Не попадайтесь в лапы мошенников
Все новости
МЕМУАРЫ
27 Декабря 2024, 18:00

«Мой путь, моя судьба...» Часть восемнадцатая

Воспоминания

из фотоархива автора Г. Калимуллина, А. Мавлнггов, Р. Мавлютова — родители В. Галимовой с внуком Азатом. 1962
Г. Калимуллина, А. Мавлнггов, Р. Мавлютова — родители В. Галимовой с внуком Азатом. 1962Фото:из фотоархива автора

Башкирское хореографическое

училище и БГТОиБ

(1986 – 2008)

 

В 1983 году Министерство культуры РСФСР издало Распоряжение о создании в Уфе средне-специального училища для подготовки артистов балета. Инициатором создания для республики нового учебного заведения выступил первый секретарь Башкирского обкома КПСС Мидхат Закирович Шакиров. За двадцатилетнюю деятельность Шакирова на высоком посту Башкирия превратилась в мощный регион с высокоразвитой нефтехимической промышленностью, машиностроением, сельским хозяйством. Столица республики обзавелась многочисленными Домами культуры, были возведены новые здания Башкирского, Русского, Татарского драматических театров, Дом актера, здание правительства.

В ходе перестройки государственных органов, предпринятой М. С. Горбачевым, в результате разрушения КПСС и СССР Шакиров и многие другие секретари и члены ЦК КПСС, преданные идеалам социализма, были отстранены от должностей по сфабрикованным обвинениям в авторитарном руководстве и нарушении норм кадровой политики. Впоследствии в общении с Мидхатом Закировичем я не слышал от него ни единого негативного слова о ныне существующем государственном строе. В 2016 году благодарные жители Уфы увековечили память Мидхата Закировича, присвоив его имя одному из скверов города.

Хореографическое училище в Уфе первоначально планировалось разместить вблизи оперного театра, в здании дореволюционной постройки, стены которого украшали барельефы женских головок, ранее в нем размещалось увеселительное заведение.

Однако позже было решено выделить под училище здание, в котором располагалась средне-образовательная школа № 2. Директором там много лет трудился видный ученый-языковед Закир Шакиров (отец М. 3. Шакирова). Историческое здание 1913 года постройки – памятник культурно-архитектурного наследия. В средней школе № 2 в разные годы учились: драматическая актриса, народная артистка СССР Зайтуна Бикбулатова, народная артистка РСФСР певица Магафура Салигаскарова, композитор, автор балета «Шурале» Фарид Яруллин; работал писатель, автор романа «Салават Юлаев» Степан Злобин. В этой же школе с первого по десятый класс учился Рудольф Нуреев.

Не раз представлял себе картину: отреставрированное здание училища, с установленными на стенах скульптурными горельефными образами видных деятелей культуры и искусства республики в сценических образах. Зайтуна Бикбулатова видится в трогательном добром образе башкирской женщины-матери в пьесе Мустая Карима «Долгое, долгое детство»; Магафура Салигаскарова – Кармен, она первой исполнила эту партию на сцене БГТОиБ; Фарит Яруллин в окружении сказочных героев; Степан Злобин – на фоне народного восстания; Рудольф Нуреев в академической балетной позе.

Министерство культуры РСФСР, размещая в Уфе крупное хореографическое училище, рассчитанное на 250-300 учащихся, с общежитием на 210 человек, ставило целью подготовку кадров не только для Башкирии, но и для соседних с ней регионов страны.

К моменту создания училища республика располагала профессиональной балетной труппой, состоявшей из четырех групп выпускников Ленинградского хореографического училища (ЛГХУ). Министр культуры РБ Вилляр Юмагулович Даутов был озабочен поисками кандидатуры на должность директора училища из числа ветеранов.

Однако на закрытом совещании в Министерстве культуры «элита» башкирского балетного искусства – народные артисты СССР и РСФСР 3. Насретдинова, Ф. Саттаров, Т. Худайбердина, М. Тагирова, категорически высказались против создания в Уфе хореографической школы, мотивируя это тем, что балетная труппа и впредь может пополняться выпускниками из Ленинграда.

Забегая вперед, скажу, что в 2007 году, примерно за месяц до своей смерти, мне позвонил сам Даутов. Я попросил его лично подтвердить факт исторического совещания, что он и сделал, а когда узнал о подготовке мной мемуаров, попросил в тексте смягчить формулировки на: «выразили сомнение в целесообразности», дабы избежать всякого рода «недопонимания» такого деликатного дела...

Я до сих пор не могу понять, как артисты, получившие благодаря своей профессии материальные и моральные блага, могли препятствовать появлению в республике хореографического училища? Здесь проявилось пренебрежительное отношение к более молодым коллегам, неверие в их способности воспитать высокопрофессиональных артистов, безразличие к дальнейшему развитию танцевального искусства республики.

Несмотря на отрицательное мнение республиканской балетной «элиты», хореографическое училище в Уфе было создано. Как показало время, его успешная деятельность долгие годы не находила положительного отклика у участников злополучного совещания.

Поиски кандидатуры на должность директора строящегося учебного заведения в пределах отрасли культуры были тщетными. Как я уже писал, мне на протяжении полутора лет регулярно предлагали возглавить училище. Но я не был готов оставить работу в обкоме профсоюза, коллег, доброжелательно принявших меня в свою среду. Жаль было приобретенного авторитета среди многочисленного профсоюзного актива работников строительства, корректно, профессионально осуществлявшего связи Башоблсовпрофа с Башкирским обкомом КПСС.

