Все новости
ЛИТЕРАТУРНИК
19 Февраля 2020, 19:43

А.П. Чехов, врач и писатель

"Ни одна специальность не приносит столькоморальных переживаний, как врачебная". Эти слова уфимцы могут прочитать на памятнике врачу, установленному по ул. Комсомольской, 133/1 рядом со зданием Национального медицинского холдинга "Медстандарт".Еще будучи гимназистом, Антон Павлович Чехов решил связать свою жизнь с медициной, и в своем выборе никогда не раскаивался.

На медицинский факультет Московского университета Чехов поступил в 1879 г. Он слушал лекции выдающихся врачей и людей передовых взглядов – Г.А. Захарьина, А.А. Остроумова, А.Я. Кожевникова и Н.В. Склифосовского.
Именно во время учебы произошло его развитие и становление как врача, писателя и человека. В одном из своих писем издателю Суворину Чехов писал:
«Вы советуете мне не гоняться за двумя зайцами и не помышлять о занятиях медициной. Я не знаю, почему нельзя гнаться за двумя зайцами даже в буквальном значении этих слов? ... чувствую себя бодрее и довольнее собой, когда сознаю, что у меня два дела, а не одно. Медицина моя законная жена, а литература — любовница. Когда надоест одна, я ночую у другой. Это хотя и беспорядочно, но зато не так скучно, да и к тому же от моего вероломства обе решительно ничего не теряют…»
Уже с 1881 года он начинает практику врача в городе Воскресенске Звенигородского уезда Московской губернии (г. Истра), где заведовал Чикинской больницей известный тогда врач П.А. Архангельский. На практику к нему приезжали не только студенты-старшекурсники, но и молодые врачи.
Архангельский оценил профессионализм, компетентность практиканта, оставляя его единственным практикующим врачом в больнице, где он сблизился с больными крестьянами, увидел их нравы и нравы медицинского персонала.
Чехов считал, что медицинские, естественнонаучные знания помогли ему избежать многих ошибок в писательстве и помогли глубоко раскрыть мир чувств и переживаний героев его произведений.
Впечатления эти отразились в изображении врачей, больных и фельдшеров: «Беглец», «Мёртвое тело», «Сельские эскулапы», «Хирургия», «Неприятность», «По делам службы», «Горе» и др. Герой рассказа «Попрыгунья», доктор Дымов, погибает, заразившись дифтерией от ребенка.
Потом Чехов работал в Звенигороде и в селе Бабкино. Полдня он вел прием больных (30–40 человек в день). Исполняя должность уездного врача, выезжал с судебным следователем на вскрытия, выступал экспертом на суде и так далее.
В селе Бабкино Антон Павлович близко наблюдал жизнь местного населения – крестьян, уездной интеллигенции, помещиков. Здесь он написал рассказы о представителях местного населения – «Сирена», «Дочь Альбиона», «Налим», «Ведьма» и другие.
Получив диплом врача в 1884 году, Чехов на дверях своей квартиры поместил табличку «Доктор А.П. Чехов». Он продолжал лечить приходящих больных и посещать тяжёлых на дому. Половину приходилось лечить даром, другая половина платила пяти- и трехрублёвки.
В 1890 году Чехов отправился на остров Сахалин – место ссылки осужденных на каторгу. Там он произвел перепись населения острова, составив около 10 тысяч статистических карточек, собрал огромный материал о труде, быте каторжников и местных жителей, о тюремных начальниках и произволе чиновников. Чехову хотелось самому увидеть самые страшные стороны русской жизни того времени и потом рассказать о них русскому обществу, чтобы хоть немного облегчить участь обитателей Сахалина. Он хотел использовать «Остров Сахалин» для защиты диссертации, но получил отказ от декана факультета. Конечно, были у Чехова и моменты, когда он тяготился профессией врача, например, во время эпидемии холеры в 1891 году, в борьбе с которой он принял участие. В Мелихове на свои личные средства он организовал врачебный пункт, где принимал больных, за что был отмечен благодарностью земского собрания. Но: «Я одинок, ибо всё холерное чуждо душе моей, а работа, требующая постоянных разъездов, разговоров и мелочных хлопот, утомительна для меня. Писать некогда. Литература давно уже заброшена, и я нищ и убог…» В конце концов, после переезда в Ялту в 1898 году из-за болезни, Антон Павлович оставил врачебную практику. Однако он продолжал активно интересоваться достижениями медицины, читал специальные журналы.
Влияние врачебной деятельности на творчество
Чехову в своих произведениях удалось изобразить больного человека с помощью слов и выражений, понятных рядовому читателю, не прибегая к помощи научных терминов и определений, детализации, как другие литераторы, несколькими скупыми штрихами.
Академик И.А. Кассирский писал о Чехове-драматурге:
«У Чехова научно достоверно изображены различные оттенки душевного состояния человека… Научно точно, Чехов изображает болезнь и смерть своих героев».
Так, у Раневской «дрожит душа от каждого звука» при ожидании известия о судьбе вишневого сада. В «Черном монахе» передано сочетание бреда и реальности у Коврина. Название повести «Палата № 6» стало нарицательным. Здесь Чехов погружает нас во флигель земской больницы глухого провинциального городка, в котором содержатся психически нездоровые люди. Они отданы в полную власть грубого сторожа Никиты.
Тонкий психолог, Чехов явил образ учителя Беликова, героя рассказа «Человек в футляре» с его вечной боязнью «как бы чего не вышло», получивший необычайно большое социальное значение. Сегодня состояние героя можно расценить как "социофобию"
Описывая страдающего чахоткой учителя, он приводит такие черты: больной утомился при надевании парадного костюма, не хватило сил натянуть на ноги штиблеты. Писателю были знакомы также слабость и сонливое состояние, наступающие после кровотечения.
Чехов в своих художественных произведениях раскрывал причины массовых болезней и показывал, что пути их преодоления лежат в изменении социальных условий жизни, оздоровлении условий труда и быта народных масс.
Литература обязана Чехову целой галереей неповторимых чеховских образов врачей (зачастую грубых, невежественных, равнодушных, но и чутких, ранимых, бесправных), фельдшеров, неврастеников, чеховских «хмурых людей», таких, как Ионыч. Рассказав о пути, пройденном доктором Старцевым, Чехов показывает тот феномен, который в конце ХХ в. получил название "профессиональное выгорание".
Французский врач Анри Бернар Дюкло посвятил свою докторскую диссертацию теме "Антон Чехов – врач и писатель".
В этом-то и заключается главный феномен Чехова-писателя и Чехова-врача, который, в отличие от своих коллег (В.В. Вересаева и М.А. Булгакова), в течение четверти века успешно совмещал литературную и врачебную деятельность.
Эмма ШКУРКО