В Уфе открылась выставка «Учитель и ученик»
Все новости
НАУКА
4 Июня , 15:00

Каллиграфия? Кому она нужна?! Часть первая

Изображение сгенерировано нейросетью
Изображение сгенерировано нейросетью

— Диктант. Красивый ровный почерк. Вот так на уроке русского языка впервые я узнал о каллиграфии. Каково было моё удивление, когда в семейном архиве нашлось письмо прапрабабушки, почерк которой не шёл в сравнение с моим, но подсказал тему для научно-исследовательской работы «Каллиграфия. Возрождение»… При отсутствии в школе урока каллиграфии учитель требует писать красиво. В начальной школе мы удостоены минутками чистописания на уроке русского языка. При таких условиях, как приобрести навык красивого письма? Но факт остаётся фактом: проверяя школьные тетради, учитель пытается рассмотреть буквы в закорючках и снижает оценки за «каллиграфию». Может, стоит с первого класса развивать навык печатания на компьютере?! Заметив мою сосредоточенность на собственном почерке, учитель с грустью сказал, что каллиграфия влияет на наше развитие, творчество и самочувствие. Возможно ли это? Руководствуясь фразой «нет пределов для совершенства», я решил выяснить: нужна ли нам каллиграфия? Нужен ли такой предмет школе? — так начал своё выступление-защиту научно-исследовательской работы девятилетний мальчик, привлекая внимание членов жюри — преподавателей трёх школ г. Туймазы. Так чем же вызван интерес школьника к теме? Да-да, забытой теме… Но, может, всё не так, как кажется на первый взгляд.

С глубокой древности люди нуждались в общении, поэтому письмо преодолело тернистый путь. Прошло не одно тысячелетие, прежде чем природный ограниченный звук речи преобразился в запись, получив определённые графические фигуры в различных системах письма. Несмотря на то, что первая метаморфоза человеческих впечатлений и чувств об окружающей реальности облеклась в графическую форму и выглядела анималистической [1] пиктографией [2], она уже стала фиксированным знакомством с новым и неизвестным, посвящением членов первобытного общества в перспективы дальнейшего развития. Со временем рисунки перешли в иероглифы [3], а потом в звуковое письмо [4], и позже слоговое [5].

Слоговое письмо было в употреблении у многих семитских [6] народов. Японский язык использует сразу два вида слогового письма, которые называются кана [7]. Греки создали свой алфавит на основе финикийского письма, но усовершенствовали его, введя особые знаки для гласных звуков. Греческое письмо легло в основу латинской азбуки. В IX веке было создано славянское письмо путём использования букв греческого алфавита. Алфавит самого вежливого языка — корейского, «Хангыль», был изобретён корейскими учёными под руководством короля Седжона [8] в 1443 г. «Пишущие жрецы» [9] были первыми каллиграфами Древнего Китая, а письменность сложилась там в эпоху правления династии Шан в 1766–1123 гг. до н. э. Коснувшись архаики алфавита, стоит подметить и проникновение современного подхода к изучению языка и его основ. Наш современник, краевед Зианбердин И. Б. [10], изучив древние тексты Башкортостана, создал электронную азбуку для использования в области высоких технологий и алфавит для башкирского языка, который не требует дополнительных букв.

Процесс нововведений, с возвратом к элементам старой письменности или алфавиту, не стоит на месте. А письменность, однажды шагнув в мир, преодолев пелену времён, превратившись в связь с исчезнувшими народами и цивилизациями, трансформировалось в мост из настоящего в будущее. Однако, при всей ценности и важности алфавита, одним из важнейших моментов в жизни человека является всё же письменность, заключившая в себе историю эволюции технических навыков и скорости передачи информации. Начинается её движение с той минуты, когда становится почерком, средством обеспечения жизнедеятельности учебного процесса.

Почерк — одна из важнейших школьных проблем. Неаккуратное письмо ведёт к орфографической неграмотности; плохое, неаккуратное письмо занимает много времени проверяющего, а пишущий создаёт у него впечатление неграмотного и небрежного ребёнка. Почерк современных школьников становится общепризнанной проблемой, приковывает пристальное внимание средств массовой информации и вызывает обеспокоенность общественности, такова актуальность темы на сегодня. Что же такое на самом деле каллиграфия?

