Передо мной в старой обшарпанной тетрадке с твёрдым коричневым переплётом – пожелтевшие от времени газетные вырезки, наклеенные на такие же ветхие и жёлтые листы. Это первые напечатанные стихи А. Филиппова. Ученик 9 класса Юмагузинской русской средней школы опубликовал их в районной газете «Ударник» почти 63 года назад, в начале 1950-го. Что тогда волновало начинающего поэта, что заставляло браться за перо?
Вот его самое первое напечатанное стихотворение под названием «Великий человек»:
Я Ленина хотел сравнить
С бессмертьем скал и рек.
Но кто же больше проживёт –
Гора иль человек?
Года изменят русло рек,
Убавится вода,
А гору так сметут века,
Что не найдёшь следа.
Нет! Ленина нельзя сравнить
С бессмертьем гор и рек!
Конечно, вечно будет жить
Великий человек!
Несмотря на чистую и детскую наивность последних строчек, можно только удивляться смелой попытке совсем ещё юного автора, обычного деревенского школьника мыслить масштабно, философски осмысливая несоразмерность вечности и земного бытия, преодолеть конечность которого дано очень немногим…
А. Филиппов в молодости (Фото из архива В. Денисова)
Астрологи утверждают, что даты и даже часы рождения накладывают свой особый отпечаток на нашу судьбу, и в этом смысле можно утверждать, что Александр Филиппов родился под знаком Ленина, под знаком его великого творения – Октябрьской Революции, в день её 25-летия, именно 7 ноября. Даже как поэт он начался с приведённого стихотворения о гении революции. И в дальнейшем всю свою жизнь не изменял юношеским убеждениям.
С того самого номера стихи часто появляются на страницах районной газеты. Филиппов пробовал свои силы, откликаясь на значимые события района, да и страны в целом, с упоением описывал красоту родного края, вникал в суровую романтику нелёгкого труда хлебороба и лесоруба, плотника и нефтяника.
Так, например, в июле того же 1950 года он описывает сенокосную страду:
Туман молоком поднимался с полей,
В лесу ухал филин да пел соловей.
За речкой виднелся румянец зари,
И с песнею вышли в луга косари.
Их песня звенела в полях серебром,
Журчала тихонько. В ней пелось о том,
О том, как однажды один водовоз
Задал себе скромный, но важный вопрос.
Задал и ответил, что, мол, без воды, –
Что хошь говори, ни туды ни сюды.
Потом кто-то громко сказал вперебой,
Что сено гораздо важнее зимой,
А сено-то надо скосить да свозить.
Туман с молоком поднимался с полей.
Замолк в лесу филин, замолк соловей,
За речкой уж таяли крылья зари…
Работали дружно в полях косари.
Немного неумелые строчки эти подкупают своей искренностью, свежестью взгляда, полнотой восприятия жизни. В них уже явственно проглядываются черты поэзии будущего зрелого мастера, который, выбрав свою тропу, шагал дальше легко и уверенно, надёжно уложив в душу, как в дорожную сумку, хлеб и воду, высокую гражданственность и проникновенную лиричность своей народной музы. Опираясь именно на эти два крыла, взовьётся она через годы, взлетит над просторами родного края, заглядывая иногда в иные города и веси, но обязательно возвращаясь к родному очагу…
Год спустя, в мае 1951-го, молодёжная газета «Ленинец» публикует первое «уфимское» стихотворение молодого автора. Учитывая название печатного органа, и здесь не обошлось без астрологии. Однако стихотворение, которое, с небольшими изменениями, автор включил даже в своё избранное, не о политике, это – яркая и незатейливая пейзажная зарисовка, практически вполне законченное лирическое произведение. Правда, название значащее – «Первый дождь»:
Первых молний золотые нити
Засверкали в небе голубом.
Прокатился чуть ли не в зените
Радостно и гулко первый гром.
Брызнул дождь и, широко шагая,
Побежал по полю босиком…
Это первый вестник урожая
Лижет землю влажным языком.
Первый дождь. Первое стихотворение в столице республики. Первый вестник будущего обильного поэтического урожая. Первые стихи народного поэта Александра Павловича Филиппова…
А каким было твоё первое опубликованное стихотворение, нынешний «молодой» поэт?