В залах Башкирского краеведческого музея, в специальной витрине – хорошо освещенной, автоматически вращающейся – можно увидеть два обломка метеоритов. Один из них, метеорит «Красный ключ», упал 4 мая 1946 года вблизи поселка Родник Кармаскалинского района Башкирской АССР при следующих обстоятельствах. Местный пчеловод вышел в свой огород копать землю под картофель. Ему помогала супруга. Вдруг они услышали резкий звук: словно пушка выстрелила. Пчеловод, участник империалистической войны 1914 года, о канонаде знал не понаслышке, потому скомандовал жене: «Ложись!» Но взрыва не последовало – перепуганные супруги увидели только, как взметнулся не успевший растаять снег в ложбине за огородным участком. Обследовав местность, они нашли на взрыхленной площадке кусок камня, который спрятали «на всякий случай» на печке.
Вскоре после описанных событий из деревни Миловка Уфимского района в Уфу перебазировался Башкирский сельскохозяйственный институт (расположился в здании на углу улиц К. Маркса и Пушкина). Известного геолога и краеведа Ф. Чебаевского попросили привести в порядок геологические экспонаты музея института. Он согласился и с помощью одного студента начал оформлять этикетки к каждому экспонату минералов и горных пород. Студент-помощник сообщил геологу, что коллекцию музея можно пополнить… метеоритом. Чебаевский заинтересовался и, узнав о месте падения от свидетелей этого события, решил провести на этой территории исследование. С трудом достал транспорт, которым обеспечил его тогдашний директор краеведческого музея Гибадуллин – с тем условием, что метеорит непременно попадет в музей.
На место падения метеорита Ф. Чебаевский прибыл вместе с физиком Краузе и сотрудником того же института В. Фрей. Пчеловод полез на печку и достал валун пепельно-серого цвета, испещренный многочисленными, почти симметрично круглыми мелкими лунками диаметром 0,5–2 сантиметра. Хозяин дома показал место падения этого диковинного камня. Однако тщательный поиск никакого результата не дал – больше обломков небесного камня не нашли. Чебаевский до сих пор сожалеет, что они не обратились в воинскую часть за миноискателем, с помощью которого, считает он, можно было бы найти другие обломки метеорита.
Метеорит «Красный ключ», весящий 3960 грамм, был передан для детального изучения комитету по метеоритам АН СССР, и вскоре его минеральный состав был определен специалистами: исследователи отнесли метеорит «Красный ключ» к группе перекристаллизованных оливиновобронзитовых хондритов.
Порой в метеоритах находят ценные вещества: например, алмазы. Правда, в метеоритах они содержатся в микроскопических количествах (если содержатся вообще) и ценны только для науки – а вот какой-нибудь тщеславной красавице бесполезно мечтать о серьгах, в которые вставлены бриллианты, упавшие с неба. Не разживешься в метеоритах и золотом: если бы из всех собранных на Земле метеоритов извлечь золото до последней крупинки, не набралось бы и килограмма. Зато в метеоритах есть вода: еще в 1946 году учеными под руководством академика А. Заварицкого, нашего земляка, коренного уфимца, в одном из метеоритов было обнаружено 8% воды, правда, не свободной, а входящей в состав минералов.
Еще меньше, чем золота, метеориты содержат радиоактивных элементов – урана, радия, тория. Собственно, по их содержанию и наличию их спутника, гелия, специалисты и выдают небесным камням «метрическое свидетельство» (по отношению гелия и урана). К слову, «возраст» метеоритов обычно невелик – например, возраст хондритов всего около 600 миллионов лет. По геологическим меркам – прямо-таки младенцы.
Результаты исследования химического и минерального состава метеоритов подтверждают очень важный философский вывод о материальном единстве Вселенной. За пределами Земли мы встречаем химические элементы, которые великий Менделеев расположил в своей таблице, и те, которые к ней добавлены позднее. Следовательно, делает вывод академик Ферсман, химический состав разных небесных тел должен быть сходен.