Для любой системы письма, с давних времён, красивый почерк значил выработку умения изобразить устойчивые элементы удобочитаемыми и графически чёткими. Многие народы такое письмо называли «искусство каллиграфии». Словом «каллиграфия, дословно «красивописание», обогатил нас древнегреческий язык, представив его сложением двух слов «сalos» — прекрасный и «graphio» — пишу, рисую. Термин содержит в себе и владение красивым почерком, и обладание способностью применять усидчивость в регулярных практических занятиях им. Каллиграфия — это многофункциональная [11] наука. Да, именно так! Наука, с характерными для неё точностью и фактами, логикой, достоверностью, проверяемостью, доказуемостью, опытом и расчётом, а многовековое развитие цивилизации раскрыло закономерности исторического развития каллиграфии; определило функции, задачи и цель; к правилам, приёмам и методам красивого письма добавило систему логически упорядоченных знаний, основанных на эмпирическом [12] и специально организованном теоретическом изучении достигнутого опыта.

Но что же стало с таким ценимым предметом — каллиграфией, расцвет которой застал А. С. Пушкина, занимавшегося ею по 18 часов в неделю, а в церковноприходских школах, лицеях и прочих образовательных учреждениях она являлась одной из основных дисциплин?

Постреволюционный период для каллиграфии отмечается её исчезновением из школьной программы, и заменой на чистописание. Отказ от металлического пера окончательно превратил в руины остатки традиций и культуры письма, с большим трудом сохранившиеся после 1917 г. Необоснованный негатив к красоте почерка привёл к тотальной дисграфии [13] в обществе. С момента, когда человеческое общество вступило в век информации, гусиные перья и чернильница остались далеко позади, а важность шариковых авторучек и печатных машинок перекрыли средства, облегчающие форму письма и передачи информации. Таким стал шаг к новым развивающим технологиям, но и к беспощадному ухудшению почерка, потере красоты каллиграфии, более того, появилось пренебрежение большинства учеников и их родителей к важнейшей составляющей жизни — письму.

«Лекарство для души и тела», «гимнастикой для ума» и… «лучшим средством от дураков» — называли каллиграфию в России XIX в. Красивый и читаемый почерк — это не только каллиграфическое письмо, но и повышение уровня воспитанности через прилежание человека. В советских же школах существовал предмет чистописание — это другое название каллиграфии, суть которого заключалось в выработке у школьников красивого подчерка. Пером и чернилами часами оттачивалось мастерство писания, а на уроках использовались прописи, в которых дети старательно выводили предложения. Выпускники советских школ и в старости имели красивый, разборчивый почерк. Позже предмет несправедливо удалили из школьной программы, а на смену металлического пера в 1968 г. пришла «национальная катастрофа» — так назовут некоторые исследователи шариковую ручку, приведшую современное общество к тотальной дисграфии.

_____________

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Анималистическое (лат. аnimal — «животное») — изображающее животных.

[2] Пиктография (лат. рictus — рисованный + … графия) — рисуночное письмо.

[3] Иероглифы — условные знаки.

[4] Звуковое письмо — письмо, при котором графический знак обозначает, как правило, отдельный звук речи.

[5] Слоговое (силлабическое) письмо, вид фонетической письменности, обозначающее отдельные слоги, а символ — факультативный согласный звук со следующим за ним гласным. Слоговые азбуки, в среднем, насчитывают 80–120 символов.

[6] Арабов, евреев, мальтийцев, ливанцев, ассирийцев, потомков древних представителей южной подгруппы южных семитов в Южной Аравии (махри, шахри, сокотрийцев и др.), амхара, тигре, тиграи и ряд других народностей Эфиопии. Семиты — термин ввели в науку немецкие учёные А. Л. Шлёцер и И. Г. Эйхгорн в 1780-х гг. для обозначения древних народов с принадлежностью к особой семье языков, общим ареалом расселения, общими чертами культа, сходством материальной культуры и быта.

[7] Катакана и хирагана появились около 700 года н. э.

[8] Седжон Великий (15.05.1397 — 1450) — 4-й король эпохи Чосон.

[9] Руссков С. П. Учимся писать красиво: Учебно-методическое пособие для студентов факультета начального обучения и филологов. — Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет им. И. Я. Яковлева, 2005.

[10] Зианбердин Иршат Бикбулатович (1959), краевед-граффитиолог, занимающийся изучением документов архивного фонда, зафиксированными в артефактах.

[11] Аналитическая, конструктивная, художественно-проективная и прогностическая.

[12] Эмпири́зм, эмпирици́зм — метод познания через ощущения, в котором знания могут быть либо представлены как описание этого ощущения, либо сведены к нему.

[13] Дисгра́фия (от др.-греч. δυσ- приставка с отрицательным значением, γράφω — «пишу») — нарушение письма, не связанное с интеллектом. Дисграфия не является результатом умственной отсталости.

Продолжение следует…

Автор: Тея ВИЛЛЕР
Читайте нас: