Объекты мемориально-символической памяти на купюрах: проблема этноконфессиональной конфликтности
Однако отказ Центробанка от религиозной символики интерпретировался русскими националистами как «крестопад», и использовался далее для абсурдного противопоставления образа Салавата образу Ярослава Мудрого, изображенного на «старой» купюре с крестом, и поводом для оправдания флешмоба против башкирского национального героя. Колумнист «Царьграда» Егор Холмогоров писал: «русореза Салавата Юлаева поместят по беспределу на тысячерублевую купюру вместо Ярослава Мудрого, предлагаю русским людям полный БОЙКОТ этой купюры. Отказываться принимать. Отказываться платить ею».
С демонстративной целью не допустить изображение памятника башкирскому национальному герою на купюру, русские правые националисты развернули кампанию по голосованию за один из объектов – судно на подводных крыльях «Метеор». Парадоксально, но страстный антисоветчик Роман Антоновский, называющий себя почему-то во множественном числе: «Сыны монархии», взволнованно заявивший, что героизация Салавата есть наследие проклятого совка, а потому, призывая, чтобы как-то навредить оному образу, голосовать «за русский “Метеор”», не заметил, что означенный «Метеор» (проекты 342, 342Э, 342У) действительно хорошее судно на подводных крыльях, есть как раз полностью проект ненавистного им «совка». Даже если на картинке имеется в виду его действующая, постсоветская уже модификация, 120Р, 2019 г. Флешмоб получил беспрецедентный размах и агитацию на радио, телеканале, Яндекс-дзен- и ТГ-каналах этого пула.
Наиболее известные участники: Андрей Медведев – заместитель генерального директора ВГТРК, глава «Радио России», радио «Маяк», радио «Вести FM», «Радио Культура»; блогер-эмигрант и основатель экстремистского движения «Мужское государство» (запрещено на территории РФ) Владислав Поздняков; член РВИО и Комиссии по мониторингу Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ Александр Дюков; автор телеграм-канала «Комиссар исчезает» Дмитрий Ольшанский; радиоведущий и блогер, автор канала «Сыны монархии» Роман Антоновский; публицист и телеведущий Феликс Разумовский; публицист Егор Холмогоров, националистический телеканал «Царьград» «православного олигарха» Константина Малофеева. Этот пул объединяет русский правый национализм (точнее, шовинизм), гротескный антисоветизм, с демонстративными ксенофобиями: мигрантофобией, кавказофобией, исламофобией, акцентированный алармизм по отношению к нерусским национальностям и республикам РФ.
Неожиданно для шовинистов, ими был получен мощный интеллектуальный отпор, причем отнюдь не только ожидаемый, из Башкирии, но и на федеральном и международном уровне. В защиту чести и достоинства башкирского народа и его национального героя выступило множество людей, самыми известными из авторов были писатель и блогер Захар Прилепин, уфимский философ и колумнист «Советской России» Рустем Вахитов, философ Борис Межуев, д.и.н. профессор Виталий Воропанов (Челябинский филиал РАНXиГС), писатель Павел Зарифуллин, сайты «Русская истина», «Мир Льва Гумилева» и «Красная Евразия». Позицию патриотов в защиту памяти Салавата Юлаева против шовинистов единодушно поддержали ученые из ведущих научных центров страны (Москва, Санкт-Петербург, Уфа, Казань, Челябинск, Ульяновск, Саранск, Махачкала, Астрахань) на ряде конференций и семинаров в Уфе и Челябинске. Так же, как выступали ранее по тому же поводу проф. С. Г. Кара-Мурза и Г. Г. Малинецкий
В Башкортостане вопрос разбирался 12 декабря 2024 г. на VI Съезде Всемирного Курултая башкир. В целом, оценка населения Башкортостана без различия национальностей была явно солидарной и хорошо выражается, в частности, обобщением уфимского социолога Евгения Вишнякова, который писал ВКонтакте: «Завершилось голосование за объект на тысячерублевую купюру. Несмотря на всю неоднозначность, политически правильно было бы памятник Салавату Юлаеву. Для башкир это национальный герой, нравится это кому-то или нет. И когда стали откровенно “топить” и оскорблять его, башкиры восприняли как личное оскорбление (я сам живу в Башкирии и много общаюсь с людьми). И не советская власть его “раскрутила”. Народное творчество о нем в песнях и сказаниях существуют с конца XVIII века. Да, персонаж неоднозначный. События крестьянской войны тоже могут по-разному трактовать. Но это часть не только башкирской истории – это часть нашей общей российской истории. Без оценочных суждений. Это то, что нас объединяет. Но, как оказалось, идеологическая близорукость берет верх над разумом и политической целесообразностью».