Чуть больше четверти века назад был найден метеорит на территории Аургазинского района. Будучи в командировке летом 1984 года, журналист Р. Насыров встретился с учителем истории Меселинской средней школы И. Никитиным. Исаак Иванович сообщил ему, что школьники из деревни Журавлевка (центральная усадьба колхоза имени Мичурина) во время полевых работ нашли на пахоте два обломка камня, не совсем похожего на местные горные породы. Они определили его как метеорит. Один обломок весил примерно 2,5–3 кг, другой, обнаруженный от первого на расстоянии около одного километра, – 500 грамм. Обломки эти черного, матового цвета, с поверхности оплавлены, имеют углубления в виде микролунок диаметром 0,5–1 сантиметр. Малый обломок, подаренный школой журналисту Насырову, оплавлен лишь с одной стороны, другой бок имеет острые углы и грани и внешне напоминает скатанный брусок. Жаль, что эти обломки интересного камня до сих пор не исследованы местными специалистами и не переданы в комитет по метеоритам Академии наук. Передай они вовремя эти редчайшие образцы осколков метеорита по назначению, можно было бы уже знать, к какой группе небесного камня относятся описанные находки.
Известны и другие случаи падения метеоритов в различных районах Башкирии. В частности, в начале XX века в Белорецком районе, недалеко от поселка Узян, трое заводских рабочих, добывавших сырье из месторождения «Белая глина», наблюдали падение небесного камня. Но у молодого рабочего недавно умерла жена, он в небесном явлении увидел нечто сверхъестественное и уверил себя, что небесный камень – наказание за его грехи земные.
Наблюдали падения болидов в 20-х годах недалеко от железнодорожной станции Тара в Белорецком районе и в некоторых северных районах Башкирии.
Если посмотреть на карту распределения найденных метеоритов, то она выявит странную особенность: метеориты почему-то «стремятся» падать в обжитых местах. Причина этого, конечно, в том, что в редконаселенных районах падения метеоритов просто некому замечать. И конечно, эти метеориты не передаются в научные центры и не регистрируются. Между тем ежедневно на Землю из космоса выпадает 5–6 тонн метеоритов (около 2000 в год), причем подавляющее большинство их падает в районах почти необитаемых (обширные арктические области и океаны, пустыни, леса). Вот почему из двух тысяч тонн метеоритов, «приземляющихся» ежегодно, мы находим только несколько килограммов, как в случае вблизи поселка Родник в Кармаскалинском районе.
Метеориты добавляют к массе Земли главным образом камень: железные метеориты составляют лишь 5% от общего числа, железокаменные – 1,5%.
Попробуем отличить метеориты от простых камней. Железные метеориты обнаруживаются легко – они быстро ржавеют и приобретают бурый цвет: убедиться в этом можно, посмотрев на фрагмент Сихотэ-алинского железного метеорита (выпал в 1947 году в виде метеоритного дождя, раздробившись в атмосфере), подаренный Башкирскому краеведческому музею комитетом по метеоритам АН СССР. Форма их всегда неправильная, а поверхность, если не успела окислиться, покрыта черной гладкой коркой – окалиной. Эта тонкая корочка получается от плавления наружного слоя метеорита во время прохождения через атмосферу.
Каменный метеорит покрыт обычно черной тонкой стекловидной корочкой, иногда матовой. Она выветривается и окисляется, если метеорит долго лежит на воздухе, в земле. И тогда отличить метеорит от земного камня непросто. Внутри, на изломе, метеорит бывает серым, иногда с круглыми зернышками особого строения (их называют хондрами). Башкирский метеорит «Красный ключ» относится как раз к такой разновидности небесного камня – хондритам. Надо помнить, что когда метеорит летит в атмосфере, его поверхность оплавляется, резкие грани и углы сглаживаются. Поэтому очертания каменного метеорита обычно округлые: часто он похож на кусок глины, мятый пальцами.
Не так давно люди вообще не верили в возможность падения камней с неба. Одно из заседаний Парижской Академии наук было весьма забавным: академики долго смеялись над сообщением муниципалитета города Жульен, в котором говорилось, что 24 июля 1790 года в 9 часов упал с неба большой камень. Добро бы один мэр – по-видимому, сумасшедший – подписал такую глупость. Но под протоколом 300 подписей наивных гасконцев, жителей города! Комментарий к этому документу весьма просвещенного ученого Бертолле был неожиданным. Он писал: «Как печально, что целый муниципалитет заносит в протокол народные сказки, выдавая их за действительно виденное, тогда как не только физикой, но и ничем разумным вообще их нельзя объяснить». По предложению ученого вынесли постановление с выражением сожаления, что население в Жульене имеет такого глупого мэра и что следует впредь энергично бороться с такими суевериями.
Даже известный французский химик Лавуазье согласился с мнением своих коллег, что «падение камней с неба физически невозможно».