Министр культуры республики, находясь в отчаянном положении, в очередной раз обратился ко мне: «Если не ты, то кто?!». Я сознавал, что для Башкирии размещение в Уфе крупного учебного заведения по подготовке артистов балета было большой удачей. Это говорило о возрастающей роли и влиянии республики в обеспечении профессиональными артистами не только местных танцевальных коллективов, но и музыкальных театров в масштабе всей страны. И этот исторический шаг для судеб хореографического искусства ни в коем случае нельзя было упускать.

Я много размышлял, переживая о судьбах балетной труппы, гаскаровском наследии – Ансамбле народного танца, об артистах, закончивших творческую жизнь в театре, о коллективах художественной самодеятельности... Мой «скверный» характер, конечно, тоже сыграл свою роль, так как не мог удовлетвориться уже достигнутым: размеренной, относительно устоявшейся жизнью.

И все же согласие возглавить руководство училищем было дано мной вопреки разуму, на волне эмоционального состояния. Это означало переход с ранга руководителя республиканского масштаба на более низкую должность, с почти в два раза меньшей оплатой труда и лишением привычного социально-бытового обеспечения. С точки зрения обывателя мой поступок мог выглядеть просто безумием.

Моя кандидатура была утверждена в горкоме и Башкирском обкоме КПСС. Один из членов президиума подвел итог обсуждению: «Коммунист, с активной жизненной позицией, девять лет учился в Ленинградском хореографическом училище, двадцать лет проработал в БГТОиБ, десять лет отдал работе в советских профсоюзах, заслуженному отдыху на пенсии предпочел продолжить трудовую деятельность на благо хореографического искусства!».

Чиновники Министерства культуры, взвалив на плечи новоиспеченного директора училища, все тяготы и проблемы по строящемуся учебному заведению, практически самоустранились и старались не попадаться на глаза начальству, хотя секретарь обкома КПСС еженедельно лично проводил оперативные совещания с обсуждением хода строительства учебного комплекса.

Куратором строительства от правительства республики назначили заместителя премьер-министра Вазифу Хамитовну Батурину. Она осуществляла контроль за целевым использованием финансовых средств.

По моей инициативе был приостановлен снос зданий «Теплосетей», их переоборудовали под гаражи. Для нужд столовой был выделен мотороллер «Муравей». «Знатоки» от балета считали, что выпечка для танцовщиц вредна, кондитерский цех не был предусмотрен – пришлось вносить громоздкие печи на кухню через оконные проемы.

Для зала рекреации удалось изготовить тридцать портретов выдающихся деятелей хореографии прошлого и современности, а также родоначальников башкирского танцевального искусства. С завода «Салаватстекло» для балетных залов были доставлены зеркала большого формата. С помощью военнослужащих, по узким лестничным пролетам на четвертый этаж, где располагались балетные залы, затащили музыкальные инструменты – рояли.

Первой моей помощницей стала Лидия Михайловна Беляева – выпускница Уфимского института искусств. Она совмещала в одном лице должности секретаря директора, заведующего по снабжению, заведующего складом и коменданта. Из Оренбурга ею были доставлены светильники, соответствующие историческому интерьеру учебного корпуса, они по сей день освещают помещения.

По предложению М. Шакирова мы с Беляевой направились в Ишимбайский район для набора детей титульной нации, и, как было велено, желательно брюнетов. Администрация района вывезла нас на свекольное поле. Там дети, ползая по земле, пропалывали побеги свеклы от сорняков. Тяжкий труд в колхозе и в домашнем хозяйстве отрицательно отразился на их физическом развитии: перекошенные плечи с остро торчащими лопатками, искривленные позвоночники... Для поступления в училище было отобрано тридцать детей из балетной студии, под руководством В. X. Галимовой, которая обучила их азам классического танца. Тридцать детей были приняты на отделение народного танца из ансамблей художественной самодеятельности.

Вскоре штат училища пополнился новыми сотрудниками: Лев Елисеевич Бородулин – балетмейстер, Фарит Каримович Бикбулатов – артист балета с незаконченным высшим образованием ГИТИСа.

Любовь Анатольевна Павлова – заведующая костюмерным цехом, профессиональная швея и закройщица, приступила к изготовлению штор для учебного корпуса и комнат общежития.

Опытные воспитатели, в прошлом руководители общеобразовательных школ, Н. Жукова и В. Максимова, приложили немало усилий, чтобы разъяснить детям из сельских мест, оторванным от родителей, правила поведения и проживания в общежитии, обучить пользоваться сантехникой, соблюдать нормы личной гигиены.

Все включились в уборку территории и помещений школы, сборку мебели учебных классов, общежития, столовой.

В процессе формирования преподавательского состава по общеобразовательным предметам возникли сложности. Сдача здания училища в эксплуатацию затянулась, поэтому занятия пришлось начинать зимой, а найти педагогов посреди учебного года оказалось нелегкой задачей.

Напряженный труд крупных строительных трестов республики в течение девяти месяцев при неустанном контроле со стороны М. Шакирова, наконец, увенчался успехом. Комплекс зданий Уфимского хореографического училища – учебный корпус с классами общеобразовательных дисциплин и классами обучения игре на фортепиано, библиотекой и фонотекой; школьным театром и вновь построенным 4-этажным корпусом, где разместились столовая, общежитие и четыре больших балетных зала, 6 января 1986 года открыл свои двери будущим артистам.

Для меня этот день остается днем радости и скорбного совпадения: спустя семь лет после основания училища, 6 января 1993 года, перестало биться сердце Рудольфа Нуреева...

За основу организации обучения хореографии была принята система Ленинградского хореографического училища, которая впитала в себя опыт работы дореволюционных лицеев, кадетских корпусов.

 

Продолжение следует…

Автор:Алик БИКЧУРИН
Читайте нас: