Все новости
ЛИТЕРАТУРНИК
14 Марта 2019, 12:39

Кто на самом деле написал стихи Агнии Барто?

Айдар ХУСАИНОВ Все знают знаменитые детские стишки про девочку Таню, которая уронила мячик, про бычка, который вздыхает на ходу... А кто написал эти стихи?

Кто, кто! Агния Барто! – скажете вы. А я в ответ вам покажу фотографию этой самой Агнии Барто. Вот посмотрите на нее и скажите, как этот человек с лицом, словно вырубленным из дуба топором, мог написать стихи для детей? Не верите?
Давайте я вам покажу еще одну фотографию. На ней Агния Барто со своим мужем, поэтом (!) Павлом Барто. Здесь ей 18 лет. Ну что, очень поэтическое у нее лицо? Ну вот прямо препоэтическое, да?
Вы посмотрите на фотографии молодых Анны Ахматовой и Марины Цветаевой! Кстати, если Агния Барто была и прямо поэтесса, почему она не познакомилось с ними, со своими коллегами по цеху?
Давайте я расскажу, как было дело.
Будущей поэтессе было 18 лет. Она была балерина. Познакомилась с наркомом Луначарским. Ну вы понимаете.
И вот ее выдают замуж за поэта Павла Барто. Она рожает сына. Поэт говорит – меня не печатают, давай устрой, раз такое дело!
А будущая поэтесса говорит – я тогда сама буду поэтессой!
Так и устроились. Он пишет, она получает гонорар и с ним делится.
Кстати, а развелись они в 1934 году, как только умер Луначарский. С чего бы вдруг?
Вот так они и прожили свою жизнь. Обоим было хорошо! Вот откуда взялась поэтесса Агния Барто!


* * *
В конце 80-х годов в Уфе в воду попал страшный яд под названием диоксин. Он там оказался не один, там был еще один яд под названием фенол. Вода из крана была отравлена, ее нельзя было пить.
И вот представьте себе, что в этот самый момент вы читаете библию и доходите до строчек – вода отравлена, пить ее нельзя, это апокалипсис. И что бы вы тогда сделали? Сказали бы, что библия – это просто стишок про какую-то местность и что говорить, что это имеет отношение к реальности, – это бред? Ну тогда вы просто очень упертый товарищ и вам ничего нельзя доказать.
А нормальный человек всегда все, что слышит, соотносит с реальностью, в которой он живет. Если он слышит дикий крик: «Пожар!», он почему-то сразу верит, принимает меры. А кто не принимает меры, кто сто раз перепроверяет или думает, что это бред, тот умирает, вот и все.
И вот с этой точки зрения посмотрим на стихотворение Барто про лошадку. Вот оно:
Лошадка
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.


Невинное стихотворение, правда? Вот только написано оно в годы массовых репрессий. И о чем же тогда говорится в этом стихотворении? О циничном подходе к живым существам. Если оно полезное, то оно будет жить, его будут расчесывать, чтобы верхом поехать в гости, то есть использовать. А если нет – то убьют.
И вот вам пример – коммунисты прямо ввели термины «спец», то есть полезный враг, «попутчик», то есть тот, с кем временно по пути, а потом расстреляем.
И это стихотворение с детства в детях воспитывает цинизм и потребительское отношение к людям. Хотите верьте, а хотите нет.
* * *
Я прочитал на днях, как в московских детских садах отравились маленькие дети. Понятно, что они съели что-то, что им дали взрослые. Детей винить не за что, но взрослые куда смотрели?
А ведь кроме обычной пищи бывает и духовная еда. Давайте посмотрим, если мы взрослые, о чем нам рассказывается в стихах для детей.
Вот один стишок.
Кораблик
Матросская шапка,
Веревка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке,
И скачут лягушки
За мной по пятам
И просят меня:
– Прокати, капитан!


О чем это стихотворение? Вроде бы все ясно, мальчик играет возле речки. Но ведь это речка, это вода и опасность! Почему он играет один? А если упадет в воду и утонет? И откуда он взял кораблик? Ему же его кто-то дал!
Значит, он играет под присмотром. Значит, рядом есть люди, и есть его сверстники. А что за лягушки его просят прокатить? Это дети, его сверстники!
Значит, кто-то озаботился, чтобы мальчик с детства считал себя выше всех, что только он человек, а остальные нет, раз у него есть кораблик!
Может, это случайность? Может, мы неправильно поняли? Прочтите еще одно стихотворение.
Вот так защитник!
Я свою сестренку Лиду
Никому не дам в обиду!
Я живу с ней очень дружно,
Очень я ее люблю.
А когда мне будет нужно,
Я и сам ее побью.


Видите? Лирический герой стихотворения так легко и просто распоряжается своей сестренкой! Как такое вообще возможно читать детям?
Эти стихи сочинила не Агния Барто, а ее первый муж Павел Барто. Под впечатлением от Гражданской войны он рассказал, что видел, какие там были взаимоотношения.
Но это же не значит, что все эти ужасы надо рассказывать нашим детям. Как думаете?
Я уже писал о том, что все стихи Агнии Барто, по меньшей мере самые знаменитые, написал ее первый муж Павел Барто. А если это так, то все эти стихи должны быть про Гражданскую войну и про жизнь при коммунистах, которые оказали глубокое впечатление на всех людей, в том числе и на поэтов, разумеется.
Возьмем для примера стихотворение про болтушку Лиду.
Что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
Так начинается это стихотворение. Весь текст заключается в оправдании лирической героини, она пытается доказать, что она никакая не болтунья.
А зачем это делать? Мало ли кто что говорит! В том-то и дело, что во время Гражданской войны страшно обострились отношения между людьми, и достаточно было появиться слуху о том, что кто-то троцкист, или белый, или шпион, или бывший, как за ним приходили гепеушники или белая разведка. Вот почему люди тут же начинали оправдываться в жалкой попытке сохранить свою жизнь. Вот откуда взялось это стихотворение, вот почему его героиня пытается нам доказать, что она честный человек и все больше запутывается в своих словах...
Какое же это было страшное время – Гражданская война!