Некий Гавторн, астроном-любитель, построил в своем имении под Вашингтоном частную обсерваторию. Его любимым занятием было наблюдение за падающими небесными телами. И вот как-то утром раздался звук наподобие взрыва. Вбежав в обсерваторию, Гавторн увидел на кресле, на котором обычно сидел, два дымящихся осколка – метеориты! Один из осколков весил 1192 грамма, другой – 1132. Небесные камни состояли из чистейшего железа. Счастье, что в это время любитель-астроном занимался домашним хозяйством: в литературе описаны случаи прямых попаданий метеоритов в строения и животных.
14 июля 1847 года в Браунау метеорит весом в 5 кг пробил крышу, потолок и пол дома. 22 сентября 1833 года камень весом около 3 кг в Забродье (Россия) пробил крышу дома.
2 сентября 1938 года в местечке Бенд (США) метеорит весом 1770 грамм пробил крышу гаража, автомобиль и подушку сиденья.
В 1892 году в Аргентине был найден железокаменный метеорит под останками мегатерия – вымершего млекопитающего, жившего миллионы лет тому назад. Находка была сделана на глубине шесть метров. Предполагают, животное было убито метеоритом. Вес метеорита 33 грамма.
Метеорит «Андерсон Тауншип» найден в США в алтаре древнего могильника. Другой метеорит, «Хопевел Маундс» (США), был обнаружен вблизи алтаря могильного кургана. Случайно? Конечно, нет. Могильники делали специально вблизи «небесных камней». Однако наиболее удивительным из всех «священных камней» является мусульманская Кааба, находящаяся в Мекке, в главной мечети, в восточной наружной ее стене, под хрустальным колпаком.
Отечественные ученые в изучении метеоритов были «в первых рядах», очень рано приступив к научному исследованию камней, падающих с неба, собирая, изучая их строение и обстоятельства падения. Это изучение начал в 1772 году академик Паллас, не раз посетивший с научными целями Башкирию. Путешествуя по Сибири, он нашел вблизи Красноярска глыбу, в которой камень и железо переплелись в удивительных сочетаниях, и которую местные жители считали за святыню, упавшую с неба. Нашел эту глыбу казак-кузнец Медведев на вершине одной сопки. Впоследствии она была доставлена в Петербург и тщательно изучена, получив название «Палласово железо».
Сейчас метеориты, найденные в нашей стране, находятся в Академии наук в Москве. Одним из украшений коллекции является вышеупомянутый метеорит «Палласово железо», имевший первоначальный вес около 700 килограмм. Часть его была разослана по зарубежным музеям, и теперь от метеорита осталось лишь 514 кило.
В СССР метеориты являлись собственностью государства, но за находку и доставку метеорита в Академию наук выдавалась премия. За рубежом собственником метеорита становится собственник земли, на которую упал камень, а метеориты являются предметом коммерции, их покупают и продают. Не заинтересованные в продаже своих метеоритов люди часто из праздного любопытства уродуют метеориты – дробят их на куски, сверлят дыры… Само собой, научная ценность метеорита в таком случае резко снижается. Жюль Верн в своем романе «Золотой метеорит» блестяще описал ажиотаж, поднявшийся в связи с фантастическим падением такого метеорита (хотя вообще-то золотой метеорит на землю никогда не падал, и совершенно невероятно, чтобы таковой вообще существовал где-либо).
В 1990 году в республиканских газетах появились сообщения о том, что «в ночь с 17 на 18 мая тысячи жителей юга республики наблюдали ярко светящийся шар, летящий со скоростью 15 километров в секунду с юго-запада на северо-восток. Гость из космоса – метеорит – упал на северной окраине центральной усадьбы совхоза “Стерлитамакский”. На место падения метеорита прибыли специалисты из Москвы и Уфы и начали кропотливые исследования…»
В окрестностях кратера было сразу же найдено около пятнадцати деформированных осколков железного метеорита. За две недели исследователи нашли более десяти килограммов осколков и обломков метеорита в кратере и вокруг него.
На метеорите, найденном на Верхнем Рейне в 1492 году, современники сделали надпись: «Об этом камне многие знают много, каждый что-нибудь, но никто не знает достаточно». В какой-то мере эта надпись справедлива для каждого из метеоритов, хранящихся в наших музеях, в том числе и в башкирском краеведческом. Мой призыв: найдете метеорит – не держите его у себя, направьте для кропотливого исследования специалистам.