Дискуссия быстро приняла международное измерение: в защиту Салавата Юлаева выступил известный белорусский философ Алексей Дзермант, Александр Шпаковский, из Испании – д.филос.н. Лев Вершинин (политолог, блогер Putnik1).
Следует отметить важный нюанс. Оправдания шовинистов, якобы эта экстремистская затея вызвана решением Центробанка не применять религиозные символы, растиражированы задним числом. В действительности, этот скандал прошел год назад (в 2023 г.) и к истории с Салаватом не имеет никакого отношения. Решение Центробанка по исключению из рассмотрения объектов с любой религиозной символикой действительно дискуссионное, но никакого отношения к голосованию не имело: голосовали именно за образы (тот же «Метеор»), предложенные Центробанком. Принципиально выступавшие против замены купюр (с тем же самым Ярославом Мудрым) подразумевали простой и очевидный выбор – не голосовать! Последовательно выступить против голосования, а не принимать в нем участие. Однако, напротив, инициаторы, громогласно проклиная Набиуллину, сделали все, чтобы максимально легитимировать ее акцию – она получила широчайший пиар (скандальный пиар – самый броский), в самом голосовании приняло участие, как торжествующе объявила директор Центробанка, более 700 тысяч человек. Так на кого на самом деле работали Холмогоров, Антоновский, Дюков и их сторонники? Но главное, удивительная борьба шовинистов с Салаватом никак не решала вопроса с отсутствием крестов, отменой старой купюры с изображением князя Ярослава. Наоборот, эту отмену легитимировала. Голосуя против Салавата, за «Метеор», они голосовали за купюру, на которой принципиально НЕ будет крестов, как и любых религиозных знаков – как и заявил представитель Центробанка.
Собственно ход этой беспрецедентной дискуссии хорошо иллюстрирует активно участвовавший в ней философ Рустем Вахитов: «Тут нужно небольшое разъяснение. Гражданам предлагалось голосовать не за то, чтоб на купюре был башкирский национальный герой, воин и поэт Салават Юлаев (о котором мы еще поговорим). В качестве объекта, за который предлагалось голосовать, был выбран именно памятник. Этот памятник находится в Уфе, на высоком холме над рекой Белой (по-башкирски – Агидель), напротив железнодорожного моста. Всякий кто въезжает в город на поезде, обязательно увидит его. Памятник представляет собой самую большую конную статую в России. Его высота с постаментом – 14 метров, масса – 40 тонн. Автор статуи – знаменитый советский скульптор Сосланбек Тавасиев, который жил в Уфе в эвакуации в 1941–1945. Работы Тавасиева находятся в коллекциях Третьяковской галереи, Русского музея, многих заграничных музеев и обладают общероссийской и мировой ценностью. Памятник Салавату давно уже стал символом Уфы – столицы Республики Башкортостан, одного из регионов Российской Федерации. Как уроженец и житель Уфы могу сказать, что большинство уфимцев (независимо от национальности – башкир, татар, русских) рассматривали перспективу появления конной статуи Юлаева на купюре как дань уважения нашему городу и региону. В конце концов, чем мы хуже Красноярска, Новгорода или Ярославля, виды которых имеются на российских купюрах разного достоинства? И именно в Уфе, среди жителей которой около 550 тысяч русских, около 300 тысяч татар и около 230 тысяч башкир (не говоря уже о представителях еще нескольких десятков национальностей!), лучше всего ощущается многонациональность нашей общей Родины – России.
Большой и неприятной неожиданностью для уфимцев и жителей Башкирии (и конечно – не только для них, а для всех нормальных и здравомыслящих россиян!) стала настоящая кампания травли, которая развернулась в СМИ, на интернет-сайтах и телеграм-каналах так называемых “русских националистов”. Они составляют небольшую (соцопрос 2019 г. показал, что лишь 4,3% россиян согласны считать себя националистами), но очень крикливую и агрессивную субкультуру, которая некогда была вполне маргинальной, но после 2014 и особенно, после февраля 2022 некоторые ее представители стали выдавать себя за “патриотов России”» [1].
________________
[1] Вахитов Р. Р. Кому помешал символ Уфы?// Русская истина. 17.12.2024. URL.: https:// politconservatism.ru/articles/simvol-ufy-julaev Дата обращения: 25 ноября 2024 г.
Продолжение следует…