В Уфе стартовал всемирный конкурс «10 стихотворений месяца. Январь - 2025»
Все новости
МЕМУАРЫ
28 Декабря 2024, 13:00

«Мой путь, моя судьба...» Часть девятнадцатая

Воспоминания

фото из архива автора С. Саитов, А. Бикчурин, Г. Халдеева, С. Аскаров с директором театра города Галле (в центре). Гастроли БГТОиБ в ГДР. 1988-1989
С. Саитов, А. Бикчурин, Г. Халдеева, С. Аскаров с директором театра города Галле (в центре). Гастроли БГТОиБ в ГДР. 1988-1989Фото:фото из архива автора

Окончание

 

Еще во время моей работы в театре ко мне за советом обратился Шамиль Терегулов: стоит ли ему принять предложение руководства труппы попробовать себя в качестве педагога, давать артистам ежедневный класс? Я одобрил тогда еще новое для Шамиля Ахмедовича начинание, сказав, что хорошим педагогом может быть и тот, кто не имеет особых способностей к исполнению ведущих классических партий. Этим, наверное (сейчас осознаю это), я нанес ему глубокую обиду, сильно осложнившую впоследствии наши отношения.

С открытием училища Шамиль Терегулов приступил к обучению класса мальчиков, мне же пришлось несколько месяцев преподавать классический танец в классе девочек, до передачи дел Венере Галимовой.

Класс на отделении народного танца взял Фрат Ахметшин, выпускник ЛГХУ, хорошо владеющий методикой народного танца, более двадцати лет проработавший в БГТОиБ; и Зинфира Габдулхакова, в прошлом солистка Ансамбля народного танца имени Гаскарова.

На протяжении моей более чем двадцатилетней работы в училище часто возникали сложности в составлении учебного расписания из-за сочетания уроков по общеобразовательным и специальным дисциплинам и привлечения к преподаванию совместителей. В первые годы вновь принятые дети один-два года обучались в моем классе, далее переходили в класс вновь приглашенного преподавателя. При необходимости мне приходилось замещать уроки классического танца и дуэта в классах отсутствовавших педагогов.

Все сводные репетиции, спектакли и концерты проводились мной.

 

Используя методику Ленинградского хореографического училища, собственный опыт в области хореографического образования, молодая уфимская школа как «коллективный педагог» разработала общие требования на первичном этапе обучения, которые свелись к развитию физических профессиональных данных учащихся, постановке корпуса, осанки, обучению грамотному владению движениями рук, ног, головы.

Контроль за соблюдением единых требований осуществлялся Венерой Галимовой, имеющей к тому времени десятилетний опыт преподавания в балетных студиях, в секциях спортивной и художественной гимнастики. На нее же легла ответственность обучения классическому танцу девочек первого и второго набора.

Я следовал заветам выдающегося хореографа Игоря Моисеева: наряду с обучением основам классического танца полученные на уроках знания следует воплощать в различных танцевальных номерах.

Постепенно начал складываться школьный репертуар, Лев Бородулин сочинил матросский танец. Преподаватель Пермского хореографического училища Нинель Пидемская перенесла танец «Суворовцы» на муз. С. Чернецкого в хореографии В. Варковицкого. Артист ансамбля народного танца Анвар Фахрутдинов осуществил постановку массового башкирского танца «Зарифа» и женский танец «Семь девушек» в хореографии Файзи Гаскарова. Московским балетмейстером Борисом Мягковым был сочинен классический танец на музыку В. Беллини «Маленькая симфония», ряд детских концертных номеров.

В первой половине 1989 года в Москве в киноконцертном зале состоялась презентация Уфимского хореографического училища – таким образом республиканское министерство отчиталось об исполнении распоряжения Министерства культуры РСФСР.

Оказавшиеся вне поля деятельности училища не по его вине ветераны башкирского балета Зайтуна Насретдинова, Тамара Худайбердина, Фарит Юсупов в различные годы приглашались на государственные экзамены в качестве председателей комиссий. Учитывая сложное материальное положение, слабое здоровье и необходимость ухода за больным внуком, Майя Тагирова была зачислена преподавателем предмета «Актерское мастерство».

