уфы, всего Башкортостана и, главное, образ дружбы народов. Тот, кто развернул против него дикую кампанию – метил в самую главную духовную скрепу, держащую наше общество – дружбу народов России. Ту самую, которая в СССР была культовой и обусловила Победу в Великой Отечественной войне, покорение космоса и все, чем гордилось многонациональное содружество народов Союза. Напротив, защитники Салавата продемонстрировали верность и понимание этой традиции, которая до сих пор скрепляет народы Башкортостана, всей России, и Беларуси.
________________
[1] Теплоход «Метеор» победил в голосовании на новый дизайн 1000 рублей. // 1 Новости. 12 декабря 2024. URL.: https://www.1tv.ru/news/2024-12-12/495291-teplohod_meteor_pobedil_v_golosovanii_ na_novyy_dizayn_1000_rubley Дата обращения: 25 декабря 2024 г.
[2] Ни креста, ни полумесяца: что нарисуют на 1000-рублевке после отзыва «казанской» купюры, Банк России подвел итоги голосования за символы для обновленной банкноты // Татар-информ. 12 декабря 2024 г. URL.: https://www.tatar-inform.ru/news/ni-kresta-ni-polumesyaca-cto-narisuyut-na- 1000-rublevke-posle-otzyva-kazanskoi-kupyury-5967331 Дата обращения: 25 декабря 2024 г.
Продолжение следует…