Все новости
ЛИТЕРАТУРНИК
7 Марта 2020, 20:05

По ту сторону иллюзий...

…Эпоха компьютерной революции. Рождение сложной, постфантастической субкультуры «киберпанка». Киберпанк появился практически одновременно с появлением персональных компьютеров, когда стало ясно, что на свет появилась не просто какая-то новая забавная игрушка, а нечто, существенно расширяющее возможности человека.

Новый термин, появившийся случайно, оказался весьма удачным и емким. Первая часть слова («кибер») связана со словом «кибернетика», «отсылая» нас к будущему, в котором повседневная жизнь людей изменилась под воздействием высоких технологий. Глобальные компьютерные сети, регулирующие потоки информации в мировом масштабе, нанотехнологии, биологическая инженерия, ИскИн (искусственный интеллект), принципиально новые виды развлечений – все это части вселенной киберпанка. Но, несмотря на все это, главным для киберпанка является понятие «виртуальной реальности» (киберпространства) – особенного, искусственно созданного мира, находящегося внутри «компьютерной паутины». Ну, а вторая часть термина («панк») заимствована из протестной культуры. Герои киберпанка – люди «дна», изгои, анархисты, воины, борцы с Системой. Иначе говоря, те, кто выбрал иной путь.
ЧТИВО
Вне всяких сомнений, «королем киберпанка» является не кто иной, как Уильям Гибсон. Его роман «Нейромант» собрал целую коллекцию престижных премий и призов, став классикой жанра. Его же перу принадлежат шедевры анархической фантастики – «Сожжение Хром», «Джонни-Мнемоник» и еще ряд романов…
Другие авторы – Брюс Стерлинг, Джон Ширли, Майкл Суэнвик, Джефф Нун – оттачивают и совершенствуют киберпанк.
Что же отличает киберпанк от простой фантастики? В первую очередь – своеобразный стиль изложения, язык героев, «сконструированный» из уличного, хакерского и молодежного сленга, обилие научной и технической терминологии. Герой киберпанка живет обыкновенно в мрачной обстановке – это Система, которая подавляет жизнь обыкновенных людей. Как правило – это тоталитарное правительство, могущественные корпорации или общество религиозных фанатиков. Система обладает развитыми технологиями, среди которых особенно развиты информационные, – и это позволяет заставить людей верить, что им живется хорошо, хотя на самом деле это далеко от истинного положения вещей. Очень часто эти технологизированные системы прибегают к перестройке самого человека, широко используя мозговые имплантанты, клонированные органы и так далее. Так люди, живущие в этом обществе, сами становятся частью Машины.
Тем не менее, в любом обществе всегда существуют люди, которые не вписываются в рамки «правильного» гражданина, – преступники, изгои или просто те, кто хочет жить по-своему. Киберлитература фокусируется именно на таких людях и на их противоборстве с Системой, притом зачастую все заканчивается отнюдь не хэппи-эндом.
Искусственный интеллект (ИскИн) – один из самых ярких элементов киберпанка. ИскИн, по сути, рукотворный, искусственный бог, управляющий разумом всего человечества. В мире нет правительства, управленческих и руководящих структур – всем управляет ИскИн. Он везде, всюду…
КИНО
Первый кинофильм в стиле, позднее названном киберпанком, – лента кинорежиссера Ридли Скотта «Бегущий по лезвию бритвы» («Blade Runner»).
Именно здесь и проявилось первое и основополагающее отличие фильма от литературного первоисточника, которое превратило стандартную фантастику в подлинно киберпанковское произведение. Исчезло главное и единственное отличие человека от машины – разум искусственный сравнился с разумом естественным. Общество «Бегущего…» – истинно панковское. Общество ест, общество пьет, значит, у общества все хорошо – банальная психология обывателя. А банальная психология обывателя, как это ни странно звучит, идеально стыкуется с психологией панка. Пока нас не трогают, нам это (любое «это»!) по кайфу. А вот если трогать начнут…
Сама атмосфера «Бегущего…», безвыходность огромного, выживающего мегаполиса, безнадега вечного дождя и мрака, холодного неона, кричащее великолепие технологий и вопиющая искусственность этого крика, все это гигантское превосходство камня над убогостью бытия – квинтэссенция киберпанковской культуры.
А вот детище Гибсона, фильм «Джонни Мнемоник», в мировом прокате бесславно провалился. Странно, но первый действительно киберпанковский проект со времен «Бегущего по лезвию» (после имеющих слабое отношение к киберпанку «Газонокосильщика» и «Хакеров») показал свою полную финансовую несостоятельность. Причина провала вполне очевидна – здесь нет спасения мира и образовавшегося стереотипа жестокого, холодного человека…
Следующий киберпанковский фильм – «Тринадцатый Этаж» – в визуальном, стилевом и техническом планах выполнен просто безукоризненно. Здесь проявилась новая идея эдакой «игры», «матрицы», впоследствии развитая до самых сложных взаимосвязей виртуального и реального миров: мы живем в реальности, которой нет, которая является всего лишь программой, заложенной в суперкомпьютер. Мы – виртуальные личности, которыми можно с легкостью манипулировать, у которых нет будущего и нет прошлого. И весь наш мир – иллюзия, прихоть чьего-то разыгравшегося воображения, миф, легенда… Мы – заложники тесного мирка, созданного искусственно и живущего по искусственно созданным законам. И таких программируемых миров – тысячи, миллионы…
Фильм заставляет задуматься над огромным количеством вопросов и не дает ни одного ответа.
Ну и, безусловно, шедевр братьев Вачовски – «Матрица». Фильм, буквально перевернувший сознание многих, и не только поклонников киберпанка; фильм, который, возможно, войдет в историю как один из самых гениальных кинопроектов фантастики. «Матрица» соединила в себе науку и религию, затрагивая ту и другую сферу в самых глубоких познаниях. Здесь есть все: тончайшие спецэффекты, философия, гладко дополняющая стилевую окраску и «движение». Деление фильма на три части не только сделало этот фильм высокобюджетным, но и выделило время на размышления. Словом, самая что ни на есть революция мозга…
ENTER\ESCAPE
Если все вокруг лишь игра, то по каким правилам в нее играть? Ответ каждый находит для себя сам. Киберпанк не учит, КАК жить, но, возможно, он подсказывает, КОГДА жить. Всеобъемлющая, всепроникающая информация все равно, в конце концов, одержит верх. Так стоит ли нам бояться? Техника прочно обосновалась в наших домах, телах, мыслях… Кто от кого зависит? Не хочется думать, что Бог – всего лишь рациональная логическая программа, а мы – персонажи какой-то игры. Но даже если это так, то кто запретит человеку играть по собственным правилам, верить в то, что ему ближе, стать свободным в своем выборе?
Так что вы выбираете? Красную или синюю капсулу?
А. Хасанов
Читайте нас: