Сегодня, 12 ноября 2024 года, писателю Юрию Михайловичу Полякову исполняется 70 лет. Перечислять его титулы можно бесконечно: советский и российский писатель, поэт, драматург, киносценарист и общественный деятель, председатель Национальной ассоциации драматургов.
Широкую популярность писателю принесли повести «Сто дней до приказа» и «ЧП районного масштаба» — написанные в самом начале 1980-х годов, они были опубликованы лишь с началом Перестройки: в январе 1985 года «ЧП…» напечатал журнал «Юность», а через два года — и «Сто дней до приказа». Вскоре повесть «ЧП районного масштаба» была экранизирована, затем вышли фильмы и по другим произведениям.
Одна из самых увлекательных вещей писателя — авантюрная любовно-детективная повесть «Небо падших», о жестокой цене, которую приходится платить за сверхстремительный успех и сказочное обогащение новых хозяев жизни.
Более чем 130-тысячным тиражом вышел роман «Грибной царь» (2005), полный свежих афоризмов и едкой сатиры на духовно-нравственные и семейно-сексуальные метания топ-менеджеров среднего возраста.
В 1981 году Поляков защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Поэт-воин Георгий Суворов (К истории фронтовой поэзии)», кандидат филологических наук. В том же году был принят в Союз писателей СССР.
С 19 апреля 2001 года становится главным редактором «Литературной газеты» (2001–2017) — 31-й в истории газеты.
Вот некоторые из его высказываний:
Первая повесть моего любимого писателя «ЧП районного масштаба» была опубликована в журнале «Юность», имевшем трехмиллионный тираж. В один из январских дней 1985 года молодой человек проснулся знаменитым на всю страну. Успех окрылил. Следом вышла шумная повесть «Работа над ошибками», а потом не менее эпатажная «Сто дней до приказа» (1987).
Гражданин, воспитанный русской культурой, традиционно верит в целительную силу слова. Ему кажется, что, обнажив зло, он наносит ему смертельный удар. Вот почему гласность была встречена в обществе с восторгом. Но видя, что романтика перемен все более преобразовывается в абсурд разрушения, Поляков признает, что вовсе не хотел участвовать в крахе советской цивилизации. Контрэлита как Горбачева, так и Ельцина позорно капитулировала перед геополитическим противником, а улучшить жизнь путем разрушения нельзя.
Сочетание критичности с искренним романтизмом и откровенностью характерно для всех произведений Полякова. По большому счету, он оказался последним советским писателем и перестройку называл мятежом партноменклатуры против партмаксимума.
— Художественная литература чем-то похожа на кошку, всегда норовящую лечь на больное место хозяина, то бишь писателя, — говорит он.
Одна за другой с небольшими перерывами выходят его злободневные романы: «Грибной царь» — о превратностях «дикого капитализма» и разгуле коррупции, «Апофегей» — история о хорошем человеке, «вляпавшемся» во власть, «Парижская любовь…» — добрая, смешливая сага о неудачной любви двух сердец времен застоя, «Демгородок» — сатирический памфлет на «демокрадов» 90-х, «Козленок в молоке» — роман-эпиграмма, обличающий круговую поруку бездарных окололитературных деятелей, «Гипсовый трубач» — повествование, полное нежной ностальгии по советскому прошлому.
Каждая книга была заметным явлением времени, вызывала бурные прения, редакции журнала «Юность», затем «Литературной газеты, где Ю. П. работал главредом, завалили мешками с письмами Полякову. Читателей привлекали смелая беспристрастность, изящный образно-ироничный стиль, кладезь авторских мудрых мыслей, насыщенных эксклюзивным юмором.
Юрий Поляков — не только поэт и прозаик, но и сценарист-драматург. Уже не одно десятилетие идут на аншлагах его пьесы «Одноклассница», «Контрольный выстрел», «Кресло», «Женщины без границ», комедия «Левая грудь Афродиты», мелодрама «Как боги» и ряд других. Их отличают многоуровневые сюжеты, полифония смыслов, «густота» сценической речи. Все произведения мастера выдержали множество переизданий и вышли огромными тиражами. Также они переведены на многие языки стран ближнего и дальнего зарубежья. Его проза включена в школьные и вузовские курсы современной российской литературы.
С интересом прочитал новую книгу Ю. П. — «Совдетство» (АСТ, 2021), где автор выставляет в подробностях с точки зрения двенадцатилетнего советского мальчика давно исчезнувший светлый мир, с его бескорыстием, верой в добро и справедливость. Какая будет следующей?
Ждем!