Все новости
ЛИТЕРАТУРНИК
23 Ноября , 13:59

Святое чувство – патриотизм. Часть вторая

Второй роман – «Ради единственного любимого…» – воспевает вечное чувство любви, выводит читателя на орбиту эмоций, окрыляет, заставляет трепетать… Необходимо отметить мастерство писательницы в данной части трилогии, написанной поэтичным языком. Это является ещё одной неоспоримой разгадкой притягательной силы произведения.

В этом романе на арену взрослой жизни выходят ровесники Нурии, заботы страны лежат уже на их плечах. Некоторые из шестерых друзей детства – Ахияр, Сабир, Харис, Фатих – уходят служить в армию, Ашраф становится сельским механизатором, Кабир – художником. Сабир во время службы в ГДР получил серьёзную травму ноги, спасая маленькую немецкую девочку, которая по неосторожности чуть не попала под машину. Немцы сфотографировали Сабира у памятника советскому солдату в Трептов-парке с этой девочкой на руках, опубликовали заметку у себя в газете, отправили её в нашу страну. Это ли не свидетельство верности наших солдат традициям воинской чести и гуманизма? Харис остаётся на сверхсрочную службу, планирует поступать в Военную академию. В это время происходят события на Даманском острове на границе с Китаем…

Словом, Гульнур Якупова не упускает из поля зрения тему мужчин-защитников Родины, постоянно подчёркивает этот священный долг сильного пола. Они – щит Отчизны!

Важно и то, что автор не читает нотаций, не опирается на дидактические шаблоны, а действует через богатство языковых возможностей, разнообразия средств выразительности. В этой связи хотелось бы отметить такие черты писательницы Гульнур Якуповой, как удивительный талант психолога, умение разглядеть и описать душевные качества человека.

Когда подруга Нурии Мавлида выходит замуж за украинца и следует за ним в Донецк, Амин абый спрашивает у Нурии:

«– Читала «Тараса Бульбу»?

– Проходили же по школьной программе.

– Помнишь, сын Тараса Андрей влюбился в дочь вражеского воеводы, в красавицу-полячку, и предал отца, свой народ? Полячка его завлекает, а сама предупреждает: «Парень, а ведь мой отец воюет против твоей отчизны». Как ответил ей парень?

– Сейчас, вспомню…

– Как можно забыть такое?! «Ты – моя Отчизна», – сказал Андрей. Вот такой это народ, если хочешь знать.

– Кого только не бывает среди людей, старший сын того же Тараса Остап – не предатель!»

И далее:

«А у меня из головы не идут слова Андрея, который клялся любимой: «Ты – моя Отчизна!» Но разве можно сравнивать любимого человека с Отчизной! Любовь к Отчизне – это святое! Я верю в это. Ищу подтверждение своим мыслям. Ведь совсем рядом живёт одна из тех, кто приехал к нам из-за морей, следуя за единственным любимым – Жанкисэк.

– Твоя Отчизна теперь в Тулпарлах, да? – задала ей вопрос.

– А разве Отчизна не там, где ты появился на свет? Где сделал первый вдох, первые шаги. Моя Отчизна – Крым… А Тулпарлы – земля, которая меня приняла, обогрела, так ведь, моя милая Нурия?

– А если бы твой Адисай сказал тебе: «Жанкисэк, ты – моя Отчизна!», что бы ты ответила?

– Это не слова не мужчины.

– А женщина могла бы так сказать?

– Не думаю. Конечно, существует поговорка, что дом мужа становится ближе родного, но это не означает отказ от Отчизны, а всего лишь волю принимать свою судьбу.

Жанкисэк проводила меня с какой-то тревогой, а в глазах застыл вопрос: «Смогла ли я тебе помочь, дитя моё?» По дороге заглянула к картэсэй.

– Куда только не забрасывает человека его судьба! Если сумеет сохранить в себе любовь к родной земле, честь ему и хвала! Может быть, у других народов по-другому, не знаю. Но у башкир особая преданность отчему краю. Об этом поётся и в старинной народной песне: «Башкиры жизни не щадили, проливали кровь свою, но Урал родной не уступали врагу», – так ответила Мудрая Райхана, разрешив все мои сомнения».

Верю, что выводы Нурии из «Женщин», пропущенные через сито её острого ума и ставшие жизненным кредо мыслящей личности, вне всякого сомнения, оставили след в душах читателей!

В третьем романе, озаглавленном «Малая вселенная – Большая Вселенная», главная героиня предстаёт перед читателем умудрённой опытом женщиной, бабушкой, уважаемой личностью – агинэй. Основные бразды управления общественной жизнью перешли в руки её детей и учеников. Нурия Баязитовна намеревается исполнить святой священный долг – описать судьбу своей деревни, родного края, переплетая её с историей всего мира, обновляя тропки памяти, преодолевая временные рамки и расстояния. С развитием событий на страницах трилогии, появляются и новые персонажи. Но автор не забывает и старых своих героев, их имена то и дело упоминаются в ходе повествования. Не выпали из памяти те, чьи имена были названы в связи с революционными событиями и периодом коллективизации, не забыты погибшие и пропавшие без вести в годы великой Отечественной войны солдаты – всё это является ярким знаком бессмертия народной памяти, коллективной мысли.

«Деревня кормит народ, хранит память крови, языковой пласт, культурное наследие поколений, – говорит Нурия, – понятно, что у каждой деревни есть душа, и, видимо, у этой огромной души есть некая магическая антенна, которая чутко ловит дыхание страны, планеты – мироздания в общем.»

Этот верный вывод главной героини находит подтверждение на протяжении всего произведения посредством различных доводов, является так называемым «сюжетом мысли».

В «Малой вселенной – Большой Вселенной» открываются новые страницы истории. Тема Отечества, которая никогда не утратит своей актуальности для народа и страны, вращается на орбите современности. В роман включены большие разделы, рассказывающие о двух войнах – афганской и чеченской. которые могли бы стать самостоятельными повестями или рассказами. Произведение без данных отрывков не было бы, пожалуй, столь выразительным и полномерным…

Афганская война находит отражение через призму судьбы ученика Нурии Базитовны, парня из Тулпарлов Мусы Таминдарова, который служил командиром экипажа военного вертолёта МИ-8. Будоражит память эпизод его встречи со стариком пуштуном Жаватом, который в Афганистане хранил предания и артефакт древнего башкирского рода муйтен – фигуру птицы Хумай, отлитую из бронзы. Конечно, описана и жизнь экипажа в условиях войны, особенно живо переданы картины воздушных боев. Однако Гульнур Якупова главное внимание уделяет природе Афганистана, местным обычаям, трагедии мирного населения, исследует обнаруженные в данной стране корни древних башкир.

Чеченские события ей были рассказаны Айгизом, внуком Амина абый. Нурия Баязитовна поведала от имени своего персонажа о национальных чертах чеченского народа, о войне, из-за которых кровоточили сердца матерей солдат обеих воюющих сторон, о сложных переживаниях простого парня, оказавшегося в гуще этой трагедии. Там же приводится школьное сочинение чеченской девочки Зарины, в котором потрясающе отражено восприятие ребёнком войны:

«…Моё внимание привлекла страничка из ученической тетради, исписанная каллиграфическим почерком. Это оказалось сочинением Зарины Умеровой. Айгиз говорил, что она окончила девять классов, а в десятый не смогла пойти из-за войны.

На двух листах были описаны эпизоды перестрелок, смертей, изложены впечатления ребёнка, отчаянно пытавшегося понять причины войны. Поведала она и о трагедиях, пережитых соседями и знакомыми. Где весёлые приключения школьных каникул, где восхищение неповторимыми формами снежинок, падающих с неба, вершинами далёких гор в белых шапках?! В одном месте есть три предложения: «Сунжа замёрзла. Её песня заглохла под толщей льда. На скамейке под старой чинарой больше не видно влюблённых пар, не слышно размеренной беседы седых стариков». И эти три предложения стоят целого романа. Читала когда-то про Сунжу, это стремительная горная речка, пробегающая рядом с Грозным. Запомнила, что она извилистая, и её середина даже зимой не замерзает из-за быстрого течения. Знаю, что в чеченских лесах растут орешник, бук, граб, дуб, чинара, хвойные деревья – я же всё-таки географ. Высокие горы подпирают небо, крутые скалы, зеленые равнины благоухают цветами, богаты и фруктами и ягодами – кажется, что сама природа олицетворяет характер местного народа.

Как тонко и глубоко почувствовала детская душа трагедию войны: замёрзшая река и заглохшая песня!»

Считаю, что именно в этом месте следует подчеркнуть, что Гульнур Якупова – писательница, которая в своём творчестве, как в поэзии, так и прозе, правдиво и выпукло показывает историю, культуру, патриотизм нашего народа. В частности, её поэтический дастан «Наследие» из сборника «Адам и Ева» – произведение, достойное быть включённым в школьную программу. То же можно сказать и о повестях «Кровь хищника» и «Мосты».

Писательница была награждена Почётной грамотой Президиума Башкирского республиканского совета ветеранов войны и труда за постоянное и глубокое освещение военно-патриотической темы. В 2012 году за свою повесть «Патриот» она стала лауреатом литературной премии Министерства культуры РБ и Союза писателей Башкортостана имени дважды Героя Советского Союза Мусы Гареева.

В этой статье мое внимание акцентировано только на одной сюжетной линии данной книги. Но и под таким узким тематическим ракурсом видно, насколько сильное, разностороннее произведение предложено читателю.

Я называю труд писательницы Гульнур Якуповой, показавшей в своей трилогии «Женщины» неповторимый облик нашего народа, россиян, творческим героизмом.

Предыдущие части
Автор:Фарит ВАХИТОВ, заслуженный работник культуры РБ, ветеран журналистики