В делегацию на празднование 250-летнего юбилея ЛГХУ им. А. Я. Вагановой в 1988 году была включена выпускница училища Насретдинова, символизирующая собой исторические балетные связи Ленинграда и Уфы. Честь открытия торжественного концерта в Кировском театре была предоставлена Анжеле Тагировой, юной ученице Венеры Галимовой, исполнившей вариацию принцессы Флорины из балета П. И. Чайковского «Спящая красавица».

Училище постепенно наполнялось группами учащихся из республик Коми, Калмыкии, Марий-Эл, Чувашии. Не было отказа в приеме приезжим из Ленинграда, Перми. Этим выражалось чувство благодарности в подготовке кадров танцовщиков для Башкирии.

В целях развития у учащихся осмысленного поведения на сцене перед публикой, воспитания танцевальной выразительности Фаритом Бикбулатовым была осуществлена постановка балета «Буратино» на музыку А. Рыбникова, в исполнении вокально-инструментального ансамбля «Мзиури». Юные исполнители, наряду с классическими танцами, освоили элементы современной хореографии, пантомиму.

В бюджете училища отсутствовала статья финансирования на приобретение и изготовление сценических костюмов. Следуя внутреннему убеждению, что нерешаемых проблем не существует, в магазинах для пошива оконных штор приобретался импортный тюль, который потом списывался и передавался швее для изготовления балетных пачек и тюников.

В Большом театре СССР в единичных экземплярах приобретались пачки и «шопенки», которые расшивались на лекала, и таким образом сценические костюмы тиражировались. Созданная при училище мастерская по изготовлению балетных туфель и пуантов, сапог, ичигов вполне удовлетворяла потребности учащихся. Обособленная комната в хозяйственной части училища была сдана в аренду под магазин «Секонд хенд» фирмы «Арбат-сервис». В счет арендной платы училище выбирало необходимые ткани для пошива костюмов. Швея-закройщица Любовь Павлова в совершенстве овладела мастерством изготовления сценических костюмов, а мастер по пошиву сценической обуви 3. Аюпов несколько раз был командирован в Пермь, где перенимал ценный опыт у тамошних мастеров.

Посетившая училище весной 1991 года балерина и педагог н. а. СССР Ольга Васильевна Лепешинская тепло и доброжелательно отозвалась на страницах прессы*: «Уфимское хореографическое училище, невысокое, всего в два этажа кирпичное здание. Перед домом – большое пространство, где в свободное время гуляют дети. Все выглядит ухоженным, добротным и дышит гостеприимством. С первого же знакомства с коллективом педагогов, с директором училища А. Бикчуриным, с их питомцами чувствуешь доброжелательность и внимание. В детях приятно поражает изрядная уверенность в себе. Или, может быть, это хорошо развитое чувство собственного достоинства? Училище рассчитано на 300 воспитанников, находится в ведении Министерства культуры Башкирской АССР. Здесь учатся ребята из многих республик – Коми, Удмуртской, Марийской, Чувашской, Калмыцкой. Есть интернат на 210 мест. К их услугам – отличные учебные залы с зеркалами, видеоцентр, классы для музыкальных занятий, библиотека, здравпункт, просторная столовая. Кроме того, при училище созданы хозрасчетные мастерские по пошиву балетных туфель, обуви для занятий народными танцами. Здесь же шьют сценические костюмы. Дети проходят так называемую производственную практику – участвуют в спектаклях Театра оперы и балета. А, к примеру, «Щелкунчик» осуществили почти полностью силами учеников школы. Нередки и выездные выступления.

Преподавательский состав очень сильный, основа его – выпускники Ленинградского академического хореографического училища, прошедшие школу Вагановой, Пушкина, Пономарева и других блистательных педагогов. Я смотрела экзаменационный урок первого курса девочек, у которого отличный преподаватель – В. Галимова. Четырнадцать учениц в возрасте 14-16 лет исполняли чисто и умело трудные движения, причем – все без исключения. Видна была превосходная ленинградская школа. Хорошее впечатление произвел и класс педагога Ш. Терегулова – первый курс мальчиков. Совершенно пленили малыши, девчушки второго класса педагога Л. Шапкиной.

Я много за эти дни разговаривала с директором Уфимского училища А. Бикчуриным и поняла, что душой и мозгом этой отличной школы является он, выпускник Ленинградского училища, в течение двадцати лет танцевавший ведущие партии классического репертуара в театре Уфы. Директором хореографического училища стал он со дня его основания, то есть с января 1986 года. Всего пять лет с небольшим, а так много сделано для налаживания нормального творческого процесса и быта всего коллектива школы. И оттого, что это поистине достойно похвалы, мне делается и радостно, и горько при мысли о том, что так бывает далеко не всегда и не везде».

В 1990-е годы училище в своем развитии достигло уровня, дающего право включиться в российское и мировое балетное сообщество, участвовать в международных фестивалях, конкурсах артистов балета. Конкурсы определяют место и роль хореографической школы в череде образовательных учреждений танцевального искусства.

Важнейшая задача по подготовке учащихся к выступлениям была поручена Венере Галимовой, в совершенстве владеющей секретами исполнения шедевров классического наследия хореографии, включенных в программы конкурсов и имеющей опыт работы в жюри. Кроме того, она обладала способностью развить и повысить профессиональное мастерство конкурсанта в процессе репетиций, тщательно проработать нюансы исполнения классических номеров и помочь в освоении современной хореографии.

Из девяти учащихся классов В. Галимовой и Ш. Терегулова (6 девочек и 3 мальчика), представленных в 1992 году на Первом независимом конкурсе артистов балета им. С. П. Дягилева в Москве, восемь стали дипломантами. Ученице Анжеле Тагировой предназначалось вручение специального приза, но он был вручен филиппинской танцовщице, допущенной на конкурс за определенную плату. Успех учащихся Уфимского училища был отмечен в интервью Наталии Касаткиной, руководителя московского балетного коллектива «Классический балет».

Особое отношение у нас было к конкурсу, проводимому в швейцарской Лозанне. По моему мнению, этот конкурс был превращен в ярмарку-смотр молодых танцовщиков, лучшие из которых, в том числе российские, отбирались для дальнейшей работы в европейских театрах. Председатель Европейского фонда Рудольфа Нуреева, Джон Тулий, сообщил о пожелании Рудольфа Нуреева, чтобы российские участники, побеждавшие на конкурсе, возвращались для работы в Россию.

...С течением времени более-менее определился коллектив преподавателей специальных дисциплин, перечислю их здесь по времени включения в работу училища: Венера Галимова, Шамиль Терегулов, Фарит Бикбулатов, Зинфира Габдулхакова, Марат Каримов, Людмила Костина, Флюра Проскурнова, Людмила Шапкина, Серафима Саттарова, Владимир Шапкин, Юлай Ушанов, Наил Сарваров, Леонора Куватова, Зухра Ильясова, Роза Изгина, Фердаус Нафикова, Эльза Сулейманова.

Я понимал, что дальнейшее развитие танцевального искусства Башкирской республики было немыслимо в отсутствие грамотных профессиональных специалистов-педагогов. В московский ГИТИС для обучения на кафедре хореографии на платной основе было направлено десять человек, из которых только двое имели базовое хореографическое образование, остальные были артистами Ансамбля народного танца. Необходимо отдать должное министру культуры, изыскавшему финансовые средства на оплату обучения студентов.

Началась работа по подготовке отчетно-выпускного концерта отделения народного танца.

 

____________

*Лепешинская О. В. Тур по балетным школам II Советская культура. 25 мая 1991 года.

Автор:Алик БИКЧУРИН
Читайте